Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–14 от 22 февраля–5 апреля 2023 года)

 
Один взгляд назад. Кому мешал «Химмашевский» Профессор?
 
– Да достал он уже всех! Этот «Профессор»! Он, чё, бессмертным себя возомнил, что ли?! – примерно такие настроения были у «Юго-Западской» братвы в середине 90-х по отношению к депутату горсовета, бизнесмену и, согласно оперативному учету МВД, лидеру ОПГ «Химмаш» Еникееву. По «уличным понятиям», основания для столь резких заявлений имелись серьезные. 
 Его стремление проникнуть везде и всюду, растущий авторитет и экономическое влияние раздражало их. В отличие от других лидеров ОПГ, старающихся не привлекать к себе лишнее внимание, Еникеев вел активную публичную деятельность, стремился в политику. Его принимали в «высоких» чиновничьих кабинетах. С ним искали дружбы некоторые из глав районов. Он практически рулил процессами в горсовете, влияя на принятие решений, выгодных «Химмашу». Он ни во что не ставил министра МВД. Его связи уходили в правительственные структуры в Москве и Санкт-Петербурге. Он считал, что руководство республики обязано ему всем, и он имеет право на свой «большой кусок пирога». Занимаясь коммерцией, не платил деньги в «общак». Мог позволить себе на равных разговаривать с представителями уголовной среды, прошедшими зону и имевшими весомый авторитет в преступном мире. 
 «Юго-Западских» такой расклад абсолютно не устраивал. Их лидер А.Блохин, поначалу настроенный к Еникееву вполне лояльно, смотрел на его растущие экономические амбиции с откровенным недовольством. 
 До поры до времени им удавалось более-менее мирно уживаться на тесных саранских улицах. Но долго так продолжаться не могло. 
 Еще больше раздражал «депутат Химмаша» авторитетного «наставника» «Юго-Западских» Рашида Манерова. В свое время именно он придумал для Еникеева кличку «Профессор». Почему-то, считается, из-за того, что тот носил очки. Может быть. Но есть и другое объяснение. Дело в том, что в 1986 году на советских телеэкранах показывали сериал «Спрут», про итальянскую мафию. И Манеров, освободившийся из мест заключения, тоже с удовольствием смотрел кино. Надо же было перенимать полезный зарубежный опыт! Одним из персонажей в фильме был интеллигентный теневой мафиози, которого все называли Профессор. И он тоже был в очках.
 Первое время Манеров пытался образумить Еникеева, призывая «жить по понятиям». По оперативным данным УБОП в Саранск, для поддержки влияния Манерова, приезжал «смотрящий» по Самаре вор Важа Рамишвили. Имевший несколько судимостей и «коронованный» в 1983 году. Манеров позвал на встречу с ним нескольких лидеров группировок, придерживающихся «воровских традиций». Вызвали туда и Еникеева. Отказаться он не мог. Об этом заранее стало известно в УБОП. От кого «утекла» информация? Скорее всего, от самого Профессора. Встреча проходила в гостинице «Саранск» под контролем негласных служб МВД. В соседнем номере установили специальную аудио– видеотехнику. «Под запись» Манеров гнул свою линию, что коммерсанты должны платить ворам. Еникеев в очередной раз отказался пополнять «общак» со своего бизнеса, говоря, что: «Саранск, как и Питер, не воровской город. И нечего пытаться устанавливать здесь воровские порядки. Мы бизнесмены. Мы не платим ворам». Стороны не пришли к согласию. Тем же вечером Важа вышел из своего номера купить пачку сигарет. Как был, в спортивном костюме, спустился по лестнице этажом ниже, где до 11 вечера работал бар. Навстречу ему какие-то парни, что-то спросили, он ответил, им не понравилось… Сцепились. Подрались. Была ли это простая случайность, или же таким образом ему дали понять, чтобы «воры не лезли в город»?! Манеров в ярости обещал найти и наказать виновных, посмевших поднять руку на уважаемого «вора». Он не сомневался, что это сделали «Химмашевские», по указанию своего лидера. Для Еникеева это был тревожный звонок. 
О том, что Манеров «приговорил его», Еникеева предупреждали знакомые из МВД. В декабре 1993 года машину «Волга», в которой находился Еникеев с охранниками, обстреляли из автомата на ул. Красноармейская, рядом с Пушкинским парком. Был ранен охранник С.Попов, его срочно увезли в одну из медицинских клиник Санкт-Петербурга. В милицию заявлений от потерпевшей стороны не поступало. Этот факт был выявлен оперативным путем. Брошенный АКМ позже нашли в кустах недалеко от пивбара «Раки». После нападения Еникеев перешел на «нелегальное положение» и почти месяц не появлялся ни в университете, ни в офисе Ассоциации. 
 Кстати, сами «Блохинские» на «стрелках» особо и не скрывали, что расстрел машины «Профессора» это их рук дело! 
Ответная реакция не заставила себя ждать. В конце 1993 года «Химмашевские», заручившись поддержкой «Борисовских», захватили в плен четверых «Юго-Западских». Их держали на базе МП «Вторэкс», где пытали, выбивая признание, кто стоит за расстрелом «Волги» и поджогами киосков Ассоциации. «Поработали» с ними очень жестко. Бейсбольными битами. Потом трупы Лизина и Еремина были обнаружены в лесополосе. Тела двух других так и не нашли. Это был вызов «Юго-Западу», еще больше усиливший напряженность между ним и «Химмашем». Понимая реальную угрозу своей жизни, Еникеев принял дополнительные меры безопасности – часто менял машины, проживал на съемных квартирах, надевал бронежилет, усилил свою охрану. Ему был выгоден союз с Борисовым, которого «Юго-Запад» считал своим врагом.
 Летом 1994 года неизвестные стреляли в Манерова у магазина «Ветеран» по ул. Б.Хмельницкого. Пули попали в дверцу машины. Нападавшие скрылись во дворах близлежащих домов. Ни в больницу, ни в милицию он не обращался. Услугами охранников никогда не пользовался. Сказал, что разберется сам. 
 Сформировавшийся «военный союз» Еникеева с Борисовым напрягал «Блохинских». И чтобы разрушить его, необходимо было устранить одно из звеньев. Или Борисова. Или Еникеева.
Того, кто представлял наибольшую опасность и угрозу «Юго-Западским».
Ответ на этот вопрос был получен в августе 1995 года. Когда возле своего дома был застрелен Рашид Манеров. 
 Вскоре после этого с Блохиным встретился один из начальников Угрозыска, ранее работавший в Ленинском РОВД. Их связывали давние отношения, еще с 1989 года. Тогда Блохина задержали за серию квартирных краж, совершенных в Юго-Западном районе, в том числе, мотоцикла «Ява» из гаража возле дома № 192 по ул. Советской. Получил за это срок 2,5 года. С тех пор подполковник из УУР «держал» его на «крючке». Кстати, отцом жены Блохина был работник МВД.
 На встрече Блохину дали понять, что «Манерова валили Еникеевские». И ответ на вопрос, кого ликвидировать в первую очередь, пришел сам собой: «Профессора!». 
В те годы в Саранске криминальных деятелей отстреливали с завидной регулярностью. Никого это особо не удивляло. Вооруженные разборки на городских улицах были обычным делом. Газеты привычно описывали очередное убийство с применением огнестрельного оружия. Обыватели облегченно вздыхали: «Ну вот, еще одного грохнули». Милиция выезжала на место преступления. Все шло своим чередом. Как и положено. Буквально через неделю случай забывался. Потому что следовал другой расстрел. И охочие до всякого рода сенсаций журналисты, из созданных Еникеевым газет, бежали уже к новому месту преступления. С желанием узнать, а еще лучше увидеть все подробности. Получить от МВД первые комментарии, успеть первыми дать «убойный» материал в газету.
Интересно, что на протяжении многих лет после убийства бизнесмена и депутата, эти газеты, впрочем, как и его соратники по Ассоциации, дружно молчали. Никто ни словом не заикнулся, не выдвигал версий и не проводил журналистских расследований о причастности к этому делу Меркушкина. А сам Глава Мордовии был частым и желанным гостем на страницах этих газет. 
 И вдруг, 25 лет спустя, некоторые из журналистов как будто прозрели, осмелели и, похоже, нашли главного виновного в «преступлении века»! Теперь им стало выгодно выставлять Меркушкина в роли главного «заказчика». Как ни странно, ими оказались те же самые журналисты, кто долгое время «преданно глядел Николаю Ивановичу в глаза», публиковал в газете обширные интервью с ним и получал при этом неплохое финансирование. Прямо перерождение какое-то произошло! Не зря же говорится: от любви до ненависти один шаг.
Как из рога изобилия в печатных и электронных СМИ посыпались ничем не обоснованные утверждения, больше похожие на ОБС («одна бабушка сказала»), что преподаватель и бизнесмен мешал Меркушкину. Который, едва заняв руководящую должность, первым же делом поспешил избавиться от депутата горсовета. На робкие вопросы: а где, собственно говоря, этому доказательства, предлагалось верить на слово. Ну, а кто же еще?! Если не ОН! 
Навязчивая идея о том, что «заказчик – Меркушкин» не сошла с газетных страниц даже после того, как убийцы были выявлены и задержаны. Все они участники ОПГ «Юго-Запад». На суде признали свою вину. Были осуждены. Отсидели свои сроки. Вышли на свободу и вернулись в Саранск. Только один из них, С. Ларькин, сделавший контрольные выстрелы в Еникеева, два года назад был обнаружен мертвым в камере СИЗО. Ни при задержании, ни в ходе следствия, ни в показаниях на суде никто из них не говорил, что «заказчиком убийства Еникеева был Меркушкин». 
 Зато там фигурировали фамилии Блохина и Николаева, авторитетных деятелей «Юго-Запада» тех времен. Кстати, незадолго до гибели, Еникеев встречался с Блохиным и пытался решить вопрос мирным путем. Посредником в переговорах, по просьбе Еникеева, выступил Рифат Манеров, брат Рашида. Встречались возле Дворца спорта, на стадионе «Светотехника». Но не договорились.
 Следствие установило, что Блохин, считавший себя «хранителем старых уголовных традиций», приказал ликвидировать Еникеева своим боевикам, а Николаев – своим. Что они и сделали. Несмотря на усиленную охрану депутата и бизнесмена, которая была в тот день рядом с ним, но «не уберегла» своего лидера. Почему?! Вопрос без ответа. А стоимость жизни тогда могла оцениваться по-разному. В пару сотен долларов. В новенькую машину «девятка». Или в продвижение вверх по криминальной лестнице до ранга «бригадира». В зависимости от статуса и положения намеченной жертвы.
 Как сказал один из осужденных: «Были такие времена, если тебе делают предложение, то от него, как бы, уже невозможно отказаться. Был такой старший товарищ – Николаев, и он мне сделал предложение. Я понимал, что если на это не пойду, то меня точно так же могли куда-нибудь, да потерять». 
 Николаев пережил Еникеева всего на год. Летним вечером 1996 года его застрелят по приказу А.Блохина, который заподозрил, что тот метит на его место. 
 Самого Блохина убили в Санкт-Петербурге в январе 2003 года. Туда он был вынужден переехать вместе с семьей и самыми близкими боевыми соратниками после поражения в войне с группировкой С. Коннова. До этого Блохин никуда не уезжал и не скрывался из Саранска.
 И никто из «Химмашевских» не объявлял ему «вендетту» за убийство своего лидера. Представители Ассоциации «ХХХ – век» старательно делали вид, что ищут убийц, публиковали объявления, обещали вознаграждение за помощь в их поимке. Но ни одного выстрела в сторону лидера «Юго-Запада» не прозвучало. 
 Удивительно, что убийство Блохина с Николаевым, да и других авторитетных деятелей, павших от рук своих же соратников по ОПГ, тоже Меркушкину не «приписали»! Хотя, намеки были. Год назад в местной газете, специализирующейся на «сенсациях», вышла информация, что, оказывается, в один день с Еникеевым, неизвестные злодеи хотели убить еще и Борисова с Финаевым! При этом непонятно, кто и за что собирался их уничтожить?! Да еще и в один день сразу! Может, опять Меркушкин?! Или мифическая «Белая стрела»?! Этот фантастический бред, размещенный на сайте газеты, вызвал откровенный смех, как у саранских «ветеранов» уличных войн, так и в УБОП. 
 Самое интересное, что лидер «Мордовской» ОПГ С.Финаев, чья разведка работала лучше, чем вся ФСБ, и не подозревал об этом. 27 октября 1995 года он вместе с В.Митяевым, И.Кудрявцевым, С.Сабуровым приехал в помещение «Зеленой аптеки» на Кировском рынке. Там же был и ее директор. «Ну что, помянем Профессора!» – сказал Финаев. Умирать он явно не собирался. Да и предводитель «Борисовских» А.Борисов был в тот день вполне себе живой.
 И вот, скажите, какой смысл был Меркушкину «убирать» с криминальной сцены Еникеева уже после состоявшихся выборов Главы Мордовии?! Да еще таким оригинальным способом?!
 Не проще ли было УБОПу задержать его с двумя пистолетами «на кармане»?! Все, кому нужно, знали, что доцент университета ходит вооруженным. А статью в УК РФ за ношение огнестрельного оружия еще никто не отменял.
 И еще. А вы никогда не задумывались над тем, что таким образом просто хотели подставить самого Меркушкина?! 
Люди, способные на такое, в его окружении были.
Они и сейчас, несмотря на солидный возраст, живы и здоровы. 
 
 (Продолжение следует)

С. Малайкин.

Personal web page Mordovia newspaper (с)