«Революционная крошка» |
Жители Посопа в Саранске никак не дождутся асфальта Мечтали об асфальте, а дождались земли?! На улице Революционной в Саранске, казалось бы, свершилось чудо. 18 апреля к ним явилась-таки долгожданная делегация в составе депутата, главы Октябрьского района и коммунальщиков, чтобы увидеть своими глазами все боли и беды местных жителей. Тогда же чиновники клятвенно пообещали в ближайший месяц сделать ямочный ремонт. Заплатки здесь появились даже раньше срока – к концу недели. Вот только вызвали у жителей больше вопросов, чем радости. В одном месте заплатку насыпали, в другом только выгрузили пыль и глыбы. Алёна Москалева провела свой эксперимент и рассказывает, что не так.
Почти как вспаханная зябь, только вперемешку с комьями старого асфальта, кусочками стекла и корней. «Заплатку» на одном из участков улицы Революционной не положили, а насыпали. Подальше только выгрузили пыль и глыбы. Местные жители недоумевают, что это – элитная асфальтная крошка?! Максим Петров, едва сдерживая смех сквозь слёзы, восклицает: «Только посмотрите, что они нам тут сделали. Кхм…. Это асфальт мусорный?! То есть накидали вот сих камней. Типа там они это разровняли. Как бы сделали своё дело и отчитались, что положили асфальт?»
Дорожная история
Дорога на улице Революционной в Саранске превращалась в трясину медленно, но верно. Сначала 20 лет не было ремонта, потом электрики ликвидировали аварию и доломали остатки старого асфальта. В результате весной не уходит талая вода, летом улица почти не просыхает после дождей. А чиновники разводят руками, мол, даже не знаем, чем помочь.
«Вот этот весь участок – болото. Заасфальтировали дорогу, подняли уровень, и вода, видите, стоит. И болото всё стоит. У нас во дворе земля только к осени просыхает. Потому что вот эта вся вода к нам идёт под землёй, и в результате эта сырость», – жалуется мужчина. И он не единственный. Такие беды испытывает несколько десятков домов в этом частном секторе без дороги и с полуразрушенными коммуникациями.
Одинокая пенсионерка из дома №99 Галия Свидякова рассказывает, что только в морозы ей не приходится отмывать забор от тины: «Это не жизнь, а каторга. Машины как проедут, шматками кляксы на заборе. Издевательство над старым человеком, а никто нас не слышит». Ольга Богатова подхватывает эстафету. Её дом в той части, где в прошлом году случилась авария – порвался кабель и до сих пор осталась яма как последствие её устранения. «Здесь не только легковушки, грузовики даже вязнут. Я палку специально воткнула, чтобы не заезжали сюда. Потому что тогда «КАМАЗ» застрял, вызывали кран подъёмный – его по-другому никак не вытянуть. Ему здесь не развернуться и разогнаться негде. Вот это всё размесят, а дорога-то у нас проваливается, вы сами видите. Она у нас проваливается и проваливается, а никому дела нету. Абсолютно никому. Этот на этого сваливает, тот на того, мы остаёмся сами по себе».
Люди уже отчаялись пробиться сквозь глухую стену, отделяющую простых граждан от городских чиновников. Но тут свершилось чудо. 18 апреля на многострадальную улицу с рабочим визитом отважилась заглянуть администрация Октябрьского района вместе с местным депутатом и коммунальщиками. По разбитой просохшей дороге они пешком прошлись до самого конца улицы. Осмотрели и сточный колодец, который давным-давно разрушен – землю размыло. Но и эту проблему, годами существовавшую рядом с жилыми домами, чиновники тоже почему-то не замечали.
После делегация отправилась на соседнюю улицу Сызранскую. Там тоже проблем невпроворот. «Город нас оставил почему-то совсем без внимания. У нас 13 уличников по всему Октябрьскому району. Сейчас городская администрация нас просто выкинула за борта, мы им не нужны. Но с жителями мы продолжаем работать по-прежнему. Кому характеристики, у кого другие проблемы, нам звонят, мы по возможности решаем вопросы», – отмечает Надежда Лясина. Она на Революционной и Сызранской самая главная – руководит местной общиной, так называемым ТОСом, это как домком, только в варианте для частного сектора. Такие, как Надежда Лясина, должны выполнять роль проводника между муниципальной властью и местными жителями. В какой-то момент эта связь стала односторонней – Надежда до мэрии проблему доносила, а ответ и даже личный визит случился только сейчас.
Исполняющий обязанности главы Октябрьского района Олег Дыдыкин пообещал исправиться. «Здесь есть недочёты, и это наша вина, что за ними не уследили. Все ошибки, которые сейчас мы прошли, которые показали нам граждане, мы все их будем исправлять, я думаю в течение ближайшего месяца».
Медвежья услуга
По факту уже в конце недели жителям Революционной пришлось вручную убирать с места так называемой «заплатки» большие куски старого асфальта, стекло и корни деревьев, чтобы потом живущей в доме напротив бабушке можно было здесь пройти и не подвернуть ногу. «Вот так вот берёшь и несёшь на обочину, – рассказывают Елена и Марина в один голос, при этом убирают глыбы с проезжей части, – иначе просто убиться можно тут, особенно в тёмное время суток, да даже машинам проехать сложно».
«А отчитались, наверное, как за нормальную крошку, – продолжает возмущаться Максим Петров. – Вопрос в другом: вам что, жалко щебёнки нам привезти? Просто элементарно! И разровнять! Если уж говорите, что у вас нет денег на асфальт! Хотя в 2022 году на эти цели выделяли деньги, есть документ, что был ремонт запланирован на нашей улице. Где эти деньги, спрашивается?! Хотя 2023 год уже идёт, а вы нам переносите ремонт на 2024 год. Ну сколько можно издеваться-то над нами?! Элементарно же: выделили деньги – вы сделайте!!! Вот и вся проблема. Иногда уже матом ругаться хочется, но нельзя».
«А ещё нам обещали вот на этом участке дороги трубу проложить, чтобы лужи здесь не было. Мол, всё сделаем, лужа высохнет. Ага! В итоге вода лежит, асфальт лежит. То есть крошка. Спасибо администрации! Вот так, спасибо!», – вздыхают разочарованные жители частного сектора, глядя на три внушительные кучи напротив болота.
Эксперимент
Внимательно изучив кучки с «революционной крошкой», все вместе приходим к выводу, что в их основе больше земли, чем асфальта. Скорее всего, после дождя от куч мало что останется. Конечно, теплится маленькая надежда, что это не весь этап ремонтных работ, а лишь их начало. Но никто ничего местным жителям не объяснил, что само по себе очень странно. Диалог горожан и власти выгоден всем – и руководству, и обществу. Такое рабочее взаимодействие должно быть нормой. Потому что нерешённые мелкие проблемы заставляют людей злиться. А злой человек потом не услышит того, что до него пытается донести власть. Связь нарушена.
Президент напоминает!
О важности этой связи на неделе говорил и Владимир Путин. Президент провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления. И вот какой сигнал он подал: «Очень важно и дальше выстраивать результативную обратную связь с гражданами. Муниципальные власти, безусловно, должны находиться с жителями в постоянном контакте, внимательно слушать и слышать их запросы и чаяния, быстро реагировать на эти запросы», – отметил глава государства. Причём быстро реагировать на запросы – это не значит быстро готовить отписки и обещать хорошую жизнь и решение проблемы через годы. В конце концов в Мордовии и в Саранске живут неглупые люди, и каждую проблему можно проработать – объяснить, когда и как она решится, от чего это зависит, кто ответственный. Это базовые вещи, это нетрудно сделать, и это даст очень мощный эффект. Нужно только заставить себя работать по-человечески.
«Это всё делалось, пока мы на работе были», – продолжает рассказывать Максим Петров. Я уезжал, навстречу ехала машина гружёная. Мы ещё с женой переглянулись, неужели что-то делать будут?! А потом вот этот сюрприз вместо нормального ямочного ремонта».
Черновой или окончательный?
На следующий день после нашей экскурсии на Революционную случилось ещё одно чудо. Жители частного сектора позвонили в редакцию и сообщили, что нормальную асфальтную крошку всё же положили. Но это снова не вызывает радости. Не потому, что кто-то сильно придирается. Тут технологию нужно соблюсти, чтобы заплатка прослужила хотя бы три года до капитального ремонта дороги. Первым слоем положить песок, вторым – щебень и только третьим – асфальтную крошку, пропитанную эмульсией.
«Какая тут технология, – вздыхает Сергей Ломайкин, – как был до этого слой земляной пыли, так сверху него асфальтную крошку и раскатали. Только полдня дорога ровной казалась, потом зарядил дождь, и у нас тут опять «Революционные озёра». С опаской ждём уборочную машину – периодически приезжают щёткой дорогу подметать. А вдруг через месяц от заплатки ничего не останется?! Даже сейчас видно, что жёсткости тут нет, а заедет любой грузовик и продавит. Понимаю, что это временная «заплатка», но ведь и её нужно качественно и аккуратно делать. В общем, одно расстройство».
Может и этот этап работ тоже ещё «черновой», а не окончательный? Вопрос риторический. Из местной власти на диалог с населением на Революционную больше никто не вышел, а люди ждут и надеются. Потому что надежда, как говорится, умирает последней.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |