«Американцы увидели в нас конкурентов»

 Известный российский ученый Владимир Селяев – о передовых разработках в области строительства

Владимир Павлович Селяев – известная и выдающаяся личность современной науки. Он один из первых не только в России, но и во всем мире заговорил о прогнозировании долговечности строительных  изделий и конструкций. Основатель теории химического сопротивления, которая пока отрабатывается, но в дальнейшем будет введена в обязательный курс обучения инженеров. Автор свыше 600 научных и учебно-методических работ, 130 патентов на изобретения – подготовил 2 доктора и более 30 кандидатов наук. А еще он является действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук. Сегодня в интервью с журналистом  «Мордовии» Владимир Селяев рассказывает о своей профессиональной деятельности и немного – о личном.

 

наша справка

 

Родился 21 ноября 1944 г. в с. Барашево (ныне Теньгушевский район).

Доктор технических наук, профессор, действительный член РААСН, президент научно-технического общества строителей Мордовии. 

Заслуженный деятель науки РФ и РМ. Лауреат Государственной премии Мордовии, лауреат премии Главы РМ, почетный доктор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, «Профессор года-2004» МГУ им Н.П. Огарева. 

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком ЦК комсомола, Золотой медалью ВДНХ, орденом РПЦ Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Делегат Всемирного съезда инженеров-2010 в Бразилии. 

Женат. Старший сын Павел – кандидат  технических наук, преподаватель на кафедре строительных конструкций МГУ им Н.П. Огарева, младший сын Владимир – экономист, работает в банковской сфере. 

 

 

- Владимир Павлович, в чем суть теории, которую можно назвать делом всей вашей жизни?

- Чтобы было понятно, приведу такой пример. Допустим, построили здание и сказали, что оно должно простоять 50 лет, а сколько оно на самом деле прослужит, рассчитать никто не может. Мы создали теорию, которая позволяет предсказать на сколько хватит данной конструкции. Расчеты удается осуществить во многом благодаря теории химического сопротивления, которую мы создали, кстати, тоже первыми. В фундаментальной теории сопротивления материалов рассматривается только лишь действие механических нагрузок: веса и т.д. А вот воздействие на конструкции различных агрессивных сред: ультрафиолета, газа, жидкостей, учитывается с помощью коэффициентов, которые в свое время академик Стрелецкий назвал  коэффициентами незнания. Мы предлагаем от них отказаться и все рассчитать. Это совершенно новое! Пока такой дисциплины нет ни в одной стране мира, а у нас уже по этой теме вышло два издания: в 1986 и 2000 годах. 

- Как президент научно-технического общества строителей Мордовии, какую оценку даете созидательной деятельности в республике? Новое - всегда лучшее?

- Если сравнивать с советским временем, то те сооружения, которые мы сегодня имеем, – как небо и земля. До двухтысячного года, по российскому постановлению Правительства, были большие ограничения на применение строительных и отделочных материалов. Сегодня их нет, но проблем, конечно, еще много. Например, сейчас большой популярностью пользуются пластиковые окна. Вначале они всем нравились, но потом люди стали жаловаться, что в квартирах стало душно. Все дело в вентиляции, надо по-другому проектировать дома. В Европе уже давно вентиляцию делают не только в ванной, туалете, на кухне, но и в каждой комнате, причем это делается больше в целях энергосбережения. Устанавливаются рекуператоры, которые нагревают поступающий воздух с улицы и отапливать помещение приходится меньше. В России только начинают к этому приближаться, и, думаю, что такое новшество появится не скоро, ввиду своей дороговизны. 

- Сегодня уже не строят серые «коробки», каждый дом – чуть ли не эксклюзив. На ваш взгляд, какие конструкции наиболее оптимальны для жилья?

- Изделия из дерева и газобетона, который по свойствам близок к дереву. Сегодня мы делаем новый материал для ограждающих конструкций на основе волокнистых и дисперсных систем. С ним будет теплее, он не горит и к тому же экологичен. 

- Сейчас на фасадах используется очень много стекла. Это оправдано в Мордовии, учитывая наши морозные зимы?

- На Западе дома со сплошным остеклением строятся давно. У них есть свои проблемы – внутри помещений духота, низкая влажность. Сегодня появились другие стекла, которые отражают ультрафиолет, тем не менее, применять их уместно там, где это функционально. Применение стеклопакетов при сплошном остеклении позволяет сегодня делать теплые стены, но проблема будет с герметиками – они быстро стареют. В нашей зоне строить дома со сплошным остеклением не всегда целесообразно. Это уже не вопрос долговечности, а комфортности жилья – мало кто сможет жить в аквариуме. 

- Сколько ваших изобретений нашли свое применение?

- Используются более тридцати. Например, покрытия на основе эпоксидки, которые защищают железобетонные конструкции и продлевают срок их эксплуатации, применялись на «Лисме», «Резинотехнике» и других заводах республики. Один мой дипломник открыл свою организацию и по этой технологии делает усиление полов по всей России. Есть разработки по добавкам для цементных бетонов, которые значительно улучшают технологические свойства, не меняя стоимости и т.д. 

- Какие задумки на будущее?

- Планов очень много. Есть мысли по применению пластиковой арматуры в конструкциях, в тех же бетонных изделиях. Они долговечные, а главное – радиопрозрачные. Например, в панельном доме человек оказывается, как в арматурной клетке, естественное электромагнитное поле внутри здания нарушается, а это еще не доказано, как влияет на здоровье человека. Так вот арматура из пластика не будет давать такой эффект. Конструкции будут раза в четыре легче стальных и по стоимости они не сопоставимы. Эту арматуру удобно применять и для  усиления конструкций. Сейчас этим активно занимается американская фирма «Feiv», которая хочет войти на российский рынок. Но мы ей показали, что такие идеи – нам не новы, поэтому в нас увидели конкурентов. 

- Как удается совмещать преподавательскую работу в университете, руководящую -  в НИИ строительства с академической деятельностью?

- Это образ жизни. Научная работа – специфическая – от нее нельзя уйти, даже когда отдыхаешь, в голове формулы, планы, идеи. Меня к умственной работе приучили учителя. Надо каждый день по часу-два заниматься научной работой и тогда все успеешь. Академик – как свободный художник, работает по своему графику. Сейчас я разрабатываю тему «Применение базальто-угле-пластиков при работе с железобетонными конструкциями». Это госзаказ. За него я получаю ежемесячную зарплату – 30 тысяч рублей. Потом буду отчитываться о проделанной работе перед лучшими из лучших в России. Звание академика дается не для того, чтобы почивать на лаврах и пользоваться какими-то благами, а чтобы двигаться вперед, стремиться к новым высотам и быть примером для молодых коллег. 

С.Родионова.

Фото Н.Каранов.

 

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)