Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

 (начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8–13 от 22 февраля–29 марта 2023 года)

 
 
 «Выйдите отсюда! Вы больше не замминистра!» 
Прошедший после принятия Госсобранием РМ по инициативе Главы РМ Н.И.Меркушкина закона «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» год завершался в относительно стабильной криминальной обстановке. Попытавшихся устроить между собой вооруженные разборки «Мироновских» быстро поставил на место 6-ой отдел. Другие ОПГ проводили перегруппировку сил. Некоторые из их лидеров уехали, чтобы отсидеться за пределами республики. Но и оттуда внимательно следили за развитием событий. Что там, в Мордовии, еще придумает этот Меркушкин?! Чего от него ждать?! Как и через кого найти к нему «подходы»?!Такие попытки предпринимались не раз и не два. 
Через влиятельных чиновников, близких к Администрации Президента РФ Б.Ельцина. Через крупных представителей московского бизнеса, желающих «подмять» Мордовию «под себя». Через силовиков из МВД, ФСБ и ФСНП в Москве, чьи интересы в республике представляли «Мордовская» и «Борисовская» группировки. Особенно старался один из них, генерал, уроженец Мордовии, начинавший здесь свою милицейскую карьеру. В начале 90-х он даже пытался стать депутатом на выборах в Государственную Думу РФ от партии «Выбор России». Кстати, от этой же партии выдвигался в Госдуму РФ и доцент МГУ, бизнесмен и, согласно оперучета МВД, лидер группировки «Химмаш» Еникеев. Они хорошо знали друг друга. Но с депутатством в Госдуме у них не получилось. У генерала оставались (и до сих пор остаются!) свои доверенные кадры в республике – в МВД, в управленческом аппарате, в федеральных органах обязанные ему за его «покровительство». Именно они являлись «проводниками» «антимеркушкинских» планов и идей. До недавних пор этот отставной милицейский чиновник федерального уровня имел свою долю в одном из крупных республиканских предприятий биохимической отрасли.
 Как опытный политический игрок, знающий все ходы своих противников наперед, Глава Мордовии старался не идти на открытое обострение с ними. Война на два фронта была ему не нужна. Она бы навредила республике. Отвлекала бы от ежедневных дел по развитию экономики, промышленности, сельского хозяйства. Исчерпала бы ее ресурсы. Истощила силы людей. Сначала нужно было обуздать преступность, которая, при открытой внешней конфронтации, могла воспользоваться ситуацией и нанести удар в спину.
Поэтому, опираясь на поддержку руководителя УФСБ А.Брагина, которого он очень уважал, Н.И.Меркушкин «держал оборону» против внешних недоброжелателей и сдерживал натиск ОПГ, ждущих от своих столичных кукловодов команду «Фас!».
В этот период отчетливо проявились его лидерские качества, политическая воля и интуиция, проницательность, решительность, нацеленность на всестороннее экономическое развитие республики, стремление вывести Мордовию на новый уровень. И он твердо шел к этой цели. Да, порой приходилось принимать жесткие меры, непопулярные, но необходимые в сложившейся ситуации. Которые вызывали злопыхательские усмешки оппонентов из числа чиновников и правоохранителей. Они не умели, да, честно говоря, и не хотели заглядывать вперед. Жили одним днем. Запутавшись в отношениях с коммерсантами и представителями ОПГ. Боясь потерять свои погоны, в случае неверно понятых указаний или несогласованных действий. Многие из начинаний Меркушкина они принимали в штыки, доказывая с пеной у рта в своих кабинетах, что он не прав. Слишком уж туго закручивает гайки! Не хочет идти на компромиссы. Жестко ставит на место прокурорских и милицейских работников за невыполнение ими своих прямых обязанностей.
Что верно, то верно. Откровенная бездеятельность и беспринципность правоохранителей выводила Главу РМ из себя. Особенно, когда они занимались откровенным очковтирательством. 
 Так, во время совещания с представителями правоохранительного блока в Белом Доме Н.И.Меркушкин был вынужден гневно, при всех, сказать, обращаясь к одному милицейскому полковнику: «Встаньте и выйдите отсюда! Вы больше не замминистра!». Все тогда замерли, не понимая, в чем дело и что могло вызвать такую реакцию Главы РМ.
 Этому предшествовала информация, полученная Н.И. Меркушкиным от УФСБ. О том, что накануне близкий родственник полковника «перехватил» на Химмашевской дороге два «Камаза», груженных сахарным песком, выехавших с территории районного предприятия. Этот сахар ждали горожане на Центральном рынке города. Но он туда не доехал. Его пустили в продажу на сторону через знакомых коммерсантов. Не желая портить отношения с милицейским начальником, директор предприятия промолчал. Кстати, сегодня он возглавляет один из районов республики. 
Узнав об этом, Н.И.Меркушкин не смог сдержать свой гнев. Тем более, что этот полковник отвечал в МВД за борьбу с организованной преступностью.
 После разноса, устроенного Главой РМ, покрасневший полковник, опустив глаза и ссутулив плечи, вышел из зала заседания под недоуменные взгляды коллег из силовых ведомств.
 Он остался работать замминистра. У Меркушкина не было полномочий снимать и назначать милицейских полковников. Это была прерогатива службы кадров аппарата МВД РФ. Где у полковника были свои покровители. В том числе, его поддерживал уже упоминавшийся милицейский генерал. Но, после этого, отношения с Главой РМ так и не смогли восстановиться и войти в нормальное русло. Они оставались напряженными до отставки полковника осенью 2004 года.
 Время само все расставило по своим местам. Доказав, что Меркушкин был прав. И что принятые им и казавшиеся непопулярными меры привели к положительному результату. Почувствовав происходящие перемены, директора предприятий, стремясь выйти из-под криминала, переходили на сторону Н.И.Меркушкина и его команды.
Оговоримся сразу, не все делали это добровольно, по «велению души и зову сердца». Уж слишком далеко зашли отношения руководителей ряда заводов с авторитетными уличными деятелями, чтобы разом можно было их оборвать. А некоторым директорам это было уже и невыгодно. Приходя на совещание в Белый Дом, они внимательно слушали Главу Мордовии, согласно кивали головами: «да, надо освобождаться от криминала, да, пора уже работать на потенциал республики…». Но, выйдя оттуда, продолжали делать все по-своему. 
 Мешали инертность мышления, нежелание что-либо менять, привычка работать по старинке, решая вопросы «с улицей» через знакомых силовиков или родственников из числа лидеров ОПГ. Как это было с директором одной из кондитерских фабрик. Чья дочь была замужем за лидером ОПГ «Мордовские».
Н.И.Меркушкина такая позиция категорически не устраивала.
Да, он уважительно относился к директорскому корпусу. Знал всех директоров. Ценил их труд, опыт, знания. Но наступали новые времена. Надо было наводить порядок в экономической сфере. А какой может быть порядок, если некоторые директора отгружали в первую очередь продукцию предприятия не приехавшим из соседних регионов покупателям, а… своим, из числа подконтрольных ОПГ коммерсантам. По другим, разумеется, «льготным» отпускным ценам. Используя «серые схемы увода денег» мимо бюджета республики. 
Обо всем этом Главе РМ регулярно докладывали представители спецслужб. Просматривая их отчеты, он видел, что среди директоров есть и те, кто просто-напросто игнорируют все его начинания. В том числе, и по выводу промышленности и экономики из – под влияния ОПГ.
 С такими руководителями, которые не хотели слышать Главу Мордовии, приходилось действовать другими методами. Проводили профилактические беседы, убеждая, что «как раньше» уже не будет, что правила игры поменялись. Определяйтесь, или вы идете путем созидания вместе с республикой. Или к вам на предприятие приходят прокуратура, ФСНП, ОБЭП. Кто-то понимал, «отходил» от криминала. Кто-то, полагал, «что уж его-то, со связями и знакомствами, в том числе, и в Москве» Меркушкину «не достать». Третьи, поняв, что их время безвозвратно ушло, подавали в отставку. Были и такие, кто пытался работать на «обе стороны». Но им недолго удавалось «сидеть на двух стульях». Они попадали или под прицел криминала, или в поле зрения правоохранителей.
Кстати, о криминале. Он напомнил о себе осенью 1996 года. Тогда в подъезде дома из обреза ранили М.Копейкина, лидера ОПГ «Копеевские». Это было уже не первое покушение на него. Копейкин один из тех, кто создавал молодежные группировки в Саранске. При этом сам он был из хорошей, приличной семьи. Родители – уважаемые в республике люди. Отец работал первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства МАССР, опытный профессионал своего дела. Неслучайно мэр города И.Ненюков назначил Н.Копейкина своим заместителем по строительству. Мать работала в системе образования – в комиссии районо, завучем в 29-ой школе на Светотехстрое. В той же школе учился и Михаил. Вспыльчивый и агрессивный подросток часто конфликтовал с одноклассниками и учителями. Родители, как могли, пытались контролировать сына. Но уже в машиностроительном техникуме он собрал вокруг себя группу молодежи, враждовавшую с «Химмашем» и «Юго-Западом». 
 Копейкин увлеченно занимался боксом у известного в республике тренера, вырастившего не одно поколение именитых боксеров. Некоторые из них, завершив карьеру, оказались в криминале. Да и сам тренер в начале 90-х годов фигурировал в «громком деле о покушении» на первого демократического президента республики В.Гуслянникова. Что сказать, время было такое, когда рэкет стал самым простым и надежным способом «заработка» для боксеров, борцов, каратистов. М.Копейкин тоже пошел по этому пути. Выполнив норматив кандидата в мастера спорта, сумел добиться неплохих результатов на ринге. В то время в боксерской секции с ним занимался С.Коцюбинский, один из лучших оперативников 6-ого отдела. И при вызове Копейкина на допрос, он мог, на правах старшего товарища, влепить ему подзатыльник со словами: «Ты, что же это творишь?! Смотри, доиграешься, сядешь!».
Чтобы оградить парня от криминала, его призвали в армию. Определили в спортроту, в Куйбышев. Но и там проявились вспыльчивость и желание выяснять отношения кулаками. Приезжал в Саранск. На соревнования по боксу и на … разборки с другими группировками. После одной из драк попал в дисбат. Уже на зоне подсел на наркотики.
 Раненый Копейкин был госпитализирован. В это время опера 6-го отдела выясняли у «Светотехстроевских» лидеров, кто пытался его устранить?! Вспомнили конфликт с авторитетным предпринимателем из Рузаевки С.Травкиным, враждовавшим с «Копеевскими». Еще осенью 1993 года возле кафе «Солнечное» в Пролетарском районе боевики Травкина расстреляли машину Копейкина. Но из-за наглухо тонированных стекол не разглядели, кто сидел за рулем. Погиб его водитель Э.Батрякова. После этой неудачной попытки Травкин исчез из Мордовии. Вместе с группой своих боевых соратников обосновался в Калининграде, на Куршской косе.
 Но более вероятной причиной могло стать то, что неделей ранее «бригадиры» Копейкина «наехали» на одного из замов гендиректора АО «Лисма» по финансам. А у него были знакомые среди лидеров «Светотехстроя», которые «крышевали» «Лисму». Раньше вместе они занимались борьбой, и он обратился к ним за помощью. «Копеевским» сказали, чтобы «не борзели». Но те, видимо, не поняли.
Поэтому в 6-ом отделе считали, что устранить Копейкина пытались… свои же. Претендующие на лидерство в ОПГ. Недовольные его линией поведения, пристрастием к наркотикам, самовольным расходованием денег из «общака». Для них он был уже «сбитым летчиком». Который ничего не решает и уже не может контролировать не только группировку, но и самого себя. Его соратники просто не знали, как им избавиться от «заслуженного ветерана» ОПГ. 
 Через два года УУР задержит Копейкина за квартирный разбой и грабеж, совершенный под наркотическим воздействием.
 По приговору суда получит 10 лет лагерей. Отсидит «от звонка до звонка». И выйдет на волю уже в другом веке. Никому не нужный и почти забытый. В конце 2008 года его найдут мертвым в квартире на ул. Пушкина на Светотехстрое. В причинах смерти не установят ничего криминального. 
 А Мордовия за десять прошедших лет изменилась неузнаваемо. В лучшую сторону. В экономическом, социальном и культурном плане. Это отмечали многочисленные делегации гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Во многом благодаря тому, что в ней полным ходом шли процессы очищения от криминала. 
В этом была личная заслуга Главы Республики Н.И.Меркушкина.
И еще. В 1996 году произошли два знаковых события, имеющие отношение к Мордовии. Самарский УБОП возглавил С.Вавилов, выходец из республиканского МВД. 
Там же, в Самаре был убит С.Славкин («Саранский»). ОПГ «Мордва» отомстила ему за одного из своих лидеров М.Тряпкина, застреленного в 1995 году.
(Продолжение следует)
С. Малайкин.
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)