Ямы не по ГОСТу

 Госавтоинспекция пересчитала опасные неровности на дорогах Мордовии

3800 ям, выбоин и колдобин на дорогах Мордовии насчитали сотрудники Госавтоинспекции. Они специально проехали по дорогам, которые считаются самыми испорченными. В результате ответственным за содержание дорог организациям объявлено 366 предостережений. Есть ли результат от такой работы и что делать, если авария случилась из-за ямы? Советы юриста и реальные истории обидных судебных поражений в материале Людмилы Кусеровой.    
 
По улицам Саранска сотрудники Госавтоинспекции ходили с большой линейкой, похожей на строительный уровень. Его укладывали поверх ям – измеряли длину и ширину. Глубину проверяли измерительным прибором поменьше. В большинстве случаев параметры не соответствовали ГОСТу.  
Как ни странно, в каждой стране мира существуют нормативы на дорожные ямы. Это перечень параметров, по которым определяют, насколько срочно нужно дефект ликвидировать. В России это 15 сантиметров в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. К опасным дорожным неровностям также относятся глубокие колеи. Если хотя бы один из значений меньше обозначенных, с ремонтом можно повременить, дорога считается почти ровной. Большинство ям даже на центральных магистралях Саранска давно переросли свой ГОСТ и создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. 
«На дорогах республики зарегистрировано 204 ДТП, где на месте происшествия зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия. Это свидетельствует о том, что дорожными организациями не всегда принимаются меры по приведению дорог и улиц в нормативное состояние», – рассказали в ГИБДД Мордовии. 
За сухими отчётными цифрами стоят неприятные дорожные истории. В одну из таких попал автолюбитель из Саранска Алексей Агеев. Правда, случилось это в Рязанской области. Но проблемы, как выяснилось, везде одинаковые. Мужчина ехал на машине в снегопад по неочищенной трассе, попал в колею, не справился с управлением и разбил автомобиль об отбойники. Сам не пострадал, а вот машина восстановлению не подлежала. Но страховку мужчина не получил – суд не принял во внимание дорожные условия.   
«Сотрудники ГИБДД некорректно составили акт состояния дорожного покрытия. Нигде никто не указал, что дорога была не почищена. Я собрал все справки, в том числе из Гидрометцентра о том, что был снегопад. Приложил выписки из системы ГЛОНАС о том, что спецмашины не выезжали на уборку. Все факты доказали, что всё упёрлось в неверно составленную инспекторами справку», – рассказывает пострадавший автомобилист. 
Акт состояния дорожного покрытия – пожалуй, самый главный документ, с помощью которого можно доказать в суде, что ДТП спровоцировали именно дорожные условия. Его должны составлять на месте аварии сотрудники ГАИ, объясняют юристы. Только при наличии этой бумаги есть шанс взыскать ущерб с организации, обслуживающей данный участок. Проблема в том, что акт составляют не всегда. По разным причинам. А иначе, говорит автоюрист Александр Камодин, доказать причинно-следственную связь в суде нереально.  
«Совсем недавно к нам обратился пострадавший в ДТП с участием двух фур. Одна фура перестраивалась, объезжая большую яму. Вторая не успела притормозить из-за гололёда. Произошла авария. Сотрудники ГАИ приехали и оформили так: один не уступил дорогу другому, второй не соблюдал дистанцию, в результате оба виноваты. Участники ДТП обратились в страховую, получили деньги. Но в какой-то момент страховая компания пересмотрела материалы дела и отозвала компенсацию у одного из водителей. При этом ни в одном документе не было указано, из-за чего именно случилась авария. То есть причинно-следственная связь между состоянием дороги и ДПТ даже не рассматривалась».
Акт состояния дорожного покрытия, запись с видеорегистратора, дополнительные свидетельства, в том числе очевидцев – всё это необходимо приобщать к материалам дела с самого начала. По прошествии дней и недель практически невозможно доказать, что дорога была плохой. Специалисты считают, что давно бы пора ужесточить ответственность дорогосодержателей за их халатное отношение к своим обязанностям. Хотя бы заставить объезжать вверенные территории. Чтобы о своих ямах они узнавали не из судебных повесток, когда уже есть пострадавшие. Или платили за это серьёзные штрафы, а не делали постфактум дешёвый ямочный ремонт. Сейчас с дорогами в Мордовии одни проблемы – все выбоины и колеи давно переросли нормативные сантиметры. Да и сама система содержания дорог настолько усложнилась, что понять, кто за что отвечает, порой крайне сложно. 
«Когда мы требуем компенсации с ответственного за участок дороги юридического лица, у нас выходит куча контрактов, договоров подряда и субподряда. Поиски конечного виновного очень трудо– и времязатратны. Одна организация заказывает работы, другая перезаказывает, третья пере-перезаказывает, четвёртая выполняет, а потом уведомляет заказчика, что ни за что не отвечает... В конечном итоге может оказаться, что ответственной за дорогу организации уже не существует, она, к примеру, обанкротилась. Поэтому необходимо повышать степень ответственности первого, изначального заказчика. А дальше пусть будет регресс – его никто не отменяет. В случае чего заказчики, подрядчики и субподрядчики пусть разбираются сами в своей «песочнице».
Несмотря на бюрократические препятствия, судебные выигрыши есть – констатируют юристы. Вот что нужно делать, чтобы получить компенсацию от дорожной службы: 
1. Измерить линейкой или рулеткой яму, из-за которой произошла авария. 
2. Если размеры неровности превышают допустимые, попросить сотрудников Госавтоинспекции отразить это в документах. Составлять акт необходимо сразу, на месте ДТП.   
3. Обратиться к юристам – вероятность доказать свою правоту в суде больше, если помогает специалист.      
То же касается и зимней уборки улиц. Из-за заваленных снегом обочин проезжая часть на улице Севастопольская, например, уменьшилась на 5 метров, на улице Энгельса – на 3,5 метра, на улице Пролетарская – на 1,5 метра (это минус 2 полосы движения). Пешеходные переходы заледенели – когда в городе был сплошной каток, даже подходы к «зебрам» не обрабатывали реагентами. Водители признавались, что даже заранее притормаживая, велик риск наехать на пешехода, который поскальзывается на обочине, падает и летит под колёса (такое тоже было, правда ДТП не случилось каким-то чудом).
В отличие от ям и выбоин, все заснеженные и неубранные дороги ведут в мэрию или районную администрацию. Вряд ли городские власти не видят всего этого безобразия, вряд ли не понимают, что нарушают все существующие ГОСТы, нормативы и безопасность дорожного движения. Вот только привлекать к серьёзной ответственности чиновников, по-видимому, никто не собирается. Нет законодательной основы или желания связываться с муниципалитетом. И ГОСТы здесь абсолютно не при чём.    
«Проблема в том, что единственная ответственность, которую несут дорожные службы – это возмещение причинённого материального вреда транспортному средству. А дальше на этой яме происходит следующее ДТП, ведь дорожный изъян при этом остаётся на месте. Такие случаи были и у нас в Мордовии. В лучшем случае ответственная организация проводила на опасном месте ямочный ремонт. Остальные дорожные дефекты растили до следующего суда. А вот если будет серьёзная личная ответственность чиновников и серьёзные штрафы, например, в бюджет, тогда власть имущие задумаются о качестве, своевременности и оперативности ремонта дорог. И будут ямы заделывать прежде, чем из-за них кто-то пострадает. Я ни разу не видел ни одну организацию, в которой был бы определённый человек, который осматривал бы вверенный участок дороги, которого можно было бы наказать за халатность. Пока же впечатление такое, что дорожные организации узнают о своих ямах из судебных повесток. Чиновники должны, наконец, задуматься, что любая яма – нормативная она или нет – может привести к серьёзной аварии. В том числе и с жертвами», – говорит автоюрист Александр Камодин.
Госавтоинспекторы с большой линейкой измерили колеи и подсчитали неровности. По результатам составили акты и даже разнесли их в ответственные организации. Но вот пойти в полноценный рейд и наказать виновных они не могут. Потому что виновные есть, когда есть пострадавшие. Вот такой законодательный парадокс.     
«Сотрудниками Госавтоинспекции активно проводятся профилактические мероприятия, контролируемым лицам объявлено 366 предостережений о недопустимости нарушения, проведено 754 консультирований и 8 профилактических визитов в дорожные организации. Всем разъяснены обязательные требования нормативно-правовых актов по содержанию автомобильных дорог, в том числе в зимний период», – рассказали в республиканской Госавтоинспекции. 
Насколько действенными окажутся профилактические меры, покажет время. А пока автолюбителям остаётся надеяться только на себя. Соблюдать скоростной режим, держать дистанцию и внимательно смотреть на дорогу. Советы банальные, но сейчас именно они как никогда актуальны. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)