Утопление надежд

Пострадавшие от паводка собственники до сих пор не знают, к кому обращаться со своей бедой

Мордовия пережила страшный паводок еще в апреле, но сих пор многие пострадавшие не могут получить обещанную компенсацию. Более того, часто они не могут даже узнать о судьбе своих документов, сданных ими в муниципалитеты. А шансов на получение хоть каких-то денег все меньше и меньше. Ведь деньги, поступившие двумя траншами из Москвы, уже выплачены. Последняя надежда пострадавших граждан – третий, дополнительный транш.

 

 

Обещанные деньги

21 апреля министр регионального развития РФ и Глава Мордовии посещали наиболее пострадавшие от наводнения районы. После того, как вода вышла из домов несчастных жителей, специальные комиссии стали обследовать жилища на предмет ущерба. 

Помощь предполагалась трех видов: единовременная помощь, которую получают все пострадавшие, – 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью. При частичной утрате имущества выделяется 50 тыс. рублей на человека, при полной утрате имущества – 100 тыс. рублей. 

Несколько месяцев пострадавшие от наводнения люди ждали в полном неведении выплаты компенсации. Большинство пострадавших её дождалось. Как сообщил министр социальной защиты населения РМ Игорь Князьков, около 500 миллионов рублей уже перечислены населению.     

 

Ожидающие собственники

Изначально было не совсем понятно, кто конкретно получит деньги. В определенный момент собственники затопленных домов, не прописанные в них, получили из муниципалитетов «письма счастья» - в помощи им отказано. Нужно было регистрироваться в жилищах раньше.

Как пояснили в прокуратуре РМ, федеральное законодательство не содержит такого ограничения - право на выплаты имеют не только граждане, проживающие в зоне подтопления, но и все собственники утраченного имущества. Кстати, многие из попавших под наводнение граждан в злополучных жилищах хоть зарегистрированы не были, но жили. В Рузаевке, к примеру, граждане пытались предоставить в местную администрацию в подтверждение своего проживания справку из уличных комитетов. Но чиновники были непреклонны. В итоге, жители, пережившие наводнения, стали брать кредиты – лишь бы хоть как-то отстроить и укрепить пострадавшие дома. После протеста надзорного ведомства в документ были внесены изменения – на компенсацию теперь получили право все. 

 

Что творится на местах?

Министр Игорь Князьков отметил, что 4 миллиона из тех денег, которые были уже выделены, не дошли до пострадавших по причинам, не зависящим от чиновников. Либо люди не проживают уже по старому адресу, либо находятся в отъезде, либо их просто нельзя разыскать… То есть получается, что за людьми, которые в материальной помощи и особой заинтересованности не проявляют, чиновники едва ли не бегают. А вот граждане, обивающие пороги муниципалитетов, чтобы хоть как-то облегчить себе восстановление в буквальном смысле утонувшего имущества, получают от ворот поворот. 

То, что в списках пострадавших изначально творился бардак, никто особо и не скрывает. Доходило до смешного – несколько человек заносились в список по одному паспорту. Поэтому неудивительно, что сейчас многие жители, например, Рузаевки, не могут понять – пострадавшие они официально, или нет. Надежде Волынцевой, как и многим её соседям по району затопления, пришло письмо с отказом в помощи. А вот о том, что она вновь имеет на нее право, никто женщину не оповестил. Кстати, не оповестили никого. 

Сарафанное радио – самый надежный источник околопаводковой информации в Рузаевке. И, наверное, единственный. Здесь нет «горячей линии», а чиновники давать какую-либо информацию наотрез отказываются. Горожане с этой проблемой сталкиваются постоянно. Как им узнать – внесены они в заветный список на деньги последнего транша или нет, – непонятно.    

Яркий пример: в письмах с отказом в материальной помощи приходили за подписью исполняющего обязанности заместителя главы администрации Рузаевского района В.А. Плотникова. Когда мы пытались с ним связаться, в администрации нам сообщили, что Виктор Александрович находится на больничном. Дела по паводку ведет Татьяна Ивановна Лукоева, до которой нам пришлось дозваниваться два дня. А когда дозвонились – нас вновь послали к Виктору Плотникову. И вновь – длинные гудки. Пострадавшие жители сталкиваются с такой же стеной, а иногда и еще хуже…

 

Где проблема?

Проблема – не в Москве и не Саранске. Проблема даже не в выплатах компенсаций, которые федеральные и республиканские власти честно стали производить, а в отношении районных чиновников к своим землякам. 

Вероятно, местные чиновники не очень хорошо себе представляют, каково это –   смотреть на уходящие под воду ковры и диваны, просыпаться от того, что сквозь пол проходит холодная муть, терять в воде скотину и любимых питомцев.   

У пострадавших много вопросов. Но их не к кому адресовать. Быть может, кто-то захочет ответить на них через нашу газету. Будем рады.

П. Семенов.

 

ЦИФРА

По данным комиссий по оценке ущерба, в списках пострадавших значится порядка 

11 000 человек. В зоне подтопления оказались более 4 000 домов, где проживало свыше 

12 000 человек, 884 жителя пришлось эвакуировать.    

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)