Лечение по полису

 Какие права у пациентов?

Полис ОМС – гарант получения бесплатной медицинской помощи. Только многие на нее сегодня сетуют и все чаще платят за анализы, обследования. И напрасно! О том, какие права у пациентов, – в нашем материале. 
 
Ограничения – не помеха
 Полис ОМС — это документ, подтверждающий, что вы застрахованы в системе обязательного медицинского страхования и имеете право получать медпомощь бесплатно, независимо от того, где вы проживаете: в большом городе или глухой деревне.  Он действует во всех медицинских организациях, которые работают в системе обязательного медстрахования. В основном это так называемые государственные лечебные учреждения, но есть и частные клиники, в которых принимают по полису. 
В рамках базовой программы оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорую, специализированную, в том числе  и высокотехнологичную медицинскую помощь.
Пациент  по полису ОМС вправе воспользоваться бесплатно и такими услугами как диализ, химиотерапия, лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО),  медицинской реабилитацией. 
– Лечение в стационаре по полису ОМС совершенно бесплатно для пациента, – подчеркивают в ТФОМС РМ. – Это означает, что за диагностику, лекарственные препараты и расходные материалы (шприцы, бинты) пациент также не платит.         
Кроме того, по полису  определены предельные  сроки ожидания медицинской помощи. Так, экстренная помощь предоставляется незамедлительно и бесплатно. Ожидание пациентом неотложной помощи с момента обращения не должно превышать 2 часов.
Прием участковым  терапевтом или педиатром должен пройти не позднее 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
 Сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 рабочих дней  с момента обращения,  онколога – до 3 рабочих дней, проведение диагностических мероприятий (УЗИ, КТ, МРТ) – не более 14 рабочих дней.
Сроки ожидания специализированной медицинской помощи, то есть лечения в стационаре, составляют до 14 рабочих дней для всех пациентов и до 7 рабочих дней для пациентов с онкологическими заболеваниями. Это надо запомнить раз и навсегда! 
Даже ограничительные меры, связанные с коронавирусной инфекцией, не должны  увеличить сроки оказания помощи врачей-специалистов, проведения диагностики, диспансерного наблюдения, а также специализированной медпомощи. 
 
Можно и улыбнуться
Особенно популярен вопрос: какие стоматологические услуги по полису должны оказываться бесплатно? Зачастую прием у зубного врача в частной клинике опустошает кошелек, но и поход в стоматологию по месту жительства не гарантирует, что расходов на лечение не будет. 
Итак, за что платить по полису не надо?
Бесплатно ведется прием, осмотр и консультация врача-стоматолога, лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, вскрытие в ротовой полости абсцесса, удаление зубов и т.д. В перечень медицинских услуг входит также хирургическое вмешательство при нарушении прорезывания зубов. По полису ОМС оказывается оперативная помощь, удаление зубных отложений, вправление вывихов и подвывихов челюсти, анестезия. Также пациент имеет право на рентгенологическое обследование и физиотерапевтические про-
цедуры в рамках лечения.
Все лекарства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, расходные материалы (шприцы и иглы, пленка для рентгена, перевязочные материалы, материал для швов, бинты и вата), материалы, необходимые для пломбирования зубов и корневых каналов, должны быть предоставлены бесплатно.
Детям, кроме основного комплекса стоматологических услуг, дополнительно доступны реминерализирующее лечение и серебрение зубов, а также ортодонтическое лечение с привлечением съемной аппаратуры.
Врач может предложить современные пломбы и анестезирующий препарат последнего поколения с доплатой либо бесплатный укол и пломбу по полису ОМС, но окончательный выбор все равно остается за вами.
Заплатить придется за дорогостоящие материалы, используемые для пломбирования, светоотверждаемые материалы зарубежного производства, имплантацию, отбеливание и протезирование зубов. 
 
Помощь – по возрасту
Пожилые люди по полису ОМС могут обратиться к гериатру – врачу, оказывающему медицинскую помощь пациентам старшего возраста. В таком случае они получат больше обследований и необходимых процедур, исходя из своих возрастных особенностей и не тратя из пенсии ни копейки.  
Существует специальная методика – гериатрическая оценка, которая позволяет разработать план ведения пациента почтенного возраста.
К гериатру обращаются по определенной группе показаний, вызванных возрастными изменениями: прогрессирующая старческая астения, гериатрические синдромы – высокий риск падений, беспричинное снижение веса, нарушения памяти, сенсорные расстройства, нарушения физической активности, полиморбидность (множественность заболеваний у одного пациента).
Самая главная задача гериатра – это своевременно решить, какое направление является приоритетным, и определить стратегию лечения. Гериатр должен понять: насколько пациент нуждается в уходе, и сделать все возможное для его лечения.
Получить гериатрическую помощь несложно: в настоящее время в поликлиниках выделяют группы пожилых пациентов и направляют их на консультацию к врачу-гериатру.
Составляется индивидуальный план лечения пациента с учетом выявленных гериатрических синдромов, осуществляется его динамическое наблюдение.
Врач-гериатр в процессе ведения пациентов взаимодействует со своими коллегами: специалистами общей практики, врачами по медицинской реабилитации, по лечебной физкультуре, физиотерапевтами и пр. Таким образом, застрахованным оказывается адресная помощь с учетом текущего состояния их здоровья и выявленных проблем, включающая своевременную диагностику и оценку риска развития осложнений, связанных с основным и сопутствующими заболеваниями, а также проводимыми реабилитационными мероприятиями.
 
Кому пожаловаться?
Если врач необоснованно отказывает в предоставлении медицинских услуг, то вы можете обратиться в свою страховую медицинскую организацию.  Страховой представитель  обязан обеспечивать ваше индивидуальное сопровождение. Он консультирует вас о праве выбора и порядке замены  поликлиники или врача,  а также по вопросам оказания медпомощи, информирует о необходимости прохождения диспансеризации, сообщает об условиях оказания  медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке; помогает подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медпомощь; контролирует прохождение вами диспансеризации.
Кроме того, вы можете обращаться к страховому представителю при отказе в записи на приём к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача; нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах. Он поможет и в ситуации, когда  вам предложено оплатить услуги, которые по медицинским показаниям  назначил лечащий врач. Если вы уже заплатили за медицинские услуги, то обязательно сохраните кассовый и товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение.
При нарушении ваших прав, связанных с получением бесплатной медицинской помощи по полису ОМС,  звоните в Контакт-центр ТФОМС Республики Мордовия: 8-800-30-20-835.
С. Медведева.

Personal web page Mordovia newspaper (с)