Пандемия закончилась |
В Мордовии отменён «ковидный» указ главы региона, вступивший в силу ещё три года назад, весной 2020 года. Это значит, что в регионе отменены даже немногие остававшиеся ограничения, связанные с пандемией COVID-19. О её финале месяц назад объявила Всемирная организация здравоохранения. На передовой борьбы с инфекцией вместе с врачами всё это время была первый вице-премьер регионального кабмина Галина Лотванова. Она согласилась дать эксклюзивное интервью «Мордовии». – Галина Алексеевна, три года пандемии позади, многое можем вспомнить мы, а Вы, я уверен, ещё больше. А какой период был самым тяжёлым?
– Самыми тяжёлыми были первые месяцы, когда мы не знали, что и как. Когда в самой пиковой ситуации мы разворачивали 2780 коек (а весь коечный фонд в республике – 5400). Это очень много, и наши медицинские работники, организаторы здравоохранения – большие молодцы, потому что мы смогли сорганизоваться, развернуться и оказывать медицинскую помощь. Время пандемии было очень сложным, и оно заставило нас проанализировать ситуацию с организацией медицинской помощи, в том числе по инфекционным заболеваниям.
– Это такой стресс-тест был для системы здравоохранения, справилась ли с ним система?
– Время было разное, была статистика и лучше российской, и хуже российской. Весь вопрос в том, что мы правильно организовали маршрутизацию, чтобы работать в лечебных учреждениях, работать в амбулаторном звене. Нам очень помогал «Биохимик», который выделял в том числе и спонсорскую помощь. А медикаменты наши участковые врачи разносили по домам, чтобы не распространять эту заразу везде и повсюду. И мы делали всё, чтобы люди лечились и на дому, и в лечебных учреждениях. Сложное было время, и приходилось людям ждать, особенно на первом этапе, но всё это на сегодняшний день улеглось.
– Приводит ли перенесённая коронавирусная инфекция к каким-то отложенным последствиям, осложнениям?
– Ковид не проходит просто так, последствия после него мы констатируем, и не зря на сегодняшний день мы говорим, что медицинский осмотр, профилактические осмотры, диспансеризацию должен пройти каждый человек. Для этого у нас есть всё. Чтобы далеко не уходить от темы, перенесённый ковид может повлечь заболевания лёгких, опорно-двигательной системы и другие. Не проходя диспансеризацию, не проходя профосмотры, мы можем упустить заболевание. Поэтому я обращаюсь к нашим жителям, особенно к возрастной категории: надо в обязательном порядке прийти и пройти профосмотр и диспансеризацию. Мы в этом очень заинтересованы, чтобы снять острые вопросы.
– Ограничения сняты, тот самый «ковидный» указ отменён. Можно ли расслабиться и вздохнуть свободно?
– Что ковид совсем ушёл – этого сказать нельзя. Он есть, он будет с нами жить, как и другие заболевания. Он изменился, да. Но мы помним, что было время, когда у нас совсем не болели гриппом. Был ковид. А в этом году мы чётко понимаем: вот это – ковид, это – заболевания ОРВИ, это – грипп. То есть сейчас мы входим в нормальную эпидситуацию. И мы входим в группу регионов, где, по мнению Роспотребнадзора, ограничения могут быть сняты. Поэтому указ и был отменён.
– Вы сейчас обратились к читателям, особенно к старшему поколению, а ведь за эти три года таких обращений было очень много. И мне порой казалось, что не так страшно заболевание, как отношение к нему людей. Потому что, когда начиналась прививочная кампания, откуда-то повылазили, извините за выражение, антипрививочники; велели носить маски – нашлись те, кто принципиально был против, вопреки здравому смыслу. Как найти с людьми общий язык и правильно до них всё донести? Это же тяжело!
– У нас в каждой медицинской организации есть группы людей, это, в первую очередь, участковые врачи, которые разъясняют, почему и как, но, наверное, недостаточно, потому что нам нужно дойти до каждого. И чем больше людей мы охватим той же диспансеризацией, тем лучше им же будет. Наверное, нам нужно больше вести разъяснительной работы. Отмечу, что Мордовия – в десятке лучших регионов, где активно проходит плановая диспансеризация.
– Позвольте личный вопрос. Вы же тоже переболели?
– Да, я болела два раза. Первый раз не так тяжело, но лежала в госпитале. А второй раз ковид присоединился к гриппу. Была высокая температура, болела тяжело. Но я хочу сказать, что надо проходить осмотры, чтобы понимать: эти последствия не повлияют на состояние здоровья.
– Ограничения сняты, но, как мне кажется, всё равно нужно прививаться, нужно и маску носить, если у тебя кашель и насморк…
– Конечно, я ещё раз хочу сказать, ковид никуда не ушёл. Не ушли и простудные заболевания, ОРВИ. Вообще ношение маски – это культура человека и отношение к другим людям. Когда человек кашляет, чихает, и он едет в общественном транспорте – для того, чтобы защитить людей, которые рядом, нужно носить маску. Для того, чтобы не передавать эти инфекционные заболевания, нужно мыть руки. И чем чаще обрабатывать руки – тем лучше, ведь было время ковида, когда мы мыли, обрабатывали, носили маски. И это в какой-то части защитило от какой-то массовой распространённости. Поэтому, дорогие наши жители, я ещё раз ко всем вам обращаюсь: нужна диспансеризация, нужен профосмотр, и для того, чтобы не было других заболеваний, нужно элементарно обрабатывать руки, носить маски.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |