В глубинку – за сказкой

 Жители села Шокша готовы удивить гурманов необычными деликатесами

В рождественскую неделю как никогда хочется чудес! У жителей села Шокша, что в Теньгушевском районе, они случаются каждый день, потому что здесь верят в сказки, а точнее, берут из них рецепты для своих блюд, а может быть, и для жизни. Вкусные посылочки из  Шокши –  больше, чем взрыв вкуса для гурманов. О том, как  команда Мардарики развивает старинное село и продвигает местный бренд, – в нашем материале.
 
От краудфандинга до соцконтракта
Марина Перфильева из Шокши хорошо знакома нашим постоянным читателям. Мы уже рассказывали, как экс-собкор «Вестей» по Татарстану и в прошлом главный редактор телерадиокомпании в Нижнекамске вместе с мужем  Маратом обосновалась в глубинке Мордовии, чтобы доить коз и варить сыр. Семейное хозяйство они назвали Мардарикой. Отличились приезжие супруги и тем, что запустили краудфандинговый проект, а попросту говоря, народное финансирование идеи – привлекли денежные средства в Интернете от всех желающих, чтобы построить цех в селе для производства домашних деликатесов.  И чудо случилось!
– Народное финансирование стало первым серьёзным вкладом в наше микроскопическое производство, – поясняет Марина. – Мы с Маратом живём в настоящей деревенской избе 1953 года постройки, это деревянный сруб 25 квадратных метров, половину из которых занимает большая печь. На собранные деньги мы смогли к сезону большого молока оборудовать отдельное помещение – «сырный домик», купили несколько холодильников. Не менее важно то, что мы убедились: затея живая, людям нравится наш сыр в баночках, им близка идея маленьких сельских производителей. Именно благодаря результатам краудфандинга мы поверили в себя и приняли решение не останавливаться. Поэтому решили оформить социальный контракт и получили 250 тысяч рублей на развитие своего дела в качестве самозанятых. Всё оказалось легко – оформление через интернет в пару кликов, платежи необременительные… 
 
Операция «кооперация»
Молочка из Мардарики теперь проходит через электронную сертификацию и ветеринарный контроль Федеральной государственной системы «Меркурий» и имеет протоколы лабораторных испытаний продукции. Ещё одна гарантия качества – только личное участие производителей в создании продукта. 
– У нас появились помощники, но они заняты собственным делом, – рассказывает Марина. – Например, наша соседка Анастасия Михайлова тоже стала самозанятой и сейчас под брендом «Мардарика» создаёт собственную линейку продукции из растительного сырья: натуральный уксус, травяной чай, варенье, вяленые плоды. Знаменитые ящички для наших посылок делают тоже не наёмные работники, а местные предприниматели. Этикетки печатаем в редакции Теньгушевской районной газеты. Мы никогда не сможем создать большое количество рабочих мест. Но главное – мы способны развивать территорию, помогая людям заработать самостоятельно, и в кооперации друг с другом. Вот эта готовность работать на вероятное будущее, а не за сегодняшнюю копейку – и есть самая главная трудность. Не каждый способен отказаться от синички в руках, а для дела нужна команда с таким видением перспективы. И она тоже ещё только рождается.
Не за горами – открытие сельского кооператива  «Мардарика – Шокша», ведь сообща проще развиваться даже в глубинке. 
– Изначальная идея – создать возможность зарабатывать каждому, самому маленькому производителю сельхозпродукции, в итоге упёрлась в необходимость регистрации кооператива, – поясняет наша собеседница. –  Первый раз документы подали в конце 2021 года. В регистрации нам отказали – неверно оформлены несколько листов. 11 января подали заявку повторно. Если откажут – снова подадим. Нам отступать некуда, за нами Шокша! К этой зиме ещё несколько хозяйств избавились от скотины – содержать тяжело, корма подорожали за последние четыре года вдвое. Реализация покрыла бы эти издержки, а её-то как раз и нет. Бесценное молоко поросятам выливают! Кооператив будет заниматься реализацией продукции, возьмёт на себя нагрузку по сертификации, маркировке. В кооператив сможет войти любой житель района, кто производит молоко, мясо, овощи, но не в состоянии организовать сбыт самостоятельно. Это будет новый шажок  на пути развития общего дела! Первыми членами Шокшинского кооператива станут не только самые умные, но и самые смелые.
 
Йогуртовые сыры и нетающее мороженое 
Производителям из глубинки есть чем удивить даже избалованных потребителей мегаполисов.
– С помощью современных промышленных «присадок» и «улучшителей» любой сыровар может сегодня сделать сыр из чего угодно. Но! Почти ни у кого нет доступа к парному молоку. А у нас есть, – говорит об изюминке своего бренда Марина. –  Деревенская коза не знает, что такое силос или стойло. Только свободный выпас и видовая еда. Такое, почти «дикое», молоко может само превратиться в шевр. В России даже слова такого не знают. Мы делаем шевр  каждый сезон. К следующему сезону нарабатываю йогуртовые сыры. Тоже редкое словосочетание. Никто не делает. Мы делаем! Тюркоязычный мир хорошо знает кисломолочные «кырт», «курут». Мы производим эти варианты в Мордовии. Это наш принцип – только парное молоко от свободных животных и только старинные рецепты – индийские, тюркские, европейские, африканские. Будет цех – сможем делать альпийские, выдержанные сыры. Начнём работать с коровьим молоком… Сейчас, кстати, нетающее мороженое доделываем. 
– Экзотики захотелось?
–  Переехав из города в деревню, я внезапно обнаружила, что просто гречневую кашу есть не хочу. И просто сыр каждый день есть не хочу. Мне нравится удивлять свой вкус чем-то новым, это – театр, путешествие и рок-концерт в одном флаконе. В городе для этого существуют хорошие рестораны. В Шокше ресторанов нет, а так хотелось не просто еды, а чего-то сказочного и умопомрачительного. И началось: мягкий козий сыр с авокадо, альпийский сыр с ананасом, хурма с йогуртом, молочная сыворотка с соком мандарина, а если это подсушить в печке или заморозить? Или приправить молотой шамбалой? Посыпать кедровыми орешками? При этом я не люблю долго готовить. Так и появились первые рецепты деликатесов в баночках. Добавляешь такую баночку к ужину – и уже праздник. Сказки, художественная литература – тоже источник рецептов. Ведь так хочется, словно Карлсон, потребовать плюшек с горячим шоколадом! И эльфийских лембосов из «Властелина колец» впридачу. А кто из читателей «Гарри Поттера» не мечтал о бутылочке хогсмидского сливочного «пива»?! Мы уже его создали!
– Круто! Надо срочно открывать гастрономический тур в Шокшу! Не планируете приглашать гурманов в глубинку за сказкой? 
– Мардарика – это же и есть сказка с молочными реками и сырными берегами, посыпанными шамбалой и цукатами. В соцсетях нашим деликатесам уже присвоили эпитет «сказочные». Так что мы движемся в этом направлении. Мы уже давно мардариканское гражданство выдаём особо нуждающимся. У нас бронируют места на случай сильного эмоционального выгорания. Две недели в Мардарике – и человек снова способен ещё месяцев шесть без нервов поработать в городском офисе.
 
Школа для «сказочных волшебников»
Отдых в Мардарике – это для гостей. Чтобы вкусняшки из Шокши попали на полки магазинов Саранска или Москвы, сыровары работают не покладая рук: сказку нужно сделать былью. Для начала придется построить новый цех. Почти год Марина и Марат оттачивают технологии, готовят пакет документов для участия в конкурсе на получение гранта от Министерства сельского хозяйства РМ. 
– Мы видим помощь со всех сторон и поддержку на всех уровнях, от районного управления сельского хозяйства до республиканского и федерального правительства, – отмечают сыровары. –  Осенью на федеральном уровне была организована «Школа фермеров», и вся наша команда прошла обучение по разным направлениям – «Животноводство», «Растениеводство», «Переработка и хранение сельхозпродукции», «Работа с грантами». Почти в то же время шла прокачка навыков на двух «Фабриках предпринимателей» от республиканского центра «Мой бизнес». Прошли очень толковые вебинары. В общем, всю осень мы учились, да так, что мозги кипели, а сыр варили по ночам.
– Как сейчас готовитесь к новому сезону? 
– Если всё время варить сыр и готовиться к этому, то сказка может обернуться кошмаром, – отмечает Марина. –  Зимой даю себе установку отдохнуть от летней темы, а козам даю отдохнуть от себя. Читаю и сочиняю сказки, чиню одежду, навожу порядок и красоту. Летом же в избу только спать заходим… На Новый год зарезали парочку новых выдержанных сыров. Обсудили, под каким соусом и с каким названием их подавать. До сезона ещё месяца три, окоты будут поздние. Пока почти отдыхаем. Домашние деликатесы в основном отправляем посылками по всей России.
– За вкусняшками из Мардарики, наверное, очередь выстраивается? 
– Сейчас такие хорошие времена настали, что в очередь никто ни за чем не выстраивается. Мы же не айфоны выпускаем. У нас заказы только из соцсетей, сейчас делаем сайт-магазин. Перед Новым годом первый раз оплатили рекламу – результат нулевой. К нашей избушке обычно незнакомые люди подъезжают за сыром, потому что «знакомые рассказали». Рекомендации работают медленно, зато верно и бесплатно. Летом ездили на ярмарки в Мордовский заповедник и один раз в Саранск. Каждая такая поездка очень серьёзной подготовки требует, а козы тем временем сами себя не подоят, и сыр сам себя не сварит. В этом смысле продюсеры не только певцам-артистам нужны, но и фермерам. Только все хотят быть продюсерами Киркорова, и никто не рвётся в продюсеры козьей фермы… 
– Ваш супруг работает в ФАПе. Где берет сил еще на семейное дело?
– В городе после работы Марату требовалась получасовая ванна с пеной и длительный отдых в махровом халате. Сейчас режим такой: после работы весь двор от снега почистил – и отдыхай, козам тюк сена размотал, воды натаскал – и отдыхай, дров наколол, бересты надрал, печки затопил, – и отдыхай, сарай-забор починил – и отдыхай. Так и «отдыхает» дотемна шесть дней в неделю, а в воскресенье на работу не надо – целый день  лопатой-вилами-топором махать может. Вечерами он у нас выступает в качестве семейного бухгалтера-счетовода. В «Школе фермеров» отучился, теперь курсы повышения квалификации по психологии проходит. Удивительные метаморфозы в деревне с мужчинами происходят. Благостные!
– Не жалеете, что выбрали Шокшу и, вообще, круто изменили свою жизнь? 
– Моя любимая сказка в детстве – «Волшебник Изумрудного города». Наверное, оттуда навык идти по дороге из жёлтого кирпича. Если дорога свернула на Шокшу, это не значит, что я круто поменяла свою жизнь. Это та же дорога, и по ней надо идти. Если повезёт – будут и попутчики, и удача. Не повезёт – дорога всё равно останется. Но обычно везёт, наверное, у меня на ногах волшебные башмачки.
С.Родионова. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)