Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–14 от 22 февраля–5 апреля 2023 года, №16 от 19 апреля 2023 года)

 
Ассоциация «Химмаш» идет ко дну. «Крот» в окружении Профессора
 
После одного из совещаний по вопросам экономического развития в сфере малого и среднего бизнеса, Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин попросил задержаться своего старшего помощника Н.Н.Щукина и заместителя начальника УФСНП, участвующих в заседании правительства.
– Николай Николаевич, как считаешь, есть ли реальная возможность сохранить для республики «Ассоциацию 30 век?». 
 Обычно оптимистично настроенный Щукин, хорошо знающий изнутри все процессы, происходящие в «определенных кругах» города, в этот раз медлил с ответом. Представитель налоговой полиции тоже сосредоточенно молчал, глядя на стол, где лежала тоненькая папка с информацией по Ассоциации. Понимая, что Глава РМ ждет ответа, Щукин сказал:
 – У них там странная ситуация сложилась, Николай Иванович. Похоже, они и сами этого уже не хотят. Недавно приходили визитеры от них, но никакой конкретики никто не предлагает. Они напуганы. Часть готова выйти из Ассоциации. Кое-кто договаривается с другими группировками. Некоторые еще думают, всё определиться никак не могут. 
– Мне казалось, что там есть люди, способные повести Ассоциацию за собой. Экономический потенциал у них хороший. В криминале пока не были замечены. Так ведь, Александр Иванович?! – обратился Глава РМ к сотруднику УФСНП, выводя его из задумчивости. – Уточните еще раз этот вопрос.
После того, как 27 октября 1995 года «Юго-Западская» бригада А.Блохина ликвидировала авторитетного конкурента – бизнесмена Еникеева, состоявшего на оперативном учете МВД как лидера «Химмашевской» группировки, Ассоциация «30 век – Саранск – Экспорт» осталась без предводителя. И медленно, как тонущий «Титаник», стала погружаться на дно.
Весь город тогда замер в тревожном ожидании. Ну вот, сейчас, начнется криминальная война! Озлобленный «Химмаш» станет мстить за своего лидера. 
Высокие чины в кабинетах МВД озабоченно курили и напряженно морщили лбы, ожидая начала боевых действий против «Юго-Запада». Но, вопреки тревожным ожиданиям, ничего не случилось. Прошла неделя. Другая. Месяц. Полгода. Год. Пули в «Блохинских» не летели. Правоохранители вздохнули с облегчением. И на совещаниях у Главы РМ Н.И.Меркушкина, по заранее подготовленным справкам, бодро отчитывались: «Ситуация находится под контролем. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Часть активных участников ОПГ «Химмаш» объявлена в розыск». 
Меркушкин внимательно слушал, хмурился, задавал уточняющие вопросы. Что-то настораживало его в рапортах правоохранителей. Он понимал, что распад Ассоциации не может остаться без последствий. Слишком уж многие сферы экономики охватывала ее деятельность. Поэтому Глава РМ предпочитал получать информацию сразу из нескольких, не зависимых друг от друга, источников – от МВД, УФСБ, УФСНП, прокуратуры. Из неё было понятно, что успокаиваться еще рано. Так оно и вышло. После некоторого затишья «Химмашевские» устроили разборки и выяснение отношений между своими же. Силовики с удивлением смотрели, с какой скоростью Ассоциация пожирает себя изнутри. Похоже, они сами не ожидали такого от «наследников» Еникеева. 
С недавних пор на страницах одной популярной газеты, созданной при его поддержке, не раз публиковались оправдательные версии, что их начали давить и стравливать силовики, рвать на куски другие группировки. Что все это было на руку милиции, «Борисовским», «Мордовским», ну, и… Меркушкину, конечно же! Куда же без него. Вроде как существовала в УБОП такая негласная установка: «борьба с преступностью руками самой преступности». Вот и сталкивали лбами между собой ОПГ, провоцировали конфликты, играли на подозрительности, алчности, жестокости и амбициях их лидеров. Хочется спросить: а что же это за мощная Ассоциация такая, где все друг с другом переругались и дали себя развалить?! И почему дружные соратники по «Химмашу» так быстро стали врагами? Еще недавно они сидели вместе за одним столом в офисе на ул. С.Разина, 17, решали вопросы, называли себя братьями, вели разговоры о том, что скоро «Вся Мордовия будет наша!».
   Но стоило «Юго-Западским» бандитам выбить главное звено, в виде авторитетного преподавателя МГУ, и всё начало сыпаться! Хотя этому можно найти объяснение. Их сплоченность была только на словах. «Химмашевские» состояли из остатков бывших «Щукарей», «Горемыкинских», «Низовских», которых разными способами собрал под свои знамена депутат горсовета. И многие «братья по оружию» друг друга на дух не переносили. 
   Возле Еникеева крутилось много темных личностей, до поры до времени называвшихся его соратниками. И первые трещинки в фундаменте Ассоциации появились еще весной 1994 года. Тогда во дворе частного дома на ул. Гончарова, 14 застрелили А.Беспалова, «крышевавшего» ряд коммерческих фирм Ассоциации. Про него говорили, что он «ментовской» – человек одного из начальников Уголовного розыска. На каком-то этапе у него что-то разладилось в отношениях с Еникеевым, и он захотел «работать» самостоятельно. После напряженного разговора в Ассоциации Беспалов ушел, громко хлопнув дверью. Среди своих сподвижников он грозился «завалить этого татарина!». Но вскоре сам попал в засаду и был убит вместе со своим охранником. Так что рассказы об их единстве – миф. Некоторые из «правильных пацанов», которые входили в ближайшее окружение Еникеева и были там «на хорошем счету», одновременно являлись информаторами УБОП. Работать «на органы» соглашались по разным причинам. Кем-то двигал страх. Хитрость. Желание выбиться в лидеры. Или просто остаться в живых. Тогда, кстати, кто-то пустил «по улице» слух, что и Профессор еще со студенческих лет сотрудничал с КГБ, потом работал в связке с ними, поэтому и «менты с ним ничего сделать не могли». 
Так что наивно обвинять МВД в проведении оперативных мероприятий по разобщению одной из самых мощных ОПГ республики. Такую работу в белых перчатках не делают. И в том, что УБОП  воспользовался сложившейся внутри ОПГ ситуацией, чтобы ослабить «Химмаш», нет ничего необычного. На войне как на войне. Пусть и на криминальной. Здесь любые средства хороши.
  Незадолго до гибели Еникеева главный журналист одной популярной газеты пришел в УФСБ на ул. Л.Толстого, 6. Там он жалобно рассказывал об «угрозе физической расправы в отношении него со стороны МВД». Его выслушали с серьезным видом, пообещав не допустить давления на «независимую прессу».
А в 2020 году газета вдруг «очнулась от многолетнего сна» и начала публиковать «правдивые» авторские воспоминания о «талантливом ученом и бизнесмене», попутно обливая грязью бывшего Главу Мордовии. «Сенсационные», но ничем не подкрепленные домыслы о зловещей роли Меркушкина в «деле Еникеева», нашли сторонников среди его недоброжелателей. Желающих свести с ним счеты чужими руками. И любой ценой. А что?! Теперь можно. Уже не страшно. Дрожь в коленках прошла. Лев не огрызнется. Этим грешат и журналисты, и бывшие федеральные чиновники, в пожилом возрасте ставшие «блогерами». Подлая, не вызывающая уважения, позиция. Что ж вы раньше-то, молчали?!   
  Сегодня бросать камни в Меркушкина проще, чем найти «крота» среди соратников Еникеева, сдавшего его «Блохинским». Даем подсказку популярной газете – этот человек входил в ближний круг Профессора. Называл себя «продолжателем его дела». При этом поддерживал связь с Блохиным и Манёровым. «Наружка» ОПУ МВД не раз фиксировала его контакты с ними. Телефонные переговоры. После расстрела Еникеева одним из первых он стал уверять всех, что: «Это Меркушкин! Мы еще ему отомстим!». Как говорится, громче всех кричит «Держи вора!» сам вор.
На лидерство в Ассоциации тогда претендовали такие деятели, как С.Винокуров, Р.Юничев, С.Куликов. Что «продолжатели» они, мягко говоря, никакие, выяснилось довольно скоро. От одних к другим метался и авторитетный соратник Еникеева Разуваев. Искал, к какому клану, рвущих себя на части «Химмашевских», лучше пристроиться. Рядом с ними крутился бывший инструктор МВД по рукопашному бою А.Танимов, за какие-то заслуги принятый Еникеевым в ряды Ассоциации. Многие считали его «засланным казачком», с целью внести в ОПГ раздор изнутри. Так, в итоге, и получилось. 
Публикуемый ниже, с некоторыми сокращениями, разговор между С.Винокуровым и подполковником УБОП, с которым его связывали, скажем так, доверительные отношения, произошел зимой 1997 года.
– Ну что, ты, давай, принимай хозяйство. Пока другие его к рукам не прибрали. С нашей стороны поддержка будет.
 – Там и без меня желающие есть, «танимовцы». 
– Знаем. И что бойцов настоящих нет. Все «хвосты поджали», как Профессора «привалили». При нем все смелые были. А теперь всё, сдулись… 
– Еще и Разувай «пальцы гнёт», типа, он наследник Олега.
– Он что, забыл, где Олег?! Напомним. Если надо, с «Шиндяпинскими» переговори. Понадобится, подтянем их.
Потеряв своего авторитетного лидера, часть его «группы силовой поддержки» благоразумно «свалила» в Питер. Отсидеться там. Некоторых, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, задержали.
Другие, наплевав на «еникеевские принципы отхода от чистого криминала», перебежали к «Шиндяпинцам», которые считались союзниками Блохина. В общем, «все смешалось в доме Облонских», как писал Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина». В нашем случае, в доме у «Химмашевских». 
Каждый думал только о себе. Все боялись Блохина, который, заметьте, был на десять лет младше Еникеева! Но выступить против него в «крестовый поход» никто не посмел. Прежнее братство под вывеской «Ассоциация 30 век» на деле оказалось «колоссом на глиняных ногах». Кто-то из коммерсантов спешно переписывал фирмы и магазины на других учредителей, кто-то, паковал чемоданы, чтобы уехать из Саранска, кто-то плакался в кабинетах УБОП о том, как «Еникеев все замкнул на себя, возил деньги в Москву и Питер, а пацанам не разрешал даже средненькую иномарку купить». 
Полковники сочувственно слушали, кивали головами и задушевно спрашивали: «А дальше-то с кем работать собираетесь?! Вы подумайте хорошенько. В одном ведь городе живем. Мало ли, что… Сегодня мы вам поможем, а завтра – вы нам. Ну, не на завод же пойдете?! И не к «Мордве». Они вас, без Еникеева, на британский флаг порвут». И успешные коммерсанты, которые еще вчера открывали ногой дверь в кабинет мэра Саранска, попав «в жернова» МВД и ОПГ, заискивающе смотрели в глаза полковников.
Один из близких к Еникееву предпринимателей, считавшийся его товарищем, выезжавший с ним за рубеж, сразу уловил, откуда «дует ветер перемен». Его близкий родственник занимал руководящую должность в КГБ МАССР. Сам коммерсант в начале 90-х открыл фирму под благовидной «инвалидной вывеской». После гибели Еникеева быстро сориентировался и стал учредителем общественной организации «Лига инвалидов спецслужб и военных действий». Но покровительство чекистов не спасло от автоматной очереди по окнам его квартиры в центре города. В УФСБ, куда прибежал напуганный бизнесмен, лишь развели руками: мол, «уголовные разборки не наш профиль». И посоветовали, по-дружески, на время уехать из города. 
Так что не будем делать из «Химмашевских» коммерсантов невинных ангелов, которые, оставшись без «крыши» Еникеева, сразу стали нищими и бездомными. Те, кто хотел работать честно, видел перспективы для развития бизнеса и поддерживал действия Главы РМ Н.И.Меркушкина в этом направлении, нашли понимание и защиту у руководства республики. Другие «уходили под ментов», «под «Мордовских», принимали приглашение «Борисовских» «отчислять процент им и чувствовать себя спокойно». Каждый делал свой выбор и находил свою «крышу». Или пулю.
Через год это испытал на себе и С.Винокуров. Поддержка силовиков не помогла ему возглавить «Химмаш» и лишь спровоцировала ответную реакцию бывших соратников. В мае 1998 года у ресторана «Белый медведь» на ул. Б.Хмельницкого, находящегося под контролем «Химмашевских», двое неизвестных в масках стреляли в него из обреза и бросили гранату. Он получил дробовые и осколочные ранения. 
В газетах, подконтрольных авторитетному депутату Еникееву, информация об этом вышла без указания личности потерпевшего. Просто сообщалось, что злоумышленники произвели два выстрела «по молодому человеку без определенных занятий, но хорошо известному в определенных кругах». Это будет далеко не последнее покушение на него.
 
С. Малайкин.
(Продолжение следует).

Personal web page Mordovia newspaper (с)