Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии |
(начало в №7 от 15 февраля 2023 года)
Часть 2. Директора под прессом криминала
– А что, лучше, если бы вместо Меркушкина, республикой управляли «Химмашевские»!? Или, другие авторитетные представители «СПС»?! Кстати, знаешь, как тогда, в шутку, расшифровывали это название?! «Союз Пацанов Саранска»! – мой собеседник, работавший в «лихие 90-е» в 6-ом отделе, сидя на скамейке, наблюдал, как бывшие сослуживцы играют в футбол, на юго – западном стадионе «Жилищник». – «Тот же Еникеев, считал себя, чуть ли не хозяином республики. Разносторонний был деятель… И лекции студентам читал, и на бандитские «стрелки» ездил, и бизнесом занимался, и в политику совался. Сидел он, там, в своем офисе, решал, кого во главе республики ставить! Типа, вот, он какой, всё может. Все от него зависят. Все ему обязаны. Публично оскорблял руководителей МВД. В приказном тоне разговаривал с главами районов. Но нельзя же всерьез думать, что конкуренты по бизнесу и авторитеты других группировок позволили бы ему править республикой?! Вот и нарвался».
Обратимся к справке, составленной оперативно-технической службой одной из силовых структур. На ней уже нет грифа секретности. И убрано все, что может указывать на источник получения информации.
«В феврале 1995 года в кафе «Диана», по ул.Б.Хмельницкого, находящимся под контролем ОПГ «Мордовские», зафиксирована встреча лидера ОПГ «Борисовские» А.Борисова, 1966 г.р., с одним из лидеров ОПГ «Мордовские» М.Тряпкиным, 1967 г.р. Инициатором встречи выступил Борисов. Лидеры сидели у стены, за отдельным столиком. Их охрана дежурила на лестнице у входа и в машинах (ВАЗ-2109, цвет «мурена», гос.номер*****, ВАЗ-2108, цвет «мокрый асфальт», гос.номер*****, и две ВАЗ-21099, цвет «коралл», гос.номера*****) на улице. По словам источника, в ходе встречи Борисов пытался убедить Тряпкина, что «избрание председателем Государственного Собрания Меркушкина это временное явление». И там нужен другой человек. В разговоре Борисов часто упоминал имя Олег (вероятно, имеется в виду Олег Еникеев, лидер ОПГ «Химмашевские»). Борисов убеждал, что они должны быть союзниками в этом деле, по смене бывших партийцев в руководстве. Что во главе Мордовии Олег не видит Меркушкина. У него есть свои кандидатуры (упоминается несколько фамилий). В том числе, и на должность Председателя правительства (перечисляется несколько фамилий).
Тряпкин, выслушав Борисова, сказал, что: «Ну, слушай, в последнее время Олег слишком тянет одеяло на себя. Это многим не нравится. Устроил разборки с министром МВД. Оно нам надо?! И без того, проблем выше крыши у всех, а он, ментов злит. Они пацанов «приземляют», фирмы «шерстят». А Олег свои интриги плетет… Он себе депутатские корочки сделал, в горсовет влез. Ему уже и так, Блоха (имеется в виду, А.Блохин, лидер ОПГ «Юго-Запад») «предъявить» хочет, что он на их территорию залез. Вот, он тебя в союзники и «припрягает». А Меркушкин, после Гуся (имеется в виду бывший президент МССР В. Гуслянников), сейчас не худший вариант для всех...».
Остановимся на этом, прервав беседу двух «уважаемых» лидеров крупнейших ОПГ республики…. Переведем дух и оглянемся назад, на Мордовию 90-х годов прошлого века. На ту, какой ее «принял» Н.И.Меркушкин.
В тот период криминал вел себя в республике «по-хозяйски», уверенно распространяя свое влияние на все, более-менее значимые сферы жизни небогатого региона. Первоначальный контроль за «пивными павильонами», видеосалонами, «комками», рынками перерос в контроль за целыми промышленными предприятиями. Тогда многие директора заводов, «генералы промышленности», как их называли, испытали на себе мощный прессинг «конкретных пацанов» из ОПГ. У большинства из которых за плечами было лишь 8 классов образования и ПТУ.
Вспомним лишь некоторые события тех неспокойных лет.
В 1992 году было совершено нападение на С.П.Волкова, известного и уважаемого в республике человека, директора Луховского совхоза «им. ХХV съезда КПСС», депутата Верховного Совета России.
Утром, когда Волков вышел из дома на работу, на него напали неизвестные молодчики и избили железными прутками. Врачам удалось спасти ему жизнь. Но после перенесенных операций он стал инвалидом и практически уже не мог работать. Дело получило большой общественный резонанс. У Волкова было много влиятельных друзей и знакомых среди партийных и хозяйственных работников, депутатов, силовых ведомств. И на раскрытие преступления были брошены все силы милиции и прокуратуры.
«Прошерстили» всех, кому Волков мог перейти дорогу. В ходе расследования было установлено, что незадолго до нападения с Волковым встречался известный коммерсант Рифат Манеров. Он предлагал открыть на базе совхоза производство казеина. Его реализация предполагалась через фирмы, подконтрольные ОПГ «Шиндяпинские». В числе других подозреваемых Манеров был задержан на трое суток. В беседе с оперативниками 6-го отдела он не отрицал факт таких переговоров. Тем более, что его фамилия была записана на настольном календаре в кабинете Волкова. Но стороны, по каким-то причинам, не пришли к соглашению. Манёрова, извинившись, отпустили. Применять к нему «недозволенные методы допроса» не стали, доказательств против него не было, нападавшие не были установлены. Дело так и осталось нераскрытым «глухарем».
А незадолго до покушения, в семье Волкова произошла страшная трагедия – покончил жизнь самоубийством его сын, студент МГУ им. Н.П.Огарева. Его нашли повешенным. В сарае или в гараже, недалеко от дома. Но злые языки говорили, что «парень не сам полез в петлю, что ему помогли». Тогдашний криминал пытался взять под свой контроль Луховку и все предприятия, а неуступчивый старший Волков им мешал. Человек твердого характера и силы воли, воспитанный советской эпохой, он видел, как ОПГ подбираются к самым лакомым кускам бывшей государственной собственности. Видел бездействие, а то и попустительство, правоохранительных органов. Не понимал этого. Говорил, что «перестанет себя уважать», если испугается угроз «пацанов с улицы» и согласится на их условия. Знакомые Волкова, спортсмены-борцы, предлагали организовать его охрану. Он отказался, посчитав, что на него не посмеют поднять руку. Видимо, зря.
Затем, произошло похожее нападение на директора «Саранского ликеро-водочного завода» В.С.Бучумову. Преступники подкараулили ее у подъезда дома и несколько раз ударили обрезком металлической трубы по голове. Таким образом криминальные структуры хотели установить полный контроль над всем предприятием – начиная с процесса производства, отгрузки и продажи вино-водочной продукции. По ценам, которые они назначат сами. Ненавязчиво предлагали свои услуги по реализации продукции. В долг! Без предварительной предоплаты. Типа, потом, отдадим, когда весь товар «уйдет». Парни с короткими стрижками, в турецких спортивных костюмах и кроссовках беспрепятственно проходили в кабинет директора и, развалившись в креслах, обещали помощь в «защите завода» от … наездов других ОПГ. «Будешь говорить, что работаешь с нами, – убеждали они, – и никаких проблем не будет!». В противном случае, – «Весь товар разобьем. Мало ли, что в дороге может случиться…».
Но Бучумова, посвятившая работе на предприятии не один десяток лет, пройдя путь от простой работницы до директора, оказалась человеком не из «робкого десятка». Поэтому угрозы перешли в действие. Избивших ее так и не нашли. При этом, в деле фигурировали показания Бучумовой: что «она догадывается, кто ее «заказал». И назывались три известные в республике фамилии – одного из ее заместителей, его знакомого авторитетного спортсмена и… сотрудника милиции, который их «прикрывал». Но прямых улик против них не было. Кстати, фамилия этого работника МВД через много лет прозвучит на всю республику при очень негативных обстоятельствах.
После этого прошла серия нападений на фургоны с продукцией завода. Бандиты отслеживали их через своих «прикормленных» людей, прямо от ворот «СЛВЗ». Затем налетчики в тонированных наглухо «девятках» по пути тормозили фуры, загоняли их в безлюдное место и там перегружали товар в свои машины. Интересно, что в этом им помогали сотрудники ГАИ! За деньги они сопровождали ворованный груз до мест, указанных бандитами. Ну, чтобы лишних проблем по дороге не возникало. Выяснилось это, когда, по заявлению Бучумовой, к раскрутке дела подключился 6-ой отдел МВД. И сами бандиты, и их доверенные гаишники, были в шоке, когда к фургонам подлетели на скорости две тонированные черные «Волги» и оттуда, с криками: «Руки за голову! Мордами в землю!» – выскочили парни в камуфляже, черных масках, с автоматами в руках. Это были сотрудники Межрайонного оперативно-поискового отряда МВД «Беркут». Он состоял всего из 6 человек, но бандиты как огня его боялись и даже не думали оказывать сопротивления.
Но защитить всех директоров от бандитского беспредела было физически невозможно. Сил, людей, средств и технических возможностей у милиции тогда не хватало. А несовершенство российского законодательства приводило к тому, что задержанные братки, через день-другой, оказывались на свободе. И при встречах с оперативниками ухмылялись им: «Ну, что?! Нет у вас против нас законов!». ОПГ действовали нагло, дерзко, самоуверенно. Неприкасаемых для них не было. В том же году выстрелом из обреза охотничьего ружья через входную дверь квартиры был ранен в живот заместитель директора завода «Электровыпрямитель» А.Н.Гаваев. По роду своей деятельности он отвечал за распределение дефицитных, по тому времени, товаров, поступающих на завод. Импортные телевизоры, аудио и видеомагнитофоны, бытовая техника, одежда, обувь… Криминал хотел, чтобы данный дефицит «уходил» в их торговые точки. На реализацию. Гаваев не соглашался, считая, что пришедшие по бартеру вещи, в первую очередь, должны получить работники завода. За что и поплатился. Стрелков милиция не нашла. Появилась оперативная информация, что это дело рук «Юго-Западской» ОПГ, но доказательств не было. А в КГБ, куда он обратился, сказали: «Извини, но уголовка, это – не наш профиль». И посоветовали «обратиться за помощью»… к лидеру «Светотехстроевской» ОПГ В.Борцову («Борцуха). При этом завод входил в зону кураторства органов КГБ – МБ-ФСК.
В том же году «неустановленные лица» подвесили гранату на дверь квартиры В.Д. Волкова. В 1988 – 1990 гг. он работал 1-м секретарем Пролетарского райкома КПСС Саранска. Затем – председателем комиссии Верховного Совета МАССР по вопросам капитального строительства и промышленности. Волков проживал в «милицейском» доме по ул. Л.Толстого, 23. Хорошо, что ее вовремя заметил бдительный сосед по лестничной площадке и поднял тревогу. Интересно, что в этом же подъезде жил и преподаватель МГУ и. Н.П.Огарева, авторитетный предприниматель О.Еникеев. Правда, в милицейских справках, он фигурировал как лидер ОПГ «Химмаш». По этой причине представители МВД подозревали, что гранату подвесили «Химмашевские». Хотя квартира родителей Еникеева была этажом ниже и могла пострадать от взрыва. Кто и зачем вешал гранату, так и не выяснили, но и доказать его причастности не удалось.
Угрожали тогда и директору работающего «на оборонку» «Саранского механического завода» В.М.Ракову, протыкали колеса его служебной «Волги», поджигали входную дверь. Директору «Резинотехники» Коневу обещали перерезать тормозные шланги на машине и сжечь личные «Жигули». Уличные парни «в кожанках», криво усмехаясь, «напоминали» директорам, что у них есть семьи и дети, мало ли, что с ними может случиться… Намекали, что знают, где работает жена, в какой детский сад или школу ходит ребенок, где у директора находится дача и гараж. На раздумье для принятия решения давали минимум времени. Чтобы не было возможности обратиться в милицию. Хотя, в ряде случаев, о том, что человек написал заявление на вымогателей, самим рэкетирам становилось известно еще до момента его регистрации. Ведь в то время с таким заявлением сначала нужно было прийти в РОВД. Там его принимали и записывали в журнал. И лишь потом передавали в 6-ой отдел. В результате терялось время, происходила «утечка информации». Бандитские осведомители с РОВД «сливали» фамилии, имена и адреса проживания потерпевших. Небескорыстно, разумеется. Ну, а дальше получалось так, что испуганный заявитель прибегал в РОВД и слезно просил забрать поданное днем раньше заявление: «Извините, товарищи милиционеры. Не понял я, парни, оказывается, просто шутили, даже, и не думали угрожать, а я всерьез воспринял…».
Представители группировок попытались «надавить» и на А.И.Меркушкина, старшего брата Н.И.Меркушкина, возглавлявшего в те годы строительную организацию. Человек решительный, сильный духом, он отказался работать с новоявленными хозяевами жизни и указал рэкетирам на дверь. Он прекрасно знал, что стоит лишь один раз уступить, и все, бандиты уже не отстанут.
Генерального директора крупнейшего в СССР производителя электроламповой продукции СПО «Светотехника» В.А.Левакина в последнее время, даже в командировки в Москву, сопровождал прикрепленный к нему сотрудник МБ РМ. На завод претендовали несколько группировок. Их машины открыто «дежурили» у проходной и у ворот. А милиционерам из Пролетарского РОВД, приехавшим, по вызову руководства завода, пацаны нагло заявляли: «А чё?! Мы ничего не нарушаем. Свой груз ждем. Какие проблемы, командир?!». Сидящие в авто молодые парни записывали в тетради кто, когда, во сколько и какой груз получил. На каких фургонах, с какими номерами уехали. Тогда мордовскими лампочками и светильниками торговали все начинающие коммерсанты. Вот только не все расплачивались с заводом… На претензии отсылали «решать вопросы с крышей». В декабре 1994 года, В.Левакин, не выдержав давления криминала и пагубных для завода демократических реформ в экономике, покончил жизнь самоубийством.
Говорили, что его «довели до этого»… Криминал отрабатывал свои методы воздействия, невзирая на должности и звания. Делал это демонстративно, бросая дерзкий вызов и обществу, и всей правоохранительной системе.
В июне 1994 года под прицел криминальных структур попал Г.А.Громов, директор «Авторемзавода». В центре Саранска, в подъезде многоквартирного дома по ул. Б.Хмельницкого, 14, где проживал Громов, прогремел взрыв. При взрыве «неустановленного устройства» смертельные ранения получил некий О.Балякин, хорошо известный милиции. Это сейчас некоторые газеты пытаются создать ему образ Робин Гуда, борца за справедливость, «защитника бедных, сирых и угнетенных». Правды во всем этом мало. С конца 80-х годов Балякин состоял на оперативном учете в 6-ом отделе как лидер «низовской» группировки, структурно входящей в ОПГ «Юго-Запад». Потом он, каким-то образом, оказался рядом с Еникеевым. По версии милиции, Балякин был «засланный казачок», так как поддерживал связь с авторитетным уголовным лидером Рашидом Манеровым. И до последнего времени выполнял его поручения. По заданию Манерова он и должен был «припугнуть» Громова, чтобы тот ушел под «крышу» «Юго-Западских». Накануне оперативно-техническими службами МВД был зафиксирован телефонный звонок Балякина Манерову, что «все готово к акции». Но взрывное устройство сработало у него в руках…
Похороны Балякина, во время которых была перекрыта одна из улиц в центральной части города, превратились в открытую демонстрацию перед жителями Саранска силы, могущества и вседозволенности группировок.
Но в том далеком, 1994 году, за год до своего избрания Главой Республики Мордовии, у Н.И.Меркушкина еще не было сил и реальной возможности изменить положение дел. Тогда он возглавлял Фонд имущества МССР, один из самых неспокойных и опасных участков работы. И ему приходилось сталкиваться с давлением преступных группировок, желающих, порой за бесценок, стать хозяевами бывшей советской госсобственности. Да, было и такое. В ряде случаев, когда наглость «гонцов от ОПГ» переходила все границы, помогали старые комсомольские связи с товарищами, которые, в начале 80-х годов, по «путевке ВЛКСМ», были направлены на работу в органы КГБ. После вразумительных бесед в здании на ул.Л.Толстого,6, братва «сбавляла обороты и отходила в сторону», понимая, что «напрягать отношения с чекистами себе дороже».
Конечно, наглое поведение и все более растущие экономические аппетиты ОПГ раздражали Н.И.Меркушкина. Но что он мог тогда сделать?! Мог только наблюдать за ситуацией. Конечно, он не сидел, сложа руки, консолидировал вокруг себя здоровые силы, осторожно, просчитывая каждый ход, выстраивал отношения с доверенными людьми и единомышленниками из Министерства безопасности РМ, прокуратуры и МВД, которым тоже был «поперек горла» этот криминальный беспредел…
(Продолжение следует…)
С. Малайкин. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |