Материнский инстинкт |
В Саранске мать жестоко избила полуторагодовалого ребёнка. Кадры запечатлела камера видеонаблюдения, съёмку обнародовали в известном городском паблике. Случаем сразу занялись правоохранительные органы, историю под свой контроль взяла и региональный детский омбудсмен Наталья Юткина. Теперь женщину лишают родительских прав. А кроме того, она может попасть в тюрьму – за плечами мамаши уже приговор за убийство мужа, который отсрочили как раз из-за того, что у неё есть дети. Это видео, опубликованное в одном из городских пабликов, стало, пожалуй, главным шоком недели. Сцену запечатлели камеры видеонаблюдения на улице Татьяны Бибиной. Мать возле детской площадки сначала даёт сыну оплеуху такой силы, что ребёнок падает на землю, а потом и вовсе уводит мальчика за трансформаторную будку, где продолжает свой жестокий воспитательный процесс – продолжает трепать и бить сына по голове. Только за первые сутки в Интернете ролик набрал больше ста тысяч просмотров. В обсуждениях пользователи обратили внимание, что мальчик совсем не сопротивляется и, кажется, даже принимает удары как должное.
Как выяснилось, жертве такого проявления материнского инстинкта всего 1,5 года. Психолог Татьяна Авдонькина такое поведение маленького человека объясняет с профессиональной позиции: «Ребёнок в таком возрасте ещё находится в стадии слияния с мамой, то есть он очень сильно к ней привязан и зависим от неё. У него ещё не существует какой-то оценки – хорошо или плохо поступает с ним мама, то, как она ведёт себя с ним является для него единственным возможным вариантом. Он к ней привязан и поэтому нуждается в связи с ней. Поэтому он никуда не может убежать. Он не понимает, что такое защитить себя или спасаться. На этом периоде единственным защитником и спасателем является для ребёнка мама.
Непростая семья
Женщине, которая должна бы защищать своего ребёнка и быть ему спасателем, как выяснили правоохранители, 34 года. Полуторагодовалый сын – не единственный её ребёнок. Есть ещё двое. Но мать она далеко не самая примерная. «Указанная гражданка судима за совершение особо тяжкого преступления с отсрочкой отбывания наказания до достижения младшим ребёнком 14-летнего возраста. При этом она неоднократно привлекалась к административной ответственности за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних», –
рассказали в региональном МВД.
Особо тяжкое преступление – это убийство мужа. В ноябре 2020 года женщина, избивавшая собственного сына, прямо в собственной квартире, где были в тот момент и дети, зарезала супруга. А в июле 2021 года Октябрьский суд Саранска приговорил многодетную мать к 5 годам колонии общего режима. И отсрочку от отбывания наказания вплоть до 2033 года, судя по всему, обеспечивал как раз этот малыш.
Не единственный и не последний случай
Уполномоченный по правам ребёнка в Мордовии Наталья Юткина рассказала, что это не первый и не последний подобный случай. Жестокое обращение с детьми, к сожалению, дело житейское – констатировала детский омбудсмен республики. Об этом же говорит и психолог: «Это очень распространённая ситуация, но она сокрыта, она закрыта от нас. И мы должны не только наказанием, ограничением решать эту проблему, а смотреть в корень её, искать причину. Потому что агрессия, жестокость матери по отношению к своему маленькому ребёнку передаётся из поколения в поколение. Это женщина уже в своей психике несёт эту причину, как, например, подобный сценарий отношения к ней в детстве. Опять же, копая глубже, откуда это идёт? Это взаимоотношения с мужчиной. Ведь агрессия, которую женщина выражает на детей, – это единственный способ, в принципе, как женщина может выразить свою агрессию. Она её выражает либо на ребёнка, либо на саму себя, на своё тело. Других инструментов в нашем общественном укладе у женщины нет».
Маленький, беззащитный, искренне привязанный к маме ребёнок – идеальная жертва, которая не даст сдачи и даже не будет жаловаться. Именно поэтому обнародуются единичные подобные истории, а найти и наказать нерадивых родителей крайне сложно.
Реакция правоохранителей
В этот раз случай обнародовали. Опубликованное видео стало поводом для реакции правоохранителей. Запись камеры видеонаблюдения и очевидцы – это уже повод, чтобы применить к нерадивой мамаше правовые санкции. «По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия организовано проведение процессуальной проверки, в рамках которой будут установлены все обстоятельства произошедшего. По результатам проверки будет принято соответствующее процессуальное решение», – рассказали в региональном Следкоме.
Всех троих детей изолировали от матери – отправили в центр временного содержания несовершеннолетних, где с ними работают психологи и медики.
Последствия
Каждый шаг, движение, слово родителей влияют на будущее детей, говорят специалисты. И в этой истории последствия – огромные. В первую очередь для детей. Изоляция от мамы, рассказала психолог Татьяна Авдонькина, это травматичная для ребёнка ситуация. Малыш лишается базовых, необходимых ему условий – материнской заботы, телесного контакта, который так важен, чувства безопасности. Но это только в том случае, когда речь идёт о по-настоящему заботливой, любящей матери. «Если мы говорим, что ребёнок лишается связи с мамой, которая не обеспечивает ему базовые условия, то эта травма будет менее опасной, нежели та, которая есть сейчас. Потому что, когда мы видим проявление материнской агрессии по отношению к ребёнку, маленькому ребёнку, это чревато опасностью для жизни. Мы не можем гарантировать, что взаимоотношения с такой женщиной не закончатся трагедией. И тогда, выбирая изоляцию от такой женщины, мы сохраняем хотя бы жизнь».
Только остается вопрос, какой будет эта жизнь? Жестокость по отношению к детям и побои не проходит бесследно как на психологическом, так и на физическом уровне. «Голова – это вообще наш орган управления, который влияет на работу всех функций организма. То есть это влияние уже будет нарушено – это и возможные кисты, и различные воспалительные процессы, и опухоли, которые могут развиваться. Это задержка в речевом развитии, задержка в волевом развитии, искажение привязанности, то есть этот ребёнок в будущем будет тянуться к тем людям, которые будут причинять ему зло, вред. Он будет не понимать, но станет к ним тянуться, потому что для него этот объект – мама, которая ему нужна, как воздух, как сама жизнь. Отсюда и зависимости, и искажения уже в том, что он точно так же либо будет битым, либо будет бить», – анализирует ситуацию Татьяна Авдонькина.
Теперь, когда история вышла в публичную плоскость и подключились правоохранители, последствия будут и для самой женщины. Если после всей этой истории мамашу лишат родительских прав, она отправится за решётку гораздо раньше, чем решил суд в 2021 году. А детей отправят в интернат, где, возможно, найдутся люди, которые смогут компенсировать недостаток материнского инстинкта – любви, заботы и защиты.
Женская жестокость как проблема общества
Женская жестокость – проблема, которая существует долгое время. Социальная роль запрещает женщине проявление агрессии в принципе. Такое состояние копится порой годами, а потом выливается в последствия. Однако нельзя смешивать понятие психически здорового и нездорового человека.
«Та ситуация, которую мы видим, – это извращение, это уже отклонение от нормы, это уже психическое отклонение от роли матери, от роли женщины. То есть та, которая даёт жизнь, эту жизнь отбирает. Это уже что-то с психикой, которая есть результат нашего общественного уклада, – даёт оценку увиденному психолог. – В ситуации, когда женщина совершила убийство, она уже не относится к здоровой женщине и матери. Она уже преступница. Она уже нарушила определённую социальную планку нормы. И не только нормы человеческой, женской, материнской нормы. Она уже не несёт функцию матери, потому что у матери функция – защита, забота, любовь, создание условий для роста ребёнка. Здесь она её не несёт, и она уже к этой функции не относится. Она уже просто опасный человек рядом с маленьким ребёнком, который к ней привязан. И женщина, которая совершила уже преступление, она не может находиться рядом с ребёнком, потому что все чувства, которые она сейчас переживает, ужасны. И ей некуда их «слить», кроме как в ребёнка. Для неё сейчас он – контейнер. Вообще ребёнок для женщины – это продолжение её самой, и всё, что она не может выразить мужу, маме, кому-то ещё, она несёт это ребёнку. А чего она не может выразить? Злость, раздражение. И она несёт это туда, где нет ответа, где нет сопротивления, где не дадут сдачи. И это трагедия. И вот с этим нужно работать с самого начала, с момента подготовки к материнству. Потому что мало родить ребёнка, важно ещё и быть готовым к его рождению, воспитанию, становлению. Если говорить про эту ситуацию, нездоровую, ущербную, искажённую и извращённую форму материнства, где она ребёнка использует как «контейнер» для своей злости, то мы уже говорим о преступлении. И конечно же, причина в том, что она сама, скорее всего, прошла через такие же способы взаимодействия с ней в детстве, но она может о них даже не помнить. Потому что в этот период, в 1,5 года ребёнок ещё не говорит, и это всё остаётся только на уровне тела, телесных реакций. И в будущем этот человек, который прошёл через детское насилие, будет точно так же проявлять насилие по отношению к другим людям, детям. Это, с одной стороны, сформировавшийся сценарий, а с другой стороны, у неё нет инструмента контроля себя, инструмента осознания, что эти чувства неадекватны. Так травмы передаются из одного поколения в другое, агрессия передаётся как способ воспитания, воздействия, приводящие к трагедиям. Именно это очень опасно, и с этим нужно работать комплексно, с аспектом воспитания, с тем, чтобы помочь женщине войти в контакт со своими состояниями и проявлять свои чувства адекватно. Потому что, чтобы дойти до трагедии, дойти до убийства, энергия должна быть накоплена: сначала это раздражение, потом это злость, потом это агрессия, потом это гнев, потом – ярость. Эти состояния нужно научиться замечать и выражать – пока это маленькое, его легко выразить через слова, тогда эта негативная энергия не накапливается», – резюмирует психолог.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |