Выплатное дело

 Отзыв лицензии у КС Банка вызвал нешуточный ажиотаж

Форс-мажор в так называемом «социальном» банке, через который многие получали гарантированные выплаты и вносили различные платежи, поставил всё с ног на голову. На прошлой неделе люди в спешке атаковали отделения Сбербанка, чтобы получить страховые выплаты, оформить карту «Мир», взять реквизиты для перечисления пенсий и пособий, да и время платить за ЖКУ уже подошло. Из-за невиданного наплыва посетителей выросли фантастические очереди, как во времена дефицита. О том,  с какими проблемами столкнулись клиенты КС Банка, и где сейчас можно заплатить за коммуналку, - в нашем материале.
 
«Нагрузка очень большая...»
Напомним, что ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у КС Банка 6 августа. Как сообщалось на сайте регулятора «кредитная организация искусственно улучшала свои финансовые показатели, а также нарушала законодательство, регулирующее банковскую деятельность. За последний год в отношении банка трижды вводились ограничения на привлечения средств вкладчиков. Деятельность КС БАНКа была ориентирована на обслуживание интересов собственников и связанных с ними компаний, на которые приходилась значительная доля кредитного портфеля. При этом более 50% задолженности таких компаний составляли проблемные ссуды. 
Для жителей Мордовии это сообщение стало как гром среди ясного неба. В данном банке обслуживались бюджетники, студенты, пенсионеры, льготники и другие многочисленные категории населения. Здесь же получали и социальные выплаты. Даже, чтобы оформить бесплатное питание для грудничка на молочной кухне в Саранске, нужно было открыть спецсчет в КС Банке. К тому же, многие в его филиалах оплачивали квитанции по квартплате, за детский сад и т.д. 
Ну и, конечно, нельзя не учесть клиентов, которые брали здесь кредиты и оформили вклады. И вот, все они в одночасье ринулись в офисы «Сбера» (банка-агента), чтобы решить свои вопросы: кто-то спешил снять деньги со счета, кто-то  - завести новую карту для перечислений социальных выплат, внести ежемесячные платежи и т.д. К такому потоку посетителей, сотрудники Сбербанка явно оказались не готовы. Но в принципе, это и не их вина. Они попросту стали заложниками данной ситуации, но весь негатив, в первую очередь, вылился на них. 
- Очереди росли буквально на глазах, - говорит  пенсионерка из Саранска Зинаида Алексеева. – Я в первый же день, как услышала, что у КС Банка отозвали лицензию,  пошла в Сбербанк, чтобы оформить новый счет для 93-летней мамы, которая получала на КС-карту свою пенсию. Благо, что у меня есть генеральная доверенность. Отстояла очередь 2,5 часа, чтобы оформить карту «Мир». Хорошо, что реквизиты мне дали сразу, и я в этот же день отнесла их в соцзащиту и отправила в Пенсионный фонд. За готовой картой пришла через неделю. Народу тьма! Я зашла прямо в кабинет заведующей: пояснила, что дома у меня старый человек, который требует ухода. Она вошла в мое положение, и карту выдала. 
Но на этом мои похождения не закончились. Когда стали страховые выплаты отдавать, я пошла в Сбербанк, чтобы получить пенсию мамы, которую не успела снять с КС-карты. На этот раз пошла в отделение рядом с домом. Обрадовалась, что народу тут не так много, но оказалось, преждевременно… Сотрудница банка посмотрела на мою доверенность и забраковала ее, сказав, что здесь не указано получение страховых выплат. Со мной чуть плохо не стало! Я эту доверенность получала, чтобы от имени мамы дом оформить и другие сделки совершать! А тут 22 тысячи не дают на руки! Нотариус мне всевозможные случаи прописала, учитывая преклонный возраст мамы, в том числе и всевозможные действия с картами. Но сотрудница банка не захотела ее принимать, говорит: пусть бабушка сама приходит! Страховые выплаты в бумаге не указаны! Я была в шоке! На следующий день мы подъехали прямо к открытию банка. Что там творилось! У дверей стояли охранники. Внутрь пропускали только по нескольку человек. Был моросящий дождик. Люди мокли на улице. Меня с мамой пустили вне очереди, поскольку я уже вчера ее отстояла. Обслужили, правда, на этот раз хорошо, - деньги выдали, но неприятный осадок на душе все равно остался. 
- Я слышала, что в «Сбере» очереди, но не думала, что ТАКИЕ! - говорит жительница Саранска Елена Лобанова. – Проверила на себе! 16 августа увиденное меня просто поразило. Рядом с офисом «Сбера» на Проспекте 60-летия Октября даже лавочки для ожидающих появились. Народ стоял и на крыльце, и в «предбаннике». Внутрь запускали только по несколько человек. Никакой социальной дистанции! Люди, в основном  среднего и старшего возраста, друг другу дышали в затылок или лоб. Все - в кассы занимали. Чуть ли не до драки доходило! Женщины у дверей говорили, что стоят уже 6 часов. К терминалам очереди не было. К ним же подходили те, кому нужно было только распечатать реквизиты на чеке. Это здорово придумали! Меня выручил «Сбербанк-онлайн». Ситуация заставила воспользоваться виртуальным сервисом. Девушка с зеленым планшетом помогла совершить платеж. Она была такая замученная! Сказала, что консультант сразу же уволилась, как только бесконечные очереди появились. Теперь ей приходится еще и консультировать… Нагрузка очень большая, а клиенты все идут и идут…
По информации АСВ, только за первые 6 дней вкладчикам КС Банка было выплачено 4,4 млрд. рублей, что составляет более 50% от общей суммы страховой ответственности по данному банку. Выплаты получили 28,6 тыс. клиентов, обратившихся за страховым возмещением. Электронным сервисом воспользовались около 20 тыс. человек (69% общего количества обратившихся вкладчиков), одновременно являющихся клиентами банка-агента. Через «Сбербанк Онлайн» они получили страховое возмещение в размере 2,2 млрд. рублей (50% общего размера выплаченного возмещения).
 
Пенсии и социальные выплаты придут на новые счета
Граждане, получавшие меры социальной поддержки через КС БАНК, были вынуждены обратиться в учреждения по социальной защите населения с заявлением о смене счета для зачисления социальных выплат. Заполняли его они в клиентской службе соцучреждения по месту жительства, через МФЦ, социального работника (для получателей надомных социальных услуг), а также  его можно было отправить почтой.
Получателям ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет  было проще. Они могли сменить счет через личный кабинет на портале госуслуг.
- Заявление о доставке пенсии с указанием новой доставочной организации для перечисления пенсий и других выплат по линии Пенсионного Фонда, рассматривается в течение 5 рабочих дней, - пояснили в ОПФР по РМ. – День получения пенсии будет зависеть от того, какой способ доставки пенсии выбран. К примеру, почтальоны разносят пенсию по графику доставки в зависимости от адреса проживания получателя. Таким образом, при выборе в качестве доставщика почту, день доставки пенсии может смениться. В случае, если пенсионер выбрал способ доставки через кредитное учреждение, то дата доставки пенсии в следующем месяце у большинства получателей пенсионных выплат не изменится. Если говорить о тех гражданах, которым августовская пенсия не была перечислена по причине отзыва лицензии у КС Банка, то в случае, если они успели подать заявление о смене доставочной организации до 25 августа и в качестве доставщика выбрали кредитное учреждение - в августе они её получат. Если гражданин не успеет подать заявление до указанной даты, выплата пенсии будет осуществлена в следующем месяце с доплатой за пропущенные периоды.
Льготный проезд в Саранске по ранее выданным картам КС Банка продлен до конца сентября текущего года.  Перечислять деньги для их активации на очередной месяц не потребуется. Карта будет работать без пополнения средств. Оплачивать проезд в общественном транспорте картой МИР со скидкой пять рублей можно будет до конца этого года.
Оплата квитанций за ЖКУ за август продлена до 15 сентября, при этом не будут начисляться пени и штрафы. Оплатить коммунальные услуги теперь можно во всех отделениях «Почты России» и в представительствах банков, работающих в Мордовии. Те граждане, которые получают пенсию на дому, смогут оплатить коммунальные счета у почтальона непосредственно в момент выдачи пенсии. 
Что касается показаний приборов учета, то их можно подать в управляющую компанию через личный кабинет на сайте и в абонентских отделах Саранского расчётного центра. Кроме того, ящики для сбора показаний установлены в отделениях Сбербанка.
Надо сказать, что теперь уже былого столпотворения у офисов «Сбера» нет. Жизнь постепенно возвращается в привычное русло. 
С.Медведева. 
Фото: С.Пестов.

Personal web page Mordovia newspaper (с)