Если ноутбук сломался…

 Как потребителям защитить свои права?

Бытовая техника нередко выходит из строя еще до окончания гарантийного срока. Как быть в этом случае? Сегодня на вопросы наших читателей отвечает начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия Юлия Тундыкова.
 
– Купил утюг, на который была гарантия  – год. Но уже через месяц после покупки он перестал работать. Я обратился в магазин с просьбой вернуть деньги за некачественный товар, но мне отказали. Продавец сказал, что все претензии я должен предъявлять в сервисный центр изготовителя. Могу ли я претендовать на возврат денежных средств?
И. Мосин.
 
– В данном случае, направляя вас к изготовителю, продавец не прав. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право (по своему выбору) предъявить требования к продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру.
Таким образом, вы вправе потребовать от продавца расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму.
Свое требование вам следует оформить в письменном виде в 2-х экземплярах. Один экземпляр нужно вручить сотрудникам магазина под роспись. 
 
– Мой ноутбук сломался через три дня после покупки. Я обратился в магазин, чтобы вернуть деньги. Ноутбук у меня забрали, сообщив, что вопрос о расторжении договора решится в течение 10 дней. Могу я на этот период потребовать другой ноутбук, так как он мне очень нужен для работы?
Н. Алексеев.
– Нет, не можете. Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя требовать предоставления товара длительного пользования только на период ремонта или замены товара. Таким образом, если вами было предъявлено требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы, то требовать предоставления ноутбука, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период возврата денег нельзя.
 
– В магазине бытовой техники я взяла в кредит холодильник. Оформила кредит на 6 месяцев через представителя банка, который находился в той же торговой точке. Спустя полгода холодильник сломался, ремонту не подлежит. Магазин готов вернуть мне деньги, но без учета той суммы, которую я уплатил в качестве процентов. Всего я переплатила около 4 тысяч рублей.  Должен ли магазин возместить мне эту сумму?
О.Лисина. 
– В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита, продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита.
 
– Три месяца назад я приобрела электрический чайник. Сейчас он сломался, и я обратилась в магазин, чтобы его заменили (гарантия на него – год). В магазине мне в этом отказали. Предлагают доплатить, так как сейчас он значительно подорожал. Правы ли сотрудники магазина?
О.Майорова.
– Сотрудники магазина не правы. В соответствии со статьей 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» перерасчет покупной цены товара при предъявлении потребителем требования о его замене в связи с обнаруженными в товаре недостатками, происходит следующим образом.
Если вы заявляете требование о замене товара на точно такой же (той же марки и модели), то перерасчет цены не производится, то есть независимо от увеличения или уменьшения цены товара, вам предоставляют точно такой же товар.
Если вы хотите заменить некачественный товар на такой же товар другой марки (модели), который дороже первоначально приобретенного товара, то вы должны доплатить разницу. Если выбранный товар дешевле, то разницу должны вернуть вам. Стоит особо отметить, что цена товара, подлежащего замене (то есть того, который оказался некачественным) определяется на момент его замены. Таким образом, при перерасчете учитывается актуальная цена, а не та, которая действовала при покупке.
 
– Я купил стиральную машину восемь месяцев назад. Сейчас она сломалась, но я не могу найти чек на покупку. Возможно ли её отремонтировать по гарантии?
Э. Максутов.
– Да, возможно, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»  в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом,  потребитель вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
 
– Я купила стиральную машину с гарантийным сроком 1 год.  За месяц до окончания этого срока у нее перестала закрываться дверка. Могу ли я потребовать замены стиральной машины?
Л.Мишина.
– Потребитель имеет право на замену технически сложного товара при наличии любого рода недостатков, если они были обнаружены в течение первых 15 дней с момента передачи товара потребителю. Если же они выявляются по завершении этого срока, то замена товара возможна, но при наличии одного из нижеприведенных оснований: выявление существенного недостатка товара; превышение сроков ремонта товара; отсутствие реальной возможности пользоваться товаром на протяжении каждого года, если он является гарантийным, в общей сложности более чем в течение 30 дней в результате повторного исправления недостатков различной природы. Существенный недостаток товара (работы, услуги) не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или если он выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Если выявленный недостаток дверки стиральной машины можно устранить, то недостаток нельзя признать существенным, а потому у вас не возникает права на замену товара. В этой ситуации можно требовать, например, незамедлительного безвозмездного устранения выявленного недостатка.
 

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)