Дорога на эшафот |
Новые повороты в деле Игоря Рогожина, который ещё в прошлом году восстановил грунтовку, а сейчас за доброе дело может поплатиться свободой Руководителя сельхозпредприятия в Кадошкинском районе судят за строительство дороги. Он расчистил и разровнял заросшую лесом старую грунтовку по просьбе жителей нескольких сёл. Сейчас по дороге можно в три раза быстрее добраться до райцентра, по ней ездят экстренные и коммунальные службы. А вот чиновники усмотрели в этом преступление и завели на мецената уголовное дело, якобы, он без разрешения вырубил кусты и деревья. Минлесхоз требует с него 860 тысяч рублей материального ущерба, а прокуратура – 3,5 года колонии общего режима за самоуправство на государственных землях. В этой непростой истории разбиралась Людмила Кусерова.
— Обвинение утверждает, что я расчистил дорогу в личных и корыстных целях. Но это же не- правда! Я и суду об этом говорил. Меня люди и администрации сёл об этой дороге долго просили, – рассказывает Дмитрий Рогожин по пути на злосчастную дорогу, из-за которой его пытаются посадить в тюрьму.
В июне 2021 года руководитель сельхозпредприятия в Кадошкинском районе Игорь Рогожин отдал распоряжение расчистить заросшую лесом грунтовку – кратчайший путь от Кадошкина до сёл Большие Полянки, Адашево и Паёво (в три раза быстрее, чем по объездной). Об этом просили местные жители. Дорогам старинная, когда-то была единственным путём до райцентра. Вплоть до 2000-х годов её ровняли, чистили и даже планировали заасфальтировать. Но денег не хватило, по документам дорога так и осталась объектом незавершённого строительства. Потом колхозы развалились, грунтовка начала зарастать лесом, а люди не теряли надежды, что власть рано или поздно займётся их, как они сами говорят, «дорогой жизни». Власть занялась, но не так, как должна была…
33 особо ценных американских клёна
Во время расчистки дороги Игорь Рогожин срубил деревья и кусты. Минлесхоз оценил их сначала в 260 тысяч рублей. Во время судебного процесса материальный ущерб пересматривался три раза – сотрудники министерства объяснили это погрешностью вычислений. Но как могла погрешность увеличить сумму ущерба в три раза – непонятно. И теперь обвинение просит с Игоря Рогожина почти миллион рублей. Адвокат предпринимателя Саркис Геворкян уверен: это несправедливая цифра.
«Для понимания масштабности общественной опасности скажу, что объём древесины, о которой идёт речь, составляет примерно 14 кубических метров. По таксовой стоимости это около 8 тысяч рублей. Более того, на протяжении предварительного следствия часть этой древесины была похищена неустановленными лицами. Видимо, сельчане распилили на дрова. Но по факту хищения этой древесины никто не возбудил дела об административном правонарушении. Потому что сумма незначительная и ущерба никому не причинила. А Рогожину вменяется в состав преступления с суммой ущерба 860 тысяч рублей. Это справедливо?»
Ошибки, недочёты и погрешности, которые могут стоить ему свободы, рассказывает Игорь Рогожин, в процессе рассмотрения уголовного дела Минлесхоз допускал регулярно. Например, лесник предоставил координаты первоначального произрастания срубленных деревьев. Во время проверки этих данных выяснилось, что некоторые клёны, оказывается, росли в 30 метрах от дороги и следов техники возле них нет.
«Составление координат делается специализированным оборудованием. А лесник использовал обычную Яндекс-карту, – рассказывает Игорь Рогожин. – В лесу нет интернета вообще. Как он мог бытовым инструментом совершить специальные измерения и приложить их к материалам уголовного дела – непонятно! Это же государственная структура, которая обязана всё делать до ГОСТам. Но нет».
Материальный ущерб – это лишь часть наказания, которую обвинение просит для Игоря Рогожина. Во время прений сторон прокурор попросил для подсудимого 3,5 года тюрьмы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Беспрецедентно суровая мера наказания, говорит адвокат. Ещё никто и никогда так не оценивал дела подобной категории. А ведь в судебном процессе Министерство лесного хозяйства Мордовии признало свою ошибку. Оказалось, что дорога на самом деле не является землёй лесного фонда. В деле есть документы, которые это подтверждают. Имеется даже официальное разрешение Кадошкинского лесхоза на вырубку деревьев на этой территории. Но прокурор на такие доказательства упрямо закрывает глаза. Возможно, это месть за защитную позицию Рогожина, ведь с самого начала чиновники рассчитывали, что предприниматель согласится с обвинениями и выплатит штраф. А он начал сотрудничать с адвокатом, тем самым разозлил власть имущих. Это всего лишь мнение, но оно, по словам Рогожина, подтверждается поступками стороны обвинения.
«На момент проведения работ, на июнь 2021 года, дорога к землям лесного фонда не относилась. По проекту, который есть в Автодоре, ширина дороги – 20 метров. Не знаю, с чем это было связано, возможно, чтобы обосновать возбуждение уголовного дела следователь в октябре или ноябре прошлого года едет в Подмосковье, в Рослесинфорг (организация, которая делает описание и план лесоустройства – прим. ред.). Я считаю, он, используя своё служебное положение, заставляет исправлять ошибку (не внёс дорогу в земли лесного фонда – прим. ред.). А кто, в своё время, сделал эту ошибку – неизвестно. Как так можно? Ошиблись в документах здесь, ошиблись там, а у меня из-за этих ошибок сейчас судьба решается: сидеть мне или не сидеть, преступник я или нет. В голове не укладывается! Представьте, вы ездили-ездили по какой-нибудь дороге и вдруг вам приходит штраф за превышение скорости. Вы уверены, что не нарушали, а в ГАИ вам говорят: «Это мы просто забыли знак поставить. На самом деле там должно висеть ограничение скорости, так что вы всё равно нарушили». Только в моём случае, я могу свободы лишиться».
Ошибки начались ещё на стадии следствия, рассказывает адвокат Игоря Рогожина. Он убеждён, что само возбуждение этого дела было преждевременным. Нужно было собрать хотя бы первоначальный набор документов, из которых бы сразу стал понятен статус этого земельного участка: лесной это фонд или дорожный. Из этого следует, можно проводить на нём какие-либо работы или нет.
«Все сразу стали слепо утверждать, что это лесной фонд, а значит, действия Рогожина незаконны. Но даже защите удалось, правда, не без усилий, раздобыть документы, свидетельствующие о том, что дорога существовала, проектировалась, строилась, содержалась. Земельный участок отводился в установленном порядке под дорожные работы. Соответственно, на это есть согласование всех государственных органов, в том числе органов экологии и природопользования. В деле есть даже разрешение Ковылкинского лесхоза на ликвидацию древесины на этой полосе отвода. О чём вообще можно говорить? Но сейчас нас пытаются убедить, что этой дороги там нет, это лесной фонд, и все действия на этом участке незаконны. Вот такая парадоксальная ситуация. Если бы эти документы были обнаружены на стадии следствия, то, уверен, до возбуждения уголовного дело не дошло бы», – рассуждает Саркис Геворкян.
А сейчас обвинение идёт до победного конца, сметая на пути все аргументы и факты. Просит с Рогожина огромный штраф, 3,5 года тюрьмы и не учитывает ни положительные характеристики, ни семейное положение, ни наличие руководящей должности на важном для района предприятии. Да и отсутствие судимостей тоже должно быть смягчающим обстоятельством. Но и здесь тоже – нет.
А что же с дорогой?
Сейчас расчищенной грунтовкой активно пользуются и местные жители, и спецслужбы. Да и сами полицейские с лесниками регулярно ездят по грунтовке. Кстати, медики и пожарные подтвердили в суде, что только по этому пути укладываются в расчётное время прибытия. Прошлой зимой техника Игоря Рогожина на свой страх и риск чистила от снега и ровняла грунтовку, а теперь уже нет. Осенью покрытие стало размываться, через пару лет без должного ухода проехать по этому пути снова будет невозможно. И снова вырастут деревья. Таким образом «дорога жизни», как её называют местные жители, снова исчезнет. Видимо, этого и добивается прокуратура. Ни обвинение, ни Минлесхоз не берут во внимание интересы людей. Между тем, в защиту Игоря Рогожина в суде выступали десятки свидетелей. Все подтвердили, что дорога была, есть и должна быть: «Спасибо предпринимателю. Он за 4 дня сделал то, что чиновники обещали 30 лет перед выборами».
«Мнение людей не берут во внимание, – печалится Игорь Рогожин, – вы помните хоть один суд, где целый муниципальный район выступает на стороне подсудимого? Я нет. Но людей ведь не обманешь. Прокурор настаивает на том, что я своими действиями создал общественную опасность, может быть, я не точно выражаюсь, но смысл такой. Если бы это была правда, то стали бы они меня поддерживать? Сейчас не 90-е годы, когда за бутылку водки на выборы ходили. Сейчас люди всё понимают. Они знают, бескорыстно я дорогу сделал или нет, просили они меня об этом или не просили. Поэтому и поддерживают меня, а не государственное обвинение».
«Природа меня простила»
Ирония судьбы в том, что у Игоря Рогожина есть одно очень экологичное хобби – он любит сажать деревья. За свою жизнь, говорит, высадил и вырастил, наверное, целый лес. Когда работал директором школы, с учениками озеленяли территорию школы. Сейчас в свободное от работы время предприниматель благоустраивает сельские территории.
«У нас в Кадошкине есть овраг с родником. Люди ходят туда за водой. Чтобы овраг не зарос и не обвалился, я сажаю там деревья. И другие общественные зоны озеленяю. Кто-то марки собирает, кто-то коллекционирует бабочек, а я высаживаю деревья. Поэтому и в суде я сказал, что природа меня простила. А вот люди… Это как в «Песне о вещем Олеге». Он там погиб от своего коня, а я от своих деревьев», – грустно улыбается Игорь Рогожин.
Судебный процесс подходит к концу. Стороны обвинения и защиты уже выступили с прениями. 14 декабря последнее слово скажет обвиняемый Игорь Рогожин, а дальше судья огласит своё решение. Игорь Рогожин и его адвокат намерены подавать апелляцию, если приговор их не устроит.
Л. Кусерова
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |