Меркушкин – человек, остановивший криминальный беспредел ОПГ в Мордовии

В  конце прошлого года в гости приезжал знакомый бизнесмен.

Из Саранска он был вынужден уехать в конце 90-х годов, когда над ним и его семьей нависла реальная опасность после отказа «переписать часть своего бизнеса» на представителей «Химмашевской» группировки. Он осел в Питере, долго не появлялся в республике. Вернулся в Мордовию только после 2005 года. Почему после, спросите вы?! Напомним, нашим читателям, что тот год стал началом борьбы против организованной преступности, проникшей во все сферы жизни нашей республики.

 
Именно тогда Глава Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин объявил «последний и решительный» бой обнаглевшим ОПГ.
И вышел победителем в том сражении. Он знал, что победит. По-другому и быть не могло. Ведь вместе с ним была поддержка людей, жителей республики. Их вера в то, что железная воля руководителя региона, его искренняя заинтересованность в процветании и благополучии родной республики, стремление  создать безопасные условия для жизни и труда людей помогут «отрубить все головы мафиозной гидре». И, главное, он заручился поддержкой Президента России В.В.Путина. 
Именно благодаря Н.И. Меркушкину республика была полностью очищена от влияния криминальных группировок.
Вот уже 17 лет на улицах города нет кровавых разборок между ОПГ, не звучат выстрелы и не гибнут люди.
«Если честно, только уже за это можно уважать Николая Ивановича! Бизнес получил возможность работать. Отморозки исчезли с улиц. В республику пришли крупные сетевые торговые центры. И главное, люди перестали бояться… Исчезло чувство страха», - сказал бизнесмен, садясь за руль престижного «Лэнд Ровера». 
Трудно с этим не согласиться. Десять лет потребовалось Главе Мордовии Н.И.Меркушкину для искоренения оргпреступности в республике. Десять трудных, сложнейших, потребовавших колоссального напряжения всех моральных и физических сил, лет. Которые навсегда «красной нитью» вписаны в историю современной Мордовии.
Время – самый строгий, неподкупный и объективный свидетель в оценке людей и событий.  И все расставляет по своим местам. 
Давайте перевернем страницу истории и вспомним, какой была Мордовия в криминальном плане, когда ее возглавил Николай Иванович Меркушкин.
 
Часть 1. Противостояние.
«Мы сами решим, кто будет управлять Мордовией!» – такой ультиматум криминального мира прозвучал для Н.И.Меркушкина в 1995 году почти сразу после того, как он возглавил Государственное Собрание Республики Мордовия.
И это были не пустые слова. К тому времени Мордовию уже поделили между собой сразу несколько бандитских формирований. Наиболее мощными и многочисленными из них были: «Химмаш», «Мордовские», «Светотехстрой» и «Юго - Запад». Заметим, что они появились задолго до того, как Н.И.Меркушкин возглавил республику. Криминальные лидеры подмяли под себя практически всю экономическую сферу, торговлю, ряд крупных промышленных предприятий. Но криминал не собирался останавливаться на достигнутом. Он давно рвался захватить власть в республике. И надо сказать, это ему уже практически удалось. Его представители практически полностью контролировали городской совет депутатов Саранска, ряд районов республики. Готовились провести своих людей в депутаты Государственного Собрания. Недаром один видный деятель от ОПГ, преподаватель университета, депутат горсовета и, по совместительству, лидер группировки «Химмашевские» любил повторять перед своими соратниками: «Скоро вся Мордовия будет наша!».
Но этого не произошло.
Потому, что у власти в республике встал человек, с которым было бесполезно разговаривать языком ультиматумов. Который не побоялся открыто выступить против криминала. Только сам Николай Иванович знает, какого неимоверного напряжения и человеческих усилий стоило ему это. Но по-другому он не мог. За ним стояла Республика. Он принял на себя громадную ответственность за нее. В том числе, и по защите людей от вконец зарвавшегося в своих экономических и политических амбициях криминала.
Как с издевкой говорили в то время некоторые недоброжелатели избранного Главы: «Меркушкину досталась республика с устойчивой криминальной экономикой».
 Меркушкин старался не обращать внимания на скептиков. Он только хмурил брови и не собирался «ложиться под криминал». И уже его первые шаги в должности председателя Государственного Собрания РМ свидетельствовали о том, что, в отличие от прежних руководителей республики, он не пойдет «на поводу» у мафиозных структур.
Человеческая память коротка… И хотелось бы напомнить нашим читателям, что именно Николай Иванович Меркушкин был инициатором обращения от имени Госсобрания РМ в Верховный Суд Российской Федерации с требованием оставить в силе приговор убийцам капитана А.Н.Гагарина, инспектора внутренней службы, сотрудника ведомственного изолятора МВД РМ. Гагарина застрелили представители ОПГ «Юго-Запад», за то, что он честно и добросовестно исполнял свой долг. Преступление имело широкий общественный резонанс. Тем более, что годом ранее, те же «Юго-Западские», на глазах жены и малолетнего ребенка, расстреляли старшину ГАИ П.Акишина.  
Обращение, подписанное председателем Государственного Собрания Н.И.Меркушкиным, в адрес председателя Верховного Суда РФ было вызовом криминальному миру! Дело в том, что незадолго до этого, одному из задержанных убийц милиционера Верховный Суд РФ вынес смертный приговор. Но, потом, дело …. пересмотрели. По оперативной информации   местные братки отвезли в Москву за «нужный» приговор кругленькую сумму одному из представителей судейского сообщества. И «гуманный суд» после этого смягчил приговор убийце до 15 лет лагерей. Но, то, что Н.И.Меркушкин не побоялся отправить такое обращение, по сути, «выступив с открытым забралом», против оргпреступности, в лице одной из самых жестоких и беспредельных группировки «Юго-Запад», говорит о многом. 
22 сентября 1995 года Н.И. Меркушкин был избран Главой Мордовии. Народ республики увидел своего нового лидера, умеющего принимать решения и не боящегося брать ответственность за них. Такой руководитель и нужен был республике, истерзанной бессмысленным политическим противостоянием прошлых лет, безработицей, бесперспективностью и бандитским беспределом.  Впереди забрезжил луч надежды.
Следующим шагом, который сделал Н.И.Меркушкин уже в должности Главы Республики Мордовия, по усилению правоохранительного блока, стала смена министра внутренних дел республики. Прежний, назначенный еще «демократическим» президентом В.Гуслянниковым, явно не справлялся со своими обязанностями. И был отправлен в отставку на сессии депутатов Госсобрания Республики Мордовия.
Заглядывая далеко вперед, Меркушкин, уже тогда, сделал ставку на министра, как человека ничем не связанного с республикой. И, следовательно, независимого от личных, родственных связей, в том числе и с криминалом. Новым министром стал направленный из Москвы генерал-майор Ю.А.Ляшев, ранее работавший в Главном Управлении Уголовного розыска МВД России. Именно Ю.А.Ляшев должен был разобщить сложившиеся годами милицейские кланы внутри МВД. Заставить работать милицию в новых условиях, требующих самого оперативного реагирования. Прекратить деление полномочий и конкуренцию между Уголовным розыском и УБОП, которое, в то время, называли «Управлением по борьбе с ПЛОХО организованной преступностью». И, честно сказать, на то были серьезные основания.
Надо сказать, что Меркушкину досталось тяжелое криминальное наследство. Неслучайно, что одно время в охрану первого лица республики входили сотрудники УФСБ РМ, прикомандированные по согласованию с руководством ведомства. Уж слишком велика была опасность, слишком высоки ставки, ценой которых могла стать жизнь.
Если вспомнить, то 1995 год стал «урожайным» по количеству криминальных смертей – были убиты лидер «Мордовской» ОПГ М.Тряпкин, А.Давыдов из «Юго-Запада», «смотрящий» Рашид Манёров, лидер ОПГ «Химмаш» О.Еникеев. Именно по последнему деятелю, расстрелянному конкурентами по криминальному бизнесу, вот уже который год «льет крокодиловы слезы» одна из местных газет. 
При этом как-то забывается тот факт, что он, согласно оперативным данным МВД, руководил одной из крупнейших ОПГ республики.  И уже после избрания Н.И. Меркушкина Главой Республики Мордовия, вместе с лидером группировки «Борисовские» А.Борисовым и главой Октябрьского района А.И.Замотаевым, проигравшим выборы за пост мэра Саранска, всерьез обсуждали вопрос: «Как можно будет задвинуть Меркушкина?». Еникеев убеждал, что: «Время партийных вожаков прошло, их должны заменить люди новой формации из другого поколения. Через год заменим». При этом споры между Борисовым и Еникеевым доходили до того, что у авторитетного депутата от напряжения шла носом кровь. Вся эта оперативная информация, благодаря техническому контролю спецслужб, своевременно становилась известной Н.И.Меркушкину.
Несколько лет назад один видный чиновник федерального уровня, которого, в свое время, именно Н.И.Меркушкин ввел в состав мордовского Правительства, издал книгу собственных воспоминаний про Мордовию 90-х годов.  При этом, не забыв выделить свою роль и всячески принизить роль других. Ну, да Бог ему судья.  Обидно, что под конец своего политического опуса он не преминул «выплеснуть ушат грязи» и на Н.И.Меркушкина. Причиной стало недовольство тем, что на совещаниях с правоохранительным блоком Глава республики устраивал разносы силовикам, представителям правоохранительных органов за «недостаточно эффективную борьбу с организованной преступностью», обещая лишить должности и сорвать погоны.
Так и хочется возразить, а ведь прав был тогда Николай Иванович! Даже слишком добр и мягок он был по отношению к господам полковникам! С них не погоны, а лампасы надо было сдирать. И гнать их работать участковыми в самый неблагополучный район. Гнев Н.И.Меркушкина был вполне оправдан, понятен и справедлив. На улицах города идет криминальная война. Практически каждую неделю звучат выстрелы и взрывы. Горят магазины и машины. В криминальных разборках гибнут молодые парни. И какая должна быть на все это реакция Главы? Он высшее должностное лицо. Он отвечает за всю республику.  
А полковники, со звездами на погонах, «рассказывают сказки» о «неуклонном снижении уровня преступности», о том, что «ситуация под контролем». Показывают «красивую» ведомственную статистику и отчетность… В этой ситуации оставалось только поражаться выдержке и терпению Николая Ивановича.
Ведь у него на столе была совершенно другая статистика, поступающая к нему по каналам спецслужб.  И она коренным образом отличалась от показушных отчетов милицейских полковников. Некоторые из которых давно и прочно были «по уши» повязаны с криминалом. На это у Главы Мордовии тоже имелись соответствующие материалы спецслужб.
И уже тогда, хмуря брови и нервно постукивая карандашом по столу, Николай Иванович, слушая рапорты силовиков, понимал, что с этими людьми вступать в схватку с мощными, финансово оснащенными, хорошо вооруженными преступными формированиями, имеющими устойчивые связи во всех сферах республики, бесполезно! Он видел неспособность (и нежелание) некоторых из руководителей МВД наводить порядок в республике. Знал о межведомственном недоверии, существующем между УФСБ и МВД. Нутром чуял, что за этим стоят личные коммерческие интересы людей в погонах. Знал о том, что суды боятся возбуждать дела против задержанных представителей ОПГ. 
Как опытный шахматист, стратег, умеющий просчитывать ходы на много шагов вперед, Н.И.Меркушкин уже тогда выстраивал сложную схему противостояния ОПГ, которая позволит раз и навсегда покончить с засильем криминала в республике.
И одним из таких первых действенных шагов Главы Республики Н.И.Меркушкина стало принятие Государственным Собранием Республики Мордовия в январе 1996 года закона «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью». Милиция, на основании санкции прокурора, получила право задерживать участников ОПГ на срок до 30 суток, причем, даже за административное правонарушение. За принятие закона проголосовало большинство депутатов Государственного Собрания.  
Но впереди перед Н.И. Меркушкиным стояла не менее сложная задача – найти людей, готовых и способных вступить в бой с организованной преступностью….
Продолжение следует…
С. Малайкин.

Personal web page Mordovia newspaper (с)