Школа без ограничений

 Как в Саранске реализуется инклюзивное образование?

Инклюзивное  образование – активное включение детей с особенностями развития наравне с обычными в учебный и воспитательный процесс. Задача непростая, но вполне выполнимая. Это на своем опыте доказала социальный предприниматель Елена Смольянова. В 2019 году она открыла Русскую классическую школу допобразования, где детей не делят на обычных и с инвалидностью, – принимают всех. О том, как прижилась эта уникальная практика в Саранске, – в нашем материале. 
Технологии развития
– Концепция была проста. Хотелось образовать площадку для получения качественного академического образования и нравственного воспитания детей, – рассказывает Елена Смольянова. – Коммерческого интереса не было вовсе. На образовании не разбогатеешь. Просто я не нашла для своего ребенка идеальной школы и решила открыть ее сама. А потом пришла идея – внедрить инклюзивную форму обучения детей с особенностями развития, поскольку это очень востребовано в современном обществе. Как правило, дети с инвалидностью обучаются в спецшколах или находятся на домашнем обучении. Инклюзивные технологии дают им больше возможностей для общения, развития и обучения. Полезны данные технологии и для нормотипичных детей – они становятся терпимее, добрее, готовы к взаимовыручке. Наши учащиеся, независимо от своих особенностей, учатся коммуницировать с обществом, жить в атмосфере дружбы и взаимопонимания. У нас имеют возможность обучаться дети с сохранным интеллектом и особенностями развития по индивидуальной программе. 
Елена продала машину, кое-какие вещи, арендовала помещение для школы, съездила на обучение в Казань, где переняла опыт работы ресурсных классов для детей с инвалидностью. Так появилось в Саранске инклюзивное образовательное учреждение или как его еще называет основательница – частная начальная мини-школа допобразования, которая полностью находится на самоокупаемости. 
– Это семейная форма обучения, – рассказывает руководитель РКШ, – то есть вся ответственность за образование детей лежит на родителях, а мы являемся площадкой или посредником между ребенком и взрослыми, которые доверяют нам обучение своих детей. Аттестовывают знания своих детей родители либо онлайн – на специальных интернет-площадках, либо в государственных школах.  Результаты у всех учащихся достойные. В школе малочисленные классы, чтобы каждый ребенок стал полноправным участником образовательного процесса.
Сейчас в РКШ обучаются 40 детей (больше просто вместить нельзя), 30 % из них – инвалиды. Педагогов в школе 10. Это не только учителя, но и логопеды, дефектологи, тьюторы, психолог.  Полный год обучения ребенка для родителя может стоить от 9 до 22 тысяч рублей. Максимальную сумму платят те, кому необходимо полное сопровождение с тьютором. 
– Мы планируем создать НКО, чтобы участвовать в грантовых конкурсах, – рассказывает директор. – Это поможет сделать услуги школы доступнее, снизить финансовую нагрузку на родителей. Хочется привлечь и внимание инвесторов. Количество желающих обучаться у нас детей постоянно растет, и сейчас мы нуждаемся в смене помещения. Понимаю, что инклюзивное образование – достаточно специфическая сфера бизнеса, но все же этот проект действительно социально значим, поэтому надеемся на отклик. К тому же,  у нас пока только начальная школа, чтобы создать среднее звено, опять-таки нужны дополнительные помещения. Мы, конечно, этого очень ждем. Безусловно, такой вид деятельности требует немалых затрат, хотя большую прибыль здесь не получить – это не торговля. Но я готова быть социальным предпринимателем и развивать свое дело дальше. Прошла бесплатную обучающую программу  «Бизнес-профи» от Центра «Мой бизнес». Это очень помогло. Я узнала много нового о том, где искать инвестиции для своего бизнеса, какими грантами можно воспользоваться и о других мерах поддержки.
 
Собрать ресурсы
В школе есть обычные классы и так называемые ресурсные группы, где ребенок, в случае необходимости, занимается с педагогом индивидуально и «подтягивает» те навыки, с которыми на уроках возникают трудности. 
– Подобрать учителя – задача ответственная и непростая, – рассказывает Елена. – Не всегда педагог высшей квалификации с регалиями вписывается в нашу систему. Для меня в первую очередь важны душевные качества преподавателя. Подобрать «ключик» к душе ребенка – это самая главная задача. С Божьей помощью, а я человек верующий, коллектив у нас сложился. Наша задача – сделать детей счастливыми. Любой ребенок должен с радостью идти в школу, быть уверенным в своих силах, уметь отстаивать свою точку зрения и не чувствовать, что его возможности ограничены. Мы каждый день говорим своим учащимся о дружбе и любви, взаимовыручке, о том, что все люди – разные. У нас очередь выстраивается из детей, готовых помочь своему однокласснику с ограниченными возможностями здоровья. Родители обычных детей к инклюзии относятся хорошо. Это наше главное условие для обучения. Кого такие технологии не устраивают, к нам попросту не приходят.
Как отмечает директор, академические успехи есть у всех учеников. У каждого ребенка – свой талант, задача педагога – только раскрыть его способности. 
– Детей надо развивать и любить, – считает Елена Смольянова, – и у них все обязательно получится. У нас обучаются дети с ЗПР, расстройством аутистического спектра, аутизмом, нарушениями психоэмоционального фона, умственной отсталостью. Последние обучаются по дополнительным программам вспомогательных школ – такие группы у нас тоже имеются. Есть дети неговорящие, которые тоже учатся контактировать с внешним миром. Наши педагоги хорошо понимают особенности детей и работают над корректировкой их поведения, а для этого с ребенком надо правильно взаимодействовать. Например, есть дети, которых в силу своего диагноза легко вывести из равновесия, у них развивается паника и тревога.  Задача педагога – эти негативные эмоции «загасить», ввести ребенка в эмоциональный баланс. Чтобы  дать возможность ему «разгрузиться», тьютор выводит ученика из класса в другую комнату, где он имеет возможность обнять мягкую игрушку. Поведение ребенка сразу же меняется, он становится более спокойным. Если сначала особенный ученик за один урок мог выходить на «разгрузку» три раза, то постепенно это число сокращается до двух, одного. А затем ребенок выходит из класса уже только на перемене. Это огромная работа, которая приносит свои плоды. 
Детям в РКШ не чужды и занятия в творческих мастерских, игра в шахматы, участие в театральных постановках, причем даже у неговорящих бывают свои важные роли. Как считают педагоги, любого ребенка надо развивать, тогда и жизнь его будет счастливой и полноценной. 
С.Родионова. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)