Что будет с пенсией?

 Минтруда направило проект пенсионной реформы правительству

Министерство труда и социальной защиты 20 сентября внесло в правительство проект стратегии развития российской пенсионной системы до 2030 года. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте ведомства.

 

 

Накопительную часть уничтожат?

Минтруд опубликовал обновленный вариант стратегии пенсионного развития до 2030 г., внесенный им в Правительство. С Минэкономразвития и Минфином версию согласовать не удалось: они представили свои замечания и предложения, говорится в сообщении Минтруда.

Стратегия внесена с разногласиями, сказал чиновник одного из участвующих в обсуждении документа ведомств: «Все вошли в клинч». Из шести пунктов, по которым финансовое, экономическое и социальное ведомства искали компромисс, договориться не удалось только по одному: судьба накопительной части пенсии.

В обновленном варианте нет «страхового маневра», который ранее предлагали Мин-

труд и Пенсионный фонд (ПФР): на 2013-2015 гг. передать часть накопительного взноса в солидарную систему на выплату текущих пенсий (он составляет 6 п. п. из 22% от фонда оплаты труда, уплачиваемых в ПФР; изъять предлагалось 2 или 4 п. п.). Альтернативой изъятию, как объясняли чиновники Минтруда и ПФР, был отказ от изменения порядка индексации пенсий, которое предложил Минфин. В ходе обсуждения бюджета вопрос решили: бюджет ПФР на ближайшую трехлетку сверстан исходя из прежнего порядка индексации и из действующего размера накопительного взноса — 6%. На покрытие дефицита ПФР Минфин в 2013-2015 гг. перечислит 1,01 трлн, 945,2 млрд и 1,23 трлн руб. соответственно. Еще примерно 340 млрд руб. за три года ПФР сэкономит сам, в основном за счет повышения платежа для самозанятых и тарифа для вредных производств.

Однако от идеи демонтажа обязательных накоплений Минтруд не отказался. Описанная в стратегии «поэтапная трансформация» накопительной части пенсии предполагает, что из государственной обязательной она должна стать негосударственной и добровольной.

Фактически речь идет об уничтожении накопительной части, признает чиновник одного из ведомств социального блока «Ведомостям».

На первом этапе, в 2013-2014 гг., Минтруд предлагает правительству определиться с размером накопительного взноса, а гражданам — выбрать, хотят ли они копить. За это же время нужно ввести систему гарантий сохранности пенсионных накоплений, расширить перечень инструментов для их инвестирования и предусмотреть налоговые льготы для плательщиков.

За 2015-2017 гг. государственная обязательная пенсионная система становится полностью солидарной, и по умолчанию работодатель весь взнос уплачивает в ПФР. Меняется формула для расчета размера пенсии: кроме суммы уплаченных взносов в нее вводится нормативный стаж — количество лет, необходимых для получения полной пенсии в 40% от заработка (по расчетам Минтруда, он должен составлять 42 года). Граждане, которые пожелают продолжать копить, должны написать об этом заявление и доплачивать 2% из своего заработка к сумме, которую будет перечислять работодатель. Накопительные пенсии станут корпоративными и будут формироваться в НПФ, банках и страховых компаниях. За 2018-2030 гг., обещает Минтруд, корпоративным пенсионным обеспечением будет охвачено 70% населения.

«Претензии все те же», — говорит чиновник Минэкономразвития. Министерство поддерживает предоставление права выбора гражданину — копить или не копить, но считает, что заявление должны подавать те, кто предпочтет остаться в солидарной системе. Иначе по умолчанию в нее перейдет и все ранее накопленное, что приведет к резкому росту обязательств ПФР, а перспектива развития корпоративных программ окажется под вопросом из-за свертывания обязательной накопительной части. Минфин также указывал на негативные последствия перевода накоплений в корпоративные системы: отказ от обязательности платежа вызовет недоверие к накопительной системе как таковой, ее выберут немногие, а распределительная система при ухудшающейся демографии приведет к снижению размера пенсий. Кроме того, последствием отмены накоплений будет ухудшение рынка госдолга и потеря долгосрочного инвестиционного ресурса, говорится в материалах Минфина.

Одновременно отменять накопления и вводить формулу, урезающую страховую часть, тяжело, говорит источник, знакомый с ходом обсуждений: это двойной удар по обязательствам перед людьми. Максимум, что могут решить до конца 2012 г., — это добровольность участия в накоплениях, предполагает он. Из расчетов Минтруда следует, что размер пенсии в перспективе все равно снижается до 22-25% от заработка, так как размер зарплаты для расчета пенсии берется за весь период работы — десятки лет, указывал Михаил Дмитриев из ЦСР.

После недавней критики правительства президентом Владимиром Путиным можно ожидать, что накопительная часть пенсий останется, полагают аналитики Morgan Stanley, ведь указами, за неисполнение которых он отругал министров, устанавливается, что объем инвестиций должен вырасти с 21 до 27% ВВП к 2018 г., а пенсионные накопления — важнейший инвестиционный ресурс. Указы Путина предполагают рост госрасходов, финансирование которых потребует либо роста займов, либо повышения налогов, либо мобилизации дополнительных ресурсов — нефтяного фонда или пенсионных накоплений, рассуждают они.

 

Без стажа – в нищие

Страсти вокруг документа нешуточные: с одной стороны выступают минфин и экс-министр финансов Алексей Кудрин, либеральные экономисты. Им противостоят минтруд, ПФР, социально ориентированные эксперты. В чем суть разногласий?

-  Очевидно, что пенсионная система нуждается в совершенствовании, потому что у нас растет доля пенсионеров по отношению к доле работающих, - прокомментировал председатель Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев.  - При этом стоит задача дальнейшего повышения уровня жизни пенсионеров. И здесь - два подхода. “Социальщики” пытаются по меньшей мере сохранить нынешний уровень пенсионного обеспечения и ищут дополнительные источники для пополнения Пенсионного фонда.

Либеральные экономисты предлагают сократить его дефицит, сэкономив на расходах. Сделать повышение пенсионного возраста, ограничение выплат работающим пенсионерам и замораживание индексации пенсий главными инструментами пенсионной политики. То есть государственные пенсии должны быть фактически заморожены, а гражданам должно быть объявлено, что, если вы хотите получать пенсии более высокие, активнее участвуйте в накопительной части. 

При этом Исаев отмечает, что в любом случае стаж будет увеличен:

Во-первых, у нас чрезвычайно занижен стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии - 5 лет. Считаю, что необходимо увеличить стажевые требования и усилить роль стажа в размере пенсий.

Во-вторых, есть такая категория, как самозанятые - адвокаты, нотариусы, частные предприниматели. Сегодня они вносят пенсионный платеж, исходя из стоимости страхового года, равный 26 процентам от МРОТ, то есть чуть больше тысячи рублей в месяц. При этом, когда они будут выходить на пенсию, ее назначат в полном объеме. Такая схема нигде, ни в каких страховых системах не работала и работать не может. Поэтому надо принять решение: пусть выбирают - либо они полномасштабно платят с реальных заработков взносы в Пенсионный фонд, и тогда государство их страхует в полном объеме, либо рассчитывают на собственные силы, а государственную пенсию получают пропорционально сделанным отчислениям, не больше.

- Насчет накопительной части “драка” продолжается уже два года. Как найти консенсус?

- С одной стороны, 10 лет после введения накопительного компонента показали, что для абсолютного большинства тех, на кого он распространяется, эффективно не работает. Примерно 75 процентов граждан, это десятки миллионов людей, попали в так называемые молчуны, они не предпринимают никаких усилий по управлению своими накоплениями. Вся эта денежная масса остается у государства, и оно вкладывает их в устойчивые, но низкодоходные госбумаги с доходностью примерно 6 процентов годовых, что ниже уровня инфляции. То есть деньги не накапливаются, а обесцениваются. Получается, что деньги отвлечены от выплаты нынешним пенсионерам, но своей роли как подспорья будущим пенсионерам они не играют.

 - Либеральные экономисты говорят, что если сделать участие в накопительной схеме сугубо добровольным, она развалится - люди туда просто не пойдут...

- Решения, предлагаемые либералами, работают на очень узкую группу лиц, а не на основную массу работающих. Активные, экономически грамотные прекрасно смогут копить в добровольном формате. А в обязательном порядке изымать у “молчуна” 6 процентов на накопление, не давая ему гарантии хотя бы инфляцию “отбить”, это государство себе позволить не может. Большая часть средств, которая находится сегодня в накопительной системе, направлена именно через обязательное страхование. Значит, до сих пор НПФ не сумели убедить граждан в необходимости вкладывать в них деньги. И всеми силами пытаются сохранить “обязательный” приток средств.

 

Пенсионный возраст не повысят?

- Почему же вообще Правительство отказалось от повышения пенсионного возраста – самой острой и радикальной из всех обсуждаемой тем?

- Минфин искал быстрых решений, - признался министр труда и социальной защиты Максим Топилин. - Но в пенсионной политике их быть не должно. Да, надо добиваться сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Но это делается не вдруг. Это задача на 20-30 лет, а может, и больше. Можно, скажем, не платить работающим пенсионерам или повышать пенсионный возраст, как предлагает ряд экспертов. Но тогда вы нарушите уже сформированные пенсионные права. Считаю, это недопустимо. А для повышения пенсионного возраста у нас нет демографических предпосылок. В России средняя продолжительность жизни меньше, чем в Европе, США и Японии, а возраст выхода на пенсию предлагают чуть ли не уравнять с ними. Да, продолжительность жизни у нас растет, и мы уже вышли за 70 лет, но мужчины еще существенно отстают от женщин. Да, сейчас многие пенсионеры работают. Что хорошо и для людей, и для экономики. Да, наверное, когда-то люди будут сами делать выбор - работать дальше или идти на пенсию. Но сегодня те пенсионные права, которые уже есть у людей, должны быть реализованы.

Напомним, что ведомство предложило увеличить пенсионный возраст с 2015 года. Минфин считал возможным уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин, а также удвоить минимальный рабочий стаж для выхода на пенсию в рамках решения задачи по сбалансированности пенсионной системы.

 

Использованы материалы «Российской газеты»,

«Ведомостей» порталов Lenta.ru и РИА «Новости»

 

СПРАВКА

С 2002 года пенсии в России разделены на три части: базовую, страховую и накопительную. Накопительную часть, финансируемую за счет уплаты работодателем страховых взносов в размере 6 процентов от зарплаты, россияне могут передать в негосударственные пенсионные фонды или, по умолчанию, оставить на счетах госкорпорации ВЭБ.

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)