Собачье дело |
В Рузаевке собака без хозяина напала на школьника, а потом и на его отца, который забирал сына с занятий. На агрессивных животных жалуются жители всех районов Мордовии. Власти реагируют, как могут, но этого явно недостаточно. Эксперты считают, что решать проблему с бездомными и безнадзорными животными нужно, начиная с изменения законодательства. В тонком вопросе разбиралась Людмила Кусерова. Момент нападения собаки без намордника и хозяина поблизости зафиксировала камера видеонаблюдения: животное сначала набросилось на ребёнка. Когда отец попытался отогнать собаку, сам стал объектом атаки. Мужчине пришлось сбросить куртку, в которую вцепился зверь. Всё произошло возле рузаевской школы №12, на улице Юрасова. Скандал разгорелся в считанные часы, и в дело вынуждена была вмешаться городская администрация.
«Администрация города сразу незамедлительно выехала по этому факту. Собаку обнаружить в тот момент мы так и не смогли, – прокомментировал ситуацию мэр Рузаевки Алексей Домнин. – Был поставлен пост МВД, то есть полицейские здесь дежурили. Полицейские обнаружили данную собаку, сообщили нам. У нас есть подрядчик, который занимается отловом собак».
Законодательный уровень
Не так давно вышло Постановление Правительства Российской Федерации №1980 от 03.11.2022 «Об утверждении методических указаний по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан». Оно содержит методические указания для чиновников, как сделать так, чтобы бездомные животные больше не нападали на людей.
Поправки в закон «Об ответственном обращении с животными» подготовила рабочая группа Госдумы, созданная по поручению Вячеслава Володина. Чтобы не упустить все детали, специалисты обработали 40 000 предложений от граждан и регионов. Поэтому теоретически новый закон учитывает интересы и тех, кто собак боится, и тех, кто их отчаянно защищает. На практике же реализовать все методические указания будет непросто – считает начальник отдела государственного ветеринарного надзора при Министерстве сельского хозяйства Мордовии Ринат Чумарин. Предстоит выстроить абсолютно новую систему работы с безнадзорными животными, которой в России не было никогда.
«Раньше в Мордовии сельские администрации могли самостоятельно решать вопросы, связанные с временным содержанием безнадзорных животных. Где размещать, к примеру, приют, как его обслуживать и на какие деньги кормить питомцев. При этом чётких инструкций по процедуре отлова, содержания или каких-то медицинских процедур не было. Работали кто во что горазд, иногда животные просто гибли. Потом муниципалитеты лишились такого права. Дело в деньгах – в бюджетах не оказалось соответствующей статьи расходов, и никто не объяснил, где их брать. А в новых методических указаниях чётко прописано»
В соответствии с новыми методическими указаниями республиканские власти должны определить, какая организация будет работать с бездомными животными. Это не значит уничтожать. Уполномоченный орган, согласно постановлению, должен будет вести статистику: сколько в республике безнадзорных животных, где они живут, расписывать дорожные карты для проверок и мониторинга. Примерно такой же учёт ведут в охотничьих угодьях. Следующий этап – обследования и вакцинация. Нужно выяснять, какие есть инфекционные риски, например, по бешенству. Подрядной организации предстоит решать вопросы со стерилизацией и кастрацией, разрабатывать чёткий регламент определения того, какое животное можно выпустить, а какое нужно оставить в приюте. Отлавливать собак должна специально обученная команда – сейчас такую работу проводят рядовые сотрудники коммунальных служб. При наличии одного-единственного ответственного юридического лица людям будет проще понимать, кому звонить и жаловаться на стаи безнадзорных животных на улице.
Сейчас система «Отлов-вакцинация-стерилизация-выпуск» работает со скрипом – рассказывает Ринат Чумарин. За приютами и ветеринарной службой законодательно закреплена обязанность кастрации, стерилизации и вакцинации и других медицинских процедур с бездомными животными. Для этого нужно элементарно платить зарплату ветеринарам. Но финансирования нет, и все расходы чаще всего ложатся на плечи неравнодушных граждан, волонтёров. Кроме того, специалисты приютов должны решать выпускать «чистое» животные или не выпускать обратно. Тут возникают вопросы. Если выпускать, то куда? Опять на улицу? Они же опять пойдут гулять по городу, будут пугать людей. А если они на кого-то нападут? Кто будет за них отвечать? Всё это есть в методических указаниях. И это постановление в ближайшее время должно быть исполнено.
«Много вопросов накопилось, которые предстоит решать подрядной организации или уполномоченному государственному органу. Что делать с животными, которых изымают из домовладения? Есть закон, согласно которому мы имеем право конфисковать животных, например, из квартиры, где сердобольная хозяйка держит много кошек. Но что дальше? Мы конфискуем, а куда мы их денем? В приют? А кто их будет туда направлять? Кто на это имеет право? Или мы должны договариваться? Одного приюта на всех не хватит, значит нужны ещё. Все эти задачи нужно финансировать. Ветеринарная служба безвозмездно тоже не может работать».
Высшая мера ответственного обращения
Несколько лет назад российские парламентарии заговорили об обязательном чипировании домашних животных. Проект долго обсуждали, на том и остановились. Между тем, ветеринары называли такую процедуру важным шагом к решению проблемы с безнадзорными животными. В середине ноября 2022 года законопроект восстал из пепла и снова начались дебаты. Авторы идеи считают, что обязательное чипирование домашних питомцев позволит гражданам более ответственно и осознанно относиться к их содержанию. «Не должно быть такого, что взяли щенка, вырастили и затем по какой-то причине выкинули на улицу, — считает депутат Госдумы от Башкирии Рафаэль Марданшин. — Поэтому необходим определенный учет домашних животных, чтобы в дальнейшем можно было отследить и привлечь к ответственности бывших владельцев. В случае, если эти нормы будут приняты, необходимо будет предусмотреть и наказание за их нарушение».
Зоозащитники в целом не против такого закона, тем не менее парируют: принятие поправок не приведет к заявленным целям, но вполне может вызвать общественное неприятие. Во-первых, чипировать животных владельцы должны за свой счёт. Если деревенская дворняга принесла приплод, щенков будет проще потихоньку выкинуть, чем тратить деньги на ветеринарную услугу. Во-вторых, пока не очень понятно, как обязать население стерилизовать животных, которые содержатся дома и не должны размножаться — как это будет регулироваться и отслеживаться? Статистические данные о том, сколько россиян держат домашних животных есть. Но они пока носят скорее развлекательный, чем научных характер.
По данным октябрьского опроса, проведенного при участии службы выгула собак «Гульдог» (выборка 1502 человека старше 18 лет во всех федеральных округах): 38% респондентов держат кошку, 33% — собаку, 26% — мелкое млекопитающее или кролика.
В том же законопроекте есть пункт, который касается бездомных животных. Авторы предлагают приравнять их к диким. Такой статус позволит их отстреливать. С этим зоозащитники категорически не согласны. По федеральному закону животные должны быть под защитой, а законодатели призывают их отстреливать.
Собака бывает кусачей…
Территория рядом со входом на базу строительных материалов на улице Полевой в посёлке Николаевка стала местом происшествия в июне 2022 года. Собаки покусали маму с ребёнком. Большой пёс накинулся на семью, отбились от него с трудом. А травмы стали поводом для судебного иска.
«Мы с трёхлетним сыном проходили мимо, – рассказала пострадавшая Анастасия Макеева. - Собака побежала в нашу сторону. Была она размером примерно раза в два больше моего ребёнка. Я остановилась и спрятала сына за себя. Пёс, обегая меня, сначала начал кусать моего сына. Я взяла его на руки, тогда собака начала кусать меня в спину - укуса три, наверное, было. У сына был укус на ноге и около паха».
Судебный иск пострадавшие предъявили к городской администрации. Мэрия, как хозяйствующий субъект, обязана следить за тем, чтобы бездомные животные не стали проблемой и угрозой для жизни и здоровья людей. А с этой задачей чиновники не справились. В суде чиновники открещивались от собаки, покусавшей ребёнка. Мол, это не наше животное, а чье-нибудь хозяйское. Но доказать ничего не смогли. За ненадлежащее исполнение своей работы мэрия выплатила пострадавшим 50 000 рублей.
Если бы собака была чипирована, платить за её хулиганство стал бы хозяин. А пока мэрия отдувается за всех животных. Ведь если рядом с собакой или кошкой на улице нет человека, такие животные автоматически считаются безнадзорными, а отловом имеют право заниматься только муниципальные предприятия.
«Мы боимся ходить по улице…»
Ещё один конфликт, который мог бы разрешить ответственный орган, случился в селе Владимировка, в пригороде столицы Мордовии. Прямо за огородами, всего в сотне метров от жилых домов разместился собачий приют. Его организовала девушка-волонтёр из Саранска. Выкупила землю, построила вольеры, соблюла минимальные санитарные требования и теперь там живут около 30-ти псов. Но сельчанам такое соседство надоело. Говорят, что питомцы благотворительного заведения чуть ли не каждый день гуляют по улицам. И в это время им на пути лучше не попадаться. Утром и вечером в селе стоит оглушительный лай, спастись от которого не помогают даже закрытые окна.
«Стоит вой и стон. Это невыносимо, - жалуются местные жители. - У одного мужчины собаки загрызли кроликов, а у нескольких пенсионерок – растерзали коз. Мы боимся ходить по улице, большие псы стаями нападают на людей. А участковый говорит, что ничего сделать не может. Это частная собственность, волонтёры, что хотят на ней, то и делают».
Организаторы приюта уверяют, что их питомцы всегда в вольерах, а по улицам ходят и на домашнюю скотину нападают собаки из соседней промышленной зоны. Но сельчане говорят, что такого безобразия до появления приюта в селе не было. В результате конфликт выходит из-под контроля. Сельчане готовы хвататься за ружье, чтобы защитить свою скотину и самих себя от собачьих стай. Говорят, до появления приюта в селе было спокойно. А зооволонтёры призывают к милосердию и пониманию. Пока добрососедских отношений из всего этого не получилось.
Возможно, и в этой ситуации может помочь специальная организация, которой сейчас нет. Согласно выпущенным методическим указаниям, региональные власти должны в ближайшие месяцы определить, какая структура или организация будет работать с безнадзорными животными по установленным законом правилам.
Если отвлечься от бюрократических процедур, которые связаны с принятием законопроектов и поправок к ним, то можно однозначно сказать: решение проблем с безнадзорными животными упирается в деньги. Сейчас у муниципальных бюджетов просто-напросто не хватает финансов, чтобы заниматься бездомными собаками и кошками. Некоторые эксперты считают, что нужна большая государственная программа с серьёзным федеральным субсидированием. Только в этом случае можно говорить о реализации идей, связанных с гуманным отношением к животным. Пока же бездомную собаку дешевле убить, чем прокормить. Поэтому радость от методических указаний к закону о бездомных животных будет недолгой. Натолкнувшись на пустые карманы региональных бюджетов, буквы постановлений так и останутся буквами на бумаге. Чиновники отчитаются о результатах, но вот каким способом он достигнут – варварским или человечным – вряд ли кто-то будет разбираться. Хотя в целом идея неплохая: создать отдельную структуру, пусть даже на базе уже существующего государственного органа, который будет вести учёт популяции, выявлять потенциально опасные территории, следить за работой и координировать деятельность приютов и делать много чего ещё. Чтобы, как говорится, были и собаки живы, и люди морально и физически здоровы.
Рузаевская история: продолжение
Публикации и бурное обсуждение случившегося возле рузаевской школы происшествия стали поводом для доследственной проверки. Тем же вечером, исходя из материалов дела, собака всё-таки покусала двоих детей.
«Следователями СК выполняется комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – отметили в пресс-службе Следственного управления Следственного комитета России по Мордовии.
Л. Кусерова
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |