Молочные реки, сырные берега |
Как молодой фермер Лавров развивает свой бренд Семь лет назад мы рассказывали про необычных фермеров Лавровых. Они, врачи по образованию, оставили городскую комфортную жизнь, продали трехкомнатную квартиру в Саранске и переехали в Старошайговский район, чтобы разводить птицу. «Поменяли белый халат на резиновые калоши», – так они говорили про себя. Сегодня герой нашего проекта «Было дело» их сын – Алексей, домашний сыр которого знаменит на всю республику. О том, как Лавров-младший переориентировал дело Лавровых‒старших, что называется, из первых уст – в нашем материале.
– Вот скажи, Алексей, если бы твоя семья не переселилась из Саранска в Старошайговский район, варил бы ты сейчас сыр?
– Думаю, что нет. Такая мысль мне, городскому жителю, наверное, даже в голову не пришла бы.
– Сколько тебе сейчас?
– Двадцать шесть.
– А сколько лет было, когда родители переехали в село?
– Тринадцать.
– Не бунтовал по этому поводу? Все-таки учился в городской школе, были свои дворовые друзья…
– Нет, принял переезд спокойно. Честно сказать, большой разницы не увидел. Мы же не в глушь какую-то уехали. Город – рядом, тем более при наличии автомобиля доехать до Саранска вообще не было проблемой. Помню только, что меня удивила непривычная тишина. В отличие от города в Новом Акшине было меньше шума, а какой простор! В селе чувствуешь себя ближе к природе. Практически все свободное время проводишь на улице. Мне это понравилось!
– Родители ударно занимались разведением индейки, и ты, наверное, планировал им помогать?
– Так и было. Только я хотел наладить переработку мяса птицы – колбасу делать, поэтому поступил в Аграрный институт Мордовского госуниверситета имени Огарева. Это был мой осознанный выбор!
– Но почему тогда занялся сыроварением, да еще и родителей своим делом увлек. Вот и скажи после этого: «молодо – зелено»…
– Все получилось как-то само собой. Поначалу, можно сказать, был творческий интерес. На третьем курсе увлекся сыроварением. Это было мое хобби и небольшая подработка, которая впоследствии и вылилась в бизнес. Буквально сразу я зарегистрировал КФХ «Лавров» и свой сельскохозяйственный кооператив.
– Тяжело было?
– Скорее интересно! К тому же была поддержка семьи.
– С какого сыра начинал?
– С итальянского полумягкого – «качотта».
– Родители, наверное, помогли с «финансовой подушкой»?
– Стартом стала успешная защита проекта «Дары коров» на молодежном форуме «iВолга». Из Самары я возвратился с грантом в сумме 300 тысяч рублей. На эти деньги купил сыроварню и холодильники. Благодаря первому месту я получил известность, что очень важно для начинающего предпринимателя. Как говорят, реклама – двигатель торговли. Первое время продавцы на меня сами выходили. Проблем со сбытом вообще не было.
– Лавровы‒старшие когда подключились к твоему бренду?
– Буквально сразу. Заниматься индейкой стало сложнее, появились крупные конкуренты, а у меня дела шли в гору. Домашний фермерский сыр был новым направлением в республике. Спрос рос, но чтобы увеличить предложение, нужно было создать свою производственную цепочку от выработки сырья до получения конечного продукта. Первое время молоко приходилось закупать у фермеров, и в этом была главная проблема. Родители предложили завести своих коров. Сейчас они – главные помощники в хозяйстве. Мне как начинающему фермеру было выделено Минсельхозом Мордовии два грантовых миллиона рублей, на которые я закупил племенных коров. Хочу сказать, что все это случилось в одно время. 2017 год был для меня весьма насыщенным: защита диплома в университете, защита проекта на молодежном форуме «iВолга», а также подготовка гранта на закупку скота.
– Сколько сейчас в линейке Лаврова сыров?
– Семнадцать. Есть сыры с белой плесенью, грецким орехом, прованскими травами, вялеными томатами. Еще выпускаю греческий йогурт. «Лавров сыр» – это молочные деликатесы. Заниматься изготовлением массового продукта нет смысла. На это есть крупные производители, с которыми фермеру сложно соревноваться.
– Где берешь рецепты?
– Этим вопросом я долго занимался. Изучал Интернет, но надо понимать, что хорошую рецептуру никто не выложит. Это же коммерческая тайна! Все из своего опыта. Рецепты усовершенствую сам. Методом проб.
– Есть у Лаврова уникальный сыр, которого нигде не найдешь?
– Да, такой тоже есть. Пробная партия. С белой плесенью, но твердый.
– Планируешь расширять ассортимент в ближайшее время?
– В пандемию сложно строить планы. Ассортимент обновляется периодически. На пармезан я пока не замахиваюсь. Но хочу выпускать более зрелые сыры, с хорошей выдержкой. Плюс увеличим и объемы производства.
– Каковы они сейчас?
– 850 килограммов сыров в месяц. Но это максимальная загрузка цеха, которая, как правило, происходит в конце года. Домашний сыр хорошо разбирается к новогодним праздникам. Хочу сказать, что у нас и своя фасовка. Она небольшая – по 150-200 граммов, чтобы деликатес был доступным для всех.
– Скажи честно: в магазине сыр покупаешь?
– Теперь уже нет. Раньше покупал – дегустировал разные вкусы. Сейчас ем только свои сыры, причем очень много. Пробую каждую партию. Это обязательно, чтобы держать марку качества.
– Где продается твой сыр?
– В торговых точках Саранска, Нижегородской области.
– Твоя сестра тоже пойдет по семейным стопам?
– Об этом пока рано говорить. Она еще в школе учится. Я вот тоже сыроварением не планировал заниматься, а теперь себя в другом деле уже не представляю. Очень люблю свою работу! За натуральными фермерскими продуктами – наше будущее!
С.Родионова.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |