Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–14 от 22 февраля–5 апреля 2023 года, №16–17 от 19–26 апреля 2023 года, №19 от 10 мая 2023 года)

 
«Химмашевский» лидер под  прицелом. Или, почему не нажали на курок?
 
 Каждый раз, просматривая информацию, размещенную на сайте одной популярной газеты, известной своей резкой «антиМеркушкинской» риторикой, можно только удивляться противоречивости изложенных там сведений. Просто полет творческой фантазии. Особенно, когда дело касается одной одиозной личности, оставившей заметный след в криминальной истории Саранска. Одни заголовки чего стоят! Например, такой: «27 лет назад убили политика, ученого, предпринимателя Еникеева. Заказчики преступления так и не установлены».
 Вот тебе раз! Не установлены. Странное признание. А как же все прежние намеки газеты в адрес бывшего Главы Республики Мордовия, что это именно он выступал в роли «заказчика»?! Выдумка журналистов? Откровенная ложь? Намеренная провокация?! С целью потрепать нервы, вывести из себя.
 Но «газетным провокаторам» не удалось добиться желаемого. Н.И.Меркушкин спокойно выдержал клеветнические нападки оппонентов из прессы, которая, еще несколько лет назад, «с придыханием превозносила его до небес». Он поступил мудро, не стал давать повода, оправдываться, пускать в ход компромат на «желтую прессу» и вступать в бесполезную полемику. Не опустился до их уровня оскорблений, навешивания ярлыков и копания в грязном белье. Понимая, что ангажированная газета только этого и ждет. Что ей нужен скандал с использованием известной фамилии! Как говорится, «собака лает, ветер уносит!».
 Несмотря на то, что за 27 лет прошедших со дня убийства предпринимателя, состоявшего на оперучете МВД как лидера ОПГ «Химмаш», созданной на его деньги газете так и не удалось узнать ничего нового о «преступлении минувшего века», она продолжает нагнетать страсти. На том же сайте можно узнать, что «когда убийцы выбегали из четвертого корпуса, их сопровождала машина «Нива», принадлежавшая высокопоставленному силовику». Вот это да! Неужели за рулем сидел министр Косов в милицейской форме с погонами и лично все контролировал по рации?! Но это вряд ли. Ведь 23 октября 1995 года Косов уже был уволен с должности министра. Он проработал на этом месте 2 года и 10 месяцев. А «Химмашевского» ученого и политика Еникеева застрелили 27 октября. Не сходятся концы.
 Так и хочется спросить: а Главу РМ Меркушкина, прогуливающегося рядом с 4 корпусом, никто случайно там не видел?! 
 Такими темпами лет через 20 еще чего-нибудь «сенсационное» узнаем. Например, какого цвета была «Нива». Но возникает вопрос: а куда эта «Нива», если, конечно, она там была, могла сопровождать убийц?! И, главное, зачем?! Тот, кто хоть раз был на ул. Советская, где расположен 4-й корпус МГУ, знает, что от него, через дорогу, расстояние метров 200 до дома по ул. Рабочая. В ту сторону и убежали киллеры. Только в 1995 году на месте дома была стройка, а рядом – гаражи, магазин «Механического завода» и заросший бурьяном и репейником пустырь. Где преступники и скинули «паленые» автоматы. Никакая «Нива» там не проедет. А может, они хотели на этой «Ниве» с места преступления скрыться?! Ну вот, представьте себе, четверо убийц, второпях, по очереди, залезают в тесную трехдверную «Ниву», которой управляет «высокопоставленный силовик». И она на скорости уносится прочь. 
 И почему тогда, вслед за убегающими через ГЛАВНЫЙ ВХОД киллерами, не бросилась охрана авторитетного депутата, которая стерегла его в машине возле университета?! Уж «Ниву» – то они догнали бы! Или сообщили ее номера и приметы в ГАИ! Почему «плохо среагировали» еще два охранника, находившиеся рядом в момент нападения? Один из них сидел на заднем ряду в аудитории и, при первых же выстрелах, нагнулся под парту. Второй тоже ничего не смог сделать против АКМ, направленного в его сторону. Интересно и то, что во время осмотра территории, где киллеры сбросили оружие, один из милицейских начальников Угрозыска, почему-то «случайно не заметил» в репейнике автомат… 
 Кстати, популярная газета и не подозревает, что бизнесмена и учредителя Ассоциации «30 век – Саранск – Экспорт» могли ликвидировать еще летом 1994 года. Вскоре после того, как возле магазина «Ветеран» на ул. Б.Хмельницкого неизвестные стреляли в Рашида Манёрова. Тогда уголовный лидер не пострадал. Может, его только хотели «предупредить» таким образом. По своим «уличным» каналам он выяснил, «от кого ему прилетело». Подозрение сразу пало на «Химмашевских».
 Оставшийся в «Юго-Западе» на «хозяйстве» А.Блохин начал готовить ответную акцию против Профессора. Выстрелы в своего авторитетного наставника они прощать не собирались. Несколько дней за Еникеевым посменно следили сразу несколько экипажей «Блохинских». Меняя машины и номера на них. А информацию о том, что он вечером собирается ехать на «Саранский электроламповый завод», расположенный на ул. Титова, «слил» им один из его самых верных и близких соратников. Точнее, он старался казаться таким, до поры до времени, руководствуясь указаниями Манерова. Машину Еникеева, белый «ВАЗ-21099» (гос.номер в***хо), проследили до самой проходной «СЭЛЗ». Туда он приезжал к своему хорошему знакомому директору, потолковать о делах и посидеть вечерком в сауне. Одно время Еникеев даже встречался с секретаршей директора. Которая очень удивлялась тому, что доцент МГУ им. Н.П.Огарева ходит в бронежилете и с оружием. Он обещал взять её с собой в зарубежную поездку. Но, когда она оформляла документы на загранпаспорт, с ней провели «воспитательную» беседу в Министерстве безопасности РМ о том, что «не стоит усложнять себе жизнь, надо хорошенько подумать, прежде чем выезжать куда – либо с этим человеком». Поездка так и не состоялась.
 В тот июньский вечер «Химмашеский» лидер приехал с водителем и двумя охранниками. К акции, которую санкционировал Р.Манёров, было все готово заранее. Двух исполнителей подобрали из числа бывших «Щукарей». Им сказали, что Профессор – враг и его надо «валить». Засада ждала его на территории завода, спрятавшись в салоне старенькой, грязной «ВАЗ-2104». 
 «Четверка» 1986 года выпуска, без номеров, «наглухо» тонированная, целую неделю простояла возле кирпичного забора. И уже не привлекала внимания дежурных сторожей предприятия. По указанию Блохина, ее пригнал на завод один из работяг, живший на ул. Набережная, в юго-западном районе. Попросил знакомого сторожа «оставить ее на время». Типа, движок «барахлит». Не заводится. Даже за ворота не выгнать. Тот махнул рукой, ладно, оставляй. Поставь возле забора, чтоб начальство не придиралось. Понятно, что никаких камер видеонаблюдения за территорией тогда еще и в помине не было.
 Месяцем ранее эту «четверку» угнали по заказу «Блохинских» из гаража по ул. Пушкина, на Светотехстрое. Ее владелец, пожилой, сильно пьющий военный пенсионер, обратился в Пролетарский РОВД с заявлением о пропаже лишь неделю спустя после угона. Там бывшего прапорщика танковых войск выслушали, взяли заявление и сказали, что примут «все меры» для ее поиска. На том все и закончилось.
 Разведка «Юго-Западских» отследила, когда машина с Еникеевым тронется с ул. С.Разина, 17 в сторону завода. В это время стрелки уже сидели на позиции. Вход в заводоуправление хорошо просматривался и фигуры людей представляли собой удобную мишень. С расстояния в 70 метров сложно было промахнуться, стреляя очередями из двух автоматов. Охрана бизнесмена разместилась в приемной директора и смотрела по телевизору какой-то боевик с Ван Даммом. 
 В тот вечер совершить акцию «Блохинским» помешала только случайность. 
 Один из стрелков, сидевших в салоне «четверки», некий Матвеев, вдруг узнал в стоявшем рядом с Еникеевым невысоком, немолодом мужчине, сотрудника КГБ. Этот «комитетчик» несколько раз допрашивал его в 1993 году в СИЗО МБ РМ на ул. Л.Толстого, 6. Тогда, вместе с другими подельниками, его задержали по подозрению в причастности к убийству сотрудника ведомственного изолятора МВД РМ капитана А.Гагарина. 
 Можно сказать, что в тот раз присутствие чекиста спасло Еникеева от пуль. Когда-то он курировал светотехническое объединение, потом сохранял связи с его директором. Приезжал к нему на «рюмку чая». Иногда вместе с Профессором. У них была не дружба, а скорее, деловое сотрудничество во взаимовыгодных целях, представляющих интерес для обоих. Он хорошо знал и его дядю, А.З.Еникеева, еще по работе в Лямбирском районе. Перед выходом на пенсию чекист заранее готовил себе «пути отхода» на непыльную, хорошо оплачиваемую работу. И коммерческие структуры Ассоциции «30 век» как раз подходили для этого. Ну, а то, что, в справках МВД она значилась как ОПГ «Химмаш», так это для ментов «головная боль». А Еникеев работает легально, развивает экономику, коммерцию, отходит от чистого криминала. Так рационально рассуждал подполковник, думая, к какому берегу ему пристать.
 А «Блохинский» стрелок глядел на него через прицел автомата. «Что-то здесь не так, – одними губами прошипел он напарнику, который пригнулся в салоне «четверки» с АКМ в руках. – Похож, Профессор «комитетского» с собой притащил. Вот, непруха. Че, и его валить, что ли?!
– Про гэбэшника никто не говорил. А наши, кажись, не видели, как он в машину к Профессору сел.
– Он, наверное, на «девятке» раньше приехал. Она у ворот стоит. Номера себе, ментовские повесил, гнида. 
– Ну и че делать?!
– Сваливаем. На гэбиста мы не подписывались. Так старшим и скажем. Профессору фартит. Живучий. 
 Стрелки не знали, да и не могли знать, что два месяца назад гэбист вышел в отставку.
 Дождавшись, когда Еникеев, «комитетчик» и директор скроются за дверями, стрелки выскользнули из «жигуленка» и, перебравшись через забор, оказались на ул. Кутузова. Там их ждала «восьмерка» цвета «мурена», без задних номеров и с водителем за рулем. Автоматы сунули в багажник под мешки с картошкой.
– Все равно достанем его! – подытожил один из них.
 «Восьмерка» поехала частным сектором на ул. Павлова. В одном из стареньких домов был оборудован тайник, где и спрятали автоматы. После этого машина направилась в сторону Юго-Запада.
 Доложили Блохину. Он Манерову. Тот был недоволен. Но услышав про кэгэбэшника, поморщился, сказав, что «конторских» валить, это уж слишком, беспредел… Но Профессор все равно не жилец. «Под крестом» ходит». 
 В августе 1994 года, понимая, что обстановка вокруг него накаляется, Еникеев авиарейсом из Москвы вылетел в Германию. Туда, благодаря питерским связям, он был приглашен для участия в международной научной конференции. Вместе с ним был и известный коммерсант, директор «инвалидной» фирмы, чей отец до середины 80-х служил в КГБ МАССР. Узнав об этом, из МВД Мордовии в дежурную часть ЛОВД аэропорта «Шереметьево» отправили ориентировки на Еникеева и его спутника для их задержания. Говорили, что это распоряжение замминистра Разина, с которым у Еникеева сложились очень неприязненные отношения. Объективных причин задерживать данных граждан у милиции не было. Но обоих сняли с рейса при прохождении паспортного контроля. Поездка могла быть сорвана, если бы из аэропорта не догадались сделать запрос в МВД РМ, а на каком основании нужно задерживать этих людей если они не находятся в розыске?! После разбирательств их отпустили. И они улетели следующим рейсом. Но нервы потрепали и неприятный осадок остался.
 Понимая, что МВД не оставит его в покое, Еникеев предпринял попытку проникнуть в «большую политику» и получить депутатский мандат. Он был зарегистрирован кандидатом на выборах в депутаты Государственной Думы РФ, которые должны были состояться 12 декабря 1994 года от партии «Выбор России», возглавляемой вице-премьером правительства Е.Гайдаром. Но что-то не сложилось, и фамилия Еникеева не вошла в окончательный список «партии власти». Он полагал, что стать депутатом Госдумы ему «помешали» его недруги из МВД Мордовии – Разин и Косов. Якобы они собрали какой-то компрометирующий материал на него и по своим милицейским каналам отправили его в Центризбирком. Интересно, что от этой же партии в депутаты Совета Федерации РФ тогда выдвигался и бывший министр МВД МАССР генерал В.Солтаганов, возглавлявший в Москве ГУЭП МВД и никогда не терявший связей с республикой.
Осенью 1994 года, решив переждать «смутные времена» подальше от Мордовии, где милиция объявила охоту на «Химмашевских», Еникеев уехал в Санкт-Петербург. Там у него со времен учебы в аспирантуре Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта были налажены связи, в том числе и в «определенных кругах».
 Но его «достали» и там. Причем, его местонахождение «слил» тот же человек, из близкого круга. В итоге, Еникеев был задержан оперативниками мордовского и питерского Угрозыска в одной из частных квартир. Но это уже другая история…
 Что касается стрелков, поджидавших его в «четверке», то Волчков будет убит в том же году своими соратниками по ОПГ. Матвеев переживет его ненадолго. В 1995 году «восьмерку», в которой он ехал, расстреляют на ходу из другой машины «Борисовские» на пр. 70 лет Октября на Химмаше.
 А Профессору тогда просто повезло. 
(Продолжение следует)
С. Малайкин
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)