Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии |
(начало в №7 от 15 февраля 2023 года, продолжение в №8 от 22 февраля 2023 года, №9 от 1 марта 2023 года, №10 от 8 марта 2023 года, №11 от 15 марта 2023 года) «Юго-Запад» ставит «точку». Или «сказка от федерального чиновника»
Октябрь 1995 года. По дорожке в парке Ленинского района, усыпанной осенними, мокрыми после дождя листьями, медленно идут двое мужчин. Один из них среднего роста, пожилой. Другой, моложе, спортивного телосложения, с проседью в волосах, в очках. Говорит, в основном, старший.
– Олег, ситуация изменилась. Тебе лучше уехать, – голос звучал простуженно – с «Юго-Западскими», мы, конечно, попробуем порешать. Но гарантировать ничего нельзя. Они озлоблены. Оставаться в городе рискованно. Манерова они тебе не простят.
– Рашида устранили не мои… Мне это ни к чему. Он липецким ворам карточный долг задолжал. А «разинские» менты слили «Блохинским», что это я его «на ноль помножил». Он с ментами в связке.
– Что сделано, то сделано… Все стрелки на тебе сходятся. А «липецкие воры», извини, не наша тема. Уезжай. Чем скорее, тем лучше. Когда можно будет вернуться, дадим знать. С Блохой уже «работают». Но не он один там всё решает.
– Знаю. Его менты с уголовки против меня накручивают.
– С ними тоже поработаем.
Старший мужчина, сотрудник одной из силовых структур, сел за руль «ВАЗ-2107» белого цвета. Его собеседник, депутат горсовета, преподаватель университета и, согласно справкам оперативного учета МВД, лидер группировки «Химмаш» О.Еникеев направился к стоявшему невдалеке микроавтобусу «РАФ». Внутри него находилась вооруженная охрана бизнесмена. С недавних пор она сопровождала его везде. Машины разъехались в разные стороны. Это была последняя встреча бывшего полковника КГБ с депутатом. Через две недели в 4-ом корпусе МГУ его расстреляют «Юго-Западские» боевики из группировки Блохина. Не спасут ни депутатские «корочки», ни охрана, ни влиятельные связи в «верхах». Ни два пистолета «ТТ», которые найдут на трупе убитого.
«Блохинские» привели в исполнение приговор, вынесенный двумя годами ранее авторитетным уголовным лидером Рашидом Манеровым.
Напомним читателям о кровавых событиях тех лет. Ранним утром 5 августа 1995 года к частному дому на ул. Советская, 153, где проживал Манеров, подъехала «девятка», за рулем которой сидел его знакомый Ю.Голубев. Вместе они собирались ехать по делам в Краснослободский район. Рядом с ним сидела женщина, а на заднем сиденье 6-летняя девочка. Выйдя из машины, Голубев пошел за Манёровым. Через несколько минут мужчины вышли, Голубев сел на водительское место, а Манёров назад, рядом с девочкой. Вдруг, из-за кустов ивы, сзади машины, выскочили двое неизвестных и открыли стрельбу из пистолетов «ТТ». Первым выстрелом был смертельно ранен Голубев. Две другие пули, одна в шею, другая задела грудь и пробила руку, попали в Манёрова. Он умер в приемном отделении республиканской больницы. Стрелки работали профессионально. Ни женщина, ни девочка при этом не пострадали.
Почти сразу же по городу распространилась информация, что с Манёровым расправились «Химмашевские».
Позже Еникеев приезжал в офис Рифата Манерова, брата Рашида, в магазине «Антрацит» по ул. Л.Толстого, 23 и уверял, что непричастен к его убийству, что «это дело рук третьей стороны». Что он «не хотел развязывать войну, она мешает бизнесу». При этом Еникеев выглядел сильно встревоженным. Этот разговор был зафиксирован службой технического контроля МВД. Неизвестно, поверил ли Манеров-младший. Но «Блохинские» не собирались прощать убийство Рашида и готовились отомстить. Что и было сделано.
При этом ни одна из созданных депутатом горсовета газет так и не задалась вопросом: «А почему же, после гибели Еникеева, никто из его верных соратников не стал мстить «Юго-Западским»?!».
Раньше все кричали, какие они единые и сплоченные, называли себя Ассоциацией, даже республикой хотели управлять. Вместо Меркушкина. Но, не получилось.
После выстрелов в 4-ом корпусе МГУ все дружные еникеевские сподвижники разбежались. Вместо того, чтобы мстить, попрятались. Перессорились между собой. Поделили фирмы и коммерсантов. Поубивали друг друга.
Но бросить вызов «Юго-Западу» никто так и не решился.
Вот уже несколько лет подряд в одной из газет муссируется тема, что, оказывается, убийство Еникеева было выгодно Н.И.Меркушкину… Что «заказчиком убийства депутата и бизнесмена выступил сам Меркушкин!». Конечно, такая «политическая» версия, в которой фигурирует известная фамилия, очень удобная. Она придает солидности и основательности. По-другому расставляет акценты на причинах убийства авторитетного предпринимателя. Выводит банальную криминальную разборку в ранг «политического» конфликта.
Позвольте только спросить, а в чем выгода?! Они что, были деловыми партнерами?! Имели совместный бизнес?! И перед расстрелом депутат горсовета успел все переписать и переоформить на Главу республики?!
А может они являлись политическими конкурентами?!
Или кто-то еще верит, что у Еникеева был реальный шанс стать во главе Мордовии?! Да никогда.
Перенесемся на 30 лет назад, в далекий теперь уже 1992 год. Тогда в газете, которая еще называлась «Советская Мордовия», вышла статья, где О.Еникеев был представлен не с лучшей стороны. Желающие могут найти ее в библиотеке, в подшивке газет. В частности, говорилось, что «начинал он еще с братьями Горемыкиными и в драке сломал одному парню челюсть...».
Скорее всего, эта информация появилась не случайно. А по убедительной просьбе из МВД. Ее выходу предшествовал бытовой конфликт во дворе дома по ул. Л.Толстого, 23, прозванным в народе «милицейским». В то время там проживали многие руководящие партийные и комсомольские работники, представители правоохранительных и судебных органов. На этот конфликт никто бы не обратил внимания, если бы не известные фамилии участвующих в нем лиц. Летним вечером к подъезду дома подъехала машина, из которой вышли два милиционера. По словам очевидцев, в «состоянии подпития». Скажем сразу, они были «не при исполнении», без формы и без оружия. В тот вечер они приехали из бани. Говорили, что с ними был еще и третий влиятельный милиционер, занимавший тогда должность начальника 6-го отдела МВД. Но он тихо и вовремя ушел, не ввязываясь в скандал и выяснение отношений с соседями. Родители Еникеева сделали «нетвердо стоящим на ногах» милиционерам замечание, что так себя вести сотрудникам МВД нехорошо и недостойно, те огрызнулись в ответ… Слово за слово. Кто-то из милиционеров, кого-то толкнул, или ударил. Прибежал Еникеев, сцепился с ними. Досталось и ему. Вызвали наряд милиции. Написали на обидчиков заявление. Прошли освидетельствование на наличие алкоголя в крови… В итоге, дело дошло до прокуратуры. После этого в газетах, подконтрольных Еникееву, появились публикации с критикой работников милиции, участников конфликта. МВД в лице министра А.Косова, встало на «защиту чести милицейского мундира». Милицейскую сторону заняла и газета «Советская Мордовия».
В ту пору ее редактором был достаточно известный в республике журналист. Когда-то он начинал корреспондентом в районной газете. Затем перешел в «Советскую Мордовию». В начале «переломных 90-х» возглавил ее. Ну, а потом карьера пошла «в гору». Какое-то время был министром печати при демократическом президенте Гуслянникове. Потом его заметил избранный Главой Республики Мордовия Н.И.Меркушкин и «продвинул» в заместители председателя Правительства, поручив заниматься социальными вопросами.
Наверное, сегодня можно предположить, что это было не совсем удачное решение...
В дальнейшем, занимая пост в федеральной структуре, этот чиновник по-своему «отплатил» Главе Мордовии. Уже на закате своей карьеры, обладая массой свободного времени, выпустил книгу авторских воспоминаний, напоминающую популярную в советское время серию «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). В ней подробно рассказал о своем нелегком жизненном пути. С малых лет и до седин. Попутно «навесил ярлыки» и тем людям, в том числе и бывшим коллегам по «журналистскому цеху», которые ему чем-то, когда-то не угодили. Или перешли дорогу. Некоторые из них считали его своим товарищем, другом семьи. Но автора это не смутило. Воспоминания носили очень субъективный характер. По принципу: вот, раз мне человек нравится, значит, он хороший. А тот, другой, не нравится, значит, он плохой.
Вскоре чиновник попробовал себя в детективном жанре. Через пару лет издал нечто похожее на политический триллер о «криминальной жизни 90-х». Книга оказалась очень вольной трактовкой событий в республике прошлых лет. Просто полет фантазии! Действие происходило в вымышленном регионе. В избранной автором сказочной манере повествование шло об устранении руководителем региона некоего криминального авторитета Седова. Причем, изложение велось от имени одного-единственного положительного персонажа – честного, принципиального и за это «гонимого» редактора Мишина. Все другие упомянутые лица были изображены автором в иронично негативном ключе и тоже носили вымышленные имена и фамилии – Зайцевы, Голубевы, Жнецовы, Медведевы, Рубакины и др. Кто есть кто, читатель должен был догадаться сам.
Сюжет был настолько перевернут с ног на голову, что даже у знающих людей, хорошо помнящих то время, возник вопрос – о чем это он пишет?!. А озвученная фантастическая версия устранения криминального лидера и бизнесмена Седова (наверное, Еникеева) руководителем региона Ничайкиным, нашла отклик только у самых преданных почитателей таланта автора.
Сказочный стиль был выбран не случайно. Понятно, в чей огород был брошен камень. Но реальных доказательств и оснований для того, чтобы кого-либо в чем-либо обвинять, у автора на руках не было. А ведь, казалось бы, мог «накопать» что-нибудь сенсационное. За столько-то лет работы в федеральных структурах. И предъявить все это – читайте, смотрите! Вот, она, правда! Вот как все было! Например, фото тайной встречи руководителя региона с представителями мафии, в ходе которой договаривающиеся стороны обсуждают план, варианты и сроки ликвидации авторитетного ученого и политика. Или расписку в получении гонорара «за хорошо выполненную работу по устранению…».
Но, как говорится, «козырной карты в рукаве» не оказалось. И выстрел в сторону бывшего Главы Мордовии (а как вы догадались, именно ему было адресовано это детективное измышление) получился холостым. Книга вышла небольшим тиражом и представляла интерес только для узкого круга читателей.
Почему измышление?! Да потому, что кому-то, до сих пор, выгодно «переводить стрелки» на Меркушкина.
Но давайте рассудим объективно, без эмоций, отбросив в сторону слухи, сплетни, домыслы всезнающих авторов и прочие конспирологические версии о гибели преподавателя МГУ.
Задайте себе один простой вопрос. А часто ли, в лихие 90-ые, у нас в городе, вот так, просто ни за что, расстреливали из автоматов невинных доцентов, профессоров и преподавателей университета?!
Вряд ли кто вспомнит что-то подобное. За чтение лекций студентам еще никого не убили.
Это был первый случай. И последний.
Ответ напрашивается сам собой. Он тоже простой. «Юго-Западские» боевики убивали не доцента МГУ. А своего конкурента из противоборствующей группировки. Только и всего.
Еникеев жил по суровым и жестоким законам того времени. И был убит в точном соответствии с ними.
У этого авторитетного бизнесмена и преподавателя университета, занимающего с начала 90-х годов лидирующие позиции среди «Химмашевских», и без Меркушкина хватало врагов и недоброжелателей.
К тому времени он настроил против себя очень многих. Авторитетных представителей уголовного мира республики. Влиятельных чинов из правоохранительных органов. Лидеров других группировок. Даже среди своих, так называемых соратников по Ассоциации, были им недовольные.
Роптали уличные «бригадиры». Не всем нравились и воспринимались его «масштабные экономические и политические» идеи. Такие, как например, приобретение доли морского порта в одном из прибалтийских городов. Или вкладывание денег в строительство гаражного кооператива на Химмаше, о чем депутата настоятельно попросил «правая рука» мэра, управделами горадминистрации Яшков. И куда уличные деятели были вынуждены «отчехлять деньги», добытые с коммерсантов «собственным тяжким трудом». Многих раздражали его «политические интриги», противостояние с МВД.
Выросшим в «хрущевках» и «литовках» Химмаша и Юго-Запада, уличным «бригадирам» хотелось получать все удовольствия от жизни сразу. А не потом, и не после. Дорогие машины, кабаки, девушки, отдых на море, вот, что им было нужно. Прошедшие дворовую школу воспитания в секциях бокса и каратэ, снимавшие в конце 80-х со своих сверстников кроссовки и куртки «Аляска», они не понимали принципов распределения депутатом Еникеевым полученных с «крышевания» коммерсантов денег.
Им, получившим в середине лихих 90-х годов доступ к большим деньгам, были «по барабану» перспективные экономические расклады и политические комбинации доцента университета и депутата горсовета.
И, как сейчас говорят, «возник конфликт интересов».
А «Юго-Западские» просто поставили в нем точку.
(Продолжение следует)
С. Малайкин. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |