Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–14 от 22 февраля–5 апреля 2023 года, №16–17 от 19–26 апреля 2023 года)

 
Экскурсия в прошлое. Появление первых группировок, или зачем «бросать камни» в Меркушкина?
Сегодня, если читать только одну популярную газету, испытывающую  болезненную неприязнь к бывшему Главе РМ, можно сделать неутешительный вывод – все преступные группировки появились в республике при Меркушкине! А до этого в Мордовии криминала не было. От слова совсем. Но вот, как только он стал Главой в 1995 году, то все эти «Мордовские», «Светотехстроевские», «Юго – Западские» и возникли. Мало того, управлялись и контролировались им. Даже их внутренняя структура была устроена по типу заводской или совхозной – «бригадиры», «звеньевые», «старшие». Прямо какой-то передовой отряд ударников ОПГэшного труда!
Поверить в бред, распространяемый газетой, созданной в начале 90-х годов при поддержке ОПГ «Химмаш», может только очень наивный читатель, слабо представляющий себе процесс возникновения и формирования организованной преступности в республике. 
Ну, скажите, каким образом Н.И.Меркушкин мог иметь отношение к появлению группировок, если самая первая из них образовалась задолго до его прихода во власть?! Еще в начале 80-х годов в микрорайоне Светотехстрой появилась группа боксера А.Квалдыкова, по прозвищу «Калека». Ныне уже покойного. Позже к нему присоединились другие именитые спортсмены – боксеры, борцы, дзюдоисты. Некоторые из них чемпионы, многократные призеры международных и всесоюзных турниров. Многих уже нет в живых. Все они друг друга знали, тренировались в одних спортзалах, спортлагерях, секциях. В том числе в спортивном обществе «Динамо» МВД. Вместе ездили на соревнования. Стояли на чемпионском пьедестале под флагом и гимном СССР. Изначально никаких криминальных намерений у них не было, они объединились для защиты своей территории от так называемых «чужаков» с Химмаша и Юго-Запада.
А Н.И.Меркушкин, в том далеком 1982 году, работал первым секретарем мордовского обкома ВЛКСМ. И выявление лиц, причастных к организованной групповой преступности никак не входило в сферу его обязанностей и полномочий. Для этого были МВД и КГБ. Вряд ли ему приходилось слышать и что обозначает аббревиатура ОПГ, которая лишь к концу 80-х прочно войдет в жизнь советских граждан как «организованная преступная группировка».
В начале восьмидесятых такого понятия еще и в помине не было. Ни в советском законодательстве. Ни на бытовом уровне. Во всяком случае, даже в МВД СССР этот термин старались не употреблять и не произносить вслух. Молчали и органы КГБ, направляя все усилия на выявление вражеских шпионов и пресечение идеологических диверсий, а не на противодействие зарождающейся организованной преступности.
Вспомним, какими они были, эти 80-ые для страны. Время тотального дефицита и накопления капитала дельцами теневой экономики. Которая уже практически вышла из тени и по своим финансовым оборотам приближалась к масштабам государственной. Страна и весь советский народ, под мудрым руководством партии, семимильными шагами двигались в светлое коммунистическое будущее, все больше отставая в экономическом плане от развитых стран. 
 Согласно официальной статистике МВД, организованной преступности, как социального явления, в стране победившего социализма не существовало. 
Но, по оперативной информации, поступающей с мест, в далеких южных республиках, на окраинах рабочих новостроек и микрорайонов Казани, Свердловска, Москвы, Ленинграда и других крупных городов уже зрело то, что потом на долгие годы прочно войдет в сознание наших граждан под грозным именем ОПГ.   
Наш Саранск, стремительно разросшийся от наплыва рабочего люда, просто задыхался в своей унылой провинциальности. Обыденная действительность и отсутствие современной инфраструктуры начисто лишали город какой – либо привлекательности. Все места развлечений, доступные для взрослой части населения, можно было пересчитать по пальцам: три ресторана – «Центральный» (в народе его называли просто «ЦК»), «Национальный» и ресторан в гостинице «Саранск». В 1987 году появится еще ресторан «Огни Саранска». Но он находился далеко, на окраине Химмаша. И добраться до него, не имея автотранспорта, было сложно. В его открытии было заложено рациональное зерно – дать толчок развитию микрорайона Химмаш, сделать его привлекательным для молодежи. К сожалению, хорошая задумка быстро превратилась в место пребывания криминальных элементов. Туда, на мотоциклах (машины были далеко не у всех!) или на такси, приезжали «крутые» парни из Лямбиря, Кривозерья и Белозерья. Там же, за кружкой пива, проводили время ранее судимые жители Посопа и ТЭЦ-2. Драки с битьем посуды и стекол, вызовы дежурных нарядов милиции стали «визитной карточкой» ресторана. Со временем люди просто перестали в него ходить. И вскоре он закрылся. Долгое время стоял заброшенный и никому не нужный.
Ещё было безалкогольное кафе «Льдинка», на проспекте Ленина, куда выстраивались очереди от магазина «Восток». В конце 80-х оно сгорело. По официальной версии «из-за короткого замыкания». По неофициальной – ночью его облили бензином и сожгли «Юго-Западские» братки «за неуплату дани». Позже открылись кафе «Весна» и «Морозко». Также для городской молодежи под эгидой комсомола проводились ежегодные музыкальные фестивали «Красная гвоздика» с участием самодеятельных ВИА, дискотеки с обязательным списком «проверенных эстрадных исполнителей». В кинотеатрах «Октябрь», «Победа», «Мордовия», «Юность» неделями крутили одни и те же фильмы. Вот, пожалуй, и всё. Причем, все это было расположено в центре города. В новых микрорайонах – Химмаш, Светотехстрой, Юго-Запад не было и этих развлечений. Молодежь вечерами устремлялась в центр.
Нет ничего удивительного в том, что со временем молодая энергичная кровь новых поколений уже не вмещалась в тесных, серых и однообразных трущобах многоэтажек и новостроек. Она требовала выхода. И однажды, выплеснувшись оттуда, на два десятилетия залила улицы Саранска волной кровавых разборок пресловутых «контор».
За эти годы в «уличных войнах» погибло более 200 человек. С середины 80-х молодые парни безжалостно истребляли друг друга – стреляли, резали, рубили, взрывали. Из – за чего? Сначала из-за банального дефицита – спортивных шапочек и кроссовок «адидас», джинсовок, курток «аляска». Современной молодежи это трудно понять и даже объяснить! Что такое вообще было возможно! Убить за кроссовки! Потом – из-за денег, доходов с пивных ларьков, кооператоров, коммерческих киосков, магазинов, продажи цветмета. Надгробия на их могилах служат горьким напоминанием о том времени, когда человеческая жизнь не стоила ровным счетом ничего. 
Сегодня первые деятели, стоявшие у истоков молодежных неформальных объединений под названием «конторы», лежат на кладбищах, спились, погибли от наркотиков, пропали без вести, отбывают сроки заключения или вернулись из мест лишения свободы. Выжили лишь единицы. Они легализовались, остепенились, обзавелись семьями, стали солидными людьми, владельцами фирм и предприятий.
Поэтому, когда журналисты или «пожилые блогеры» в министерском кресле, обиженные на Меркушкина, пытаются убедить нас, «вешая лапшу на уши», что организованная преступность возникла вдруг, «из ниоткуда», при его руководстве республикой, это или наивное заблуждение, или попытка выдать желаемое за действительность. 
 В середине 80-х и в самом МВД не было единого мнения в отношении молодежных «контор». Некоторые из его руководителей тогда самонадеянно уверяли, что: «Ничего страшного. Молодые парни дрались друг с другом во все времена. Село на село. Деревня с деревней. Перебесятся. Сходят в армию, повзрослеют, остепенятся и все закончится». Не закончилось.
 Через какое-то время, уже ни обком партии, ни МВД с КГБ вместе взятые, не могли остановить буйство заполонивших город уличных «конторщиков». Не мог повлиять на них, а тем более, управлять ими, и Н.И.Меркушкин. 
Нельзя же всерьез думать, что «низовская» шпана у комитета ВЛКСМ спрашивала, с кого им норковую шапку снять, кого молотком по голове стукнуть или чью дверь квартиры поджечь?! Ничего подобного. Дефицитные песцовые или ондатровые шапки юнцы на улицах срывали и с директоров заводов, и с партийных чиновников, и с комсомольских. Был «шапочный бум». Милицию тогда завалили заявлениями от пострадавших. Среди них встречались и известные в республике фамилии работников обкома. Да что там обком! «Конторщики» и весь КГБ тогда ни во что не ставили! И с них шапки срывали, и им двери поджигали.
С 1986 по 1990 год Н.И. Меркушкин работал 1-м секретарем Теньгушевского райкома КПСС. Согласитесь, это довольно далеко от Саранска.
И все громкие преступления того времени, совершенные молодежными неформальными группировками в Саранске, в том числе, с применением огнестрельного оружия, происходили без него. Согласно криминальной хронике тех лет, в 1988 году застрелили А.Зверкова из группировки «Щукари». Лидер группировки «Мордовские» С.Финаев получил пулю в голову из мелкокалиберного пистолета. Но чудом выжил. В 1989 году убили В.Сергеева из «Химмашевских». Тогда же жертвами внутренних разборок среди «Юго-Западских» стали Р.Нарбеков и А.Ямбаев.  
Можно вспомнить и громкое убийство в 1988 году бармена ресторана «Саранск» В.Зайцева, одного из первых зачинателей «мороженого бизнеса». Это было очень доходное дело. Небольшой недовес порции мороженого «помогал» сэкономить приличные «левые» деньги. О них стало известно представителям уголовной среды. Зайцеву недвусмысленно предложили поделиться. Но он не захотел. Понадеялся, что его не тронут. В круг его знакомых входили влиятельные люди – представители тогдашней «золотой молодежи», спортсмены, работники Минторга, сотрудники ОБХСС. Но эти связи ему не помогли. Его нашли зарезанным в квартире на Светотехстрое. По оперативной информации УР, с него вымогали что-то около 100 тысяч (!) в советских рублях. В преступлении подозревали «конторщиков» из «Юго-Западской» банды братьев Горемыкиных. Но доказать не смогли. Дело так и осталось «глухарем». 
      Засветился в тот период в милицейских сводках и некий гражданин О.Еникеев. Тоже хорошо знавший Горемыкиных. Во время обыска у них в квартире были обнаружены фотографии братьев и Еникеева, отдыхавших на юге в 1987 году в одной компании с неоднократно судимым Рашидом Манеровым. Там они устроили разборки в пивбаре с местной шпаной, дрались тяжелыми пивными кружками и грозились порубить их топорами. Всех задержали, и ночь гости из Саранска провели в местном ОВД в КПЗ.
А в феврале 1989 года в отношении Еникеева Следственным отделом МВД МАССР было возбуждено уголовное дело ст.148 УК РСФСР (вымогательство). Напомним, что в то время вымогательство было самой распространенной статьей для представителей группировок. Но до суда это дело не дошло и было прекращено по ст.6 УПК. Наверное, помогли «высокие» связи его дяди А.З.Еникеева в партийных и правоохранительных органах. В 1973-1983 годах он занимал должность председателя Лямбирского райисполкома, затем, до 1988 года, работал 1-м секретарем Старошайговского райкома КПСС. 
В том же году по такой же статье был арестован уроженец Лямбирского района, мастер спорта международного класса Наиль Альмяшев. В 1987 году он стал чемпионом мира по классической борьбе среди молодежи. А призером первенства мира среди молодежи стал еще один уроженец Мордовии Р.Ибрагимов. Альмяшев и Ибрагимов были задержаны в Ленинграде 6-м отделом и ОМОН ГУВД в ресторане гостиница «Москва» во время сбора дани с валютных проституток. Борцы подрабатывали в «Тамбовской» ОПГ. В 90-х Альмяшева убьют в Москве в криминальной разборке. Кстати, они были знакомы с Еникеевым.
Можно и дальше приводить подобные примеры появления и формирования первых группировок в республике. Но все уже, наверное, поняли, что в то время будущий Глава РМ Н.И. Меркушкин и представители ОПГ шли разными дорогами.
Если бы имелись фактические доказательства связей Меркушкина с группировками, то, будьте уверены, его недруги и недоброжелатели давно бы все «раскопали» и опубликовали в своих газетах и «блогах». Но это не удалось даже бывшему федеральному чиновнику, успевшему, до ухода на пенсию, издать парочку «разоблачительных» книжек «про Меркушкина».  Теперь он «блогер».
И пусть они зададут себе вопрос: а они сами, придя во власть, смогли бы удержать Мордовию «на плаву» в то сложнейшее криминальное время, которое досталось Меркушкину?! 
Хватило бы у них силы воли, решительности, терпения и нервов, чтобы, год за годом, выстраивать систему, которая, в итоге, позволит переиграть их всех и зачистить республику от криминала?
 У Н.И.Меркушкина, стоявшего тогда во Главе Мордовии, хватило. Благодаря ему все последующие руководители республики не испытывали проблем со стороны криминальных структур.
 (Продолжение следует)
С. Малайкин.

Personal web page Mordovia newspaper (с)