Пчелку жалко

 Что ожидает в Мордовии пчеловодов и их пасеки?

В конце июня в России вступит в силу долгожданный закон о пчеловодстве. Однако владельцы пасек в Мордовии уже ратуют за внесение в него важных поправок. О цене меда в этом сезоне – в нашем материале. 

О чем гудит улей

Закон о пчеловодстве вступает в силу 29 июня. Это долгожданное событие для многих пасечников. Напомним, что в 2019 году произошла массовая гибель пчел в 30 регионах, в том числе и в Мордовии.
Как отмечает председатель Правления республиканского общества пчеловодов «Мордовский мед» и член Правления общественной организации «Союз пчеловодов в России» Сергей Юматов, два года назад в нашем регионе только по официальным данным погибло порядка 2 тысяч пчелосемей. Как результат, и пасечников стало почти на 150 человек меньше. 
– Досталось практически всем пчеловодам, – отмечает Сергей Васильевич, – но больше всего пострадали пасеки в Дубенском, Кадошкинском, Чамзинском, Кочкуровском, Краснослободском, Зубово-Полянском, Рузаевском, Ичалковском, Большеигнатовском и Ардатовском районах. По нашему мнению, это связано с обработкой от вредителей  рапса. Но  из-за юридической безграмотности до суда дошли лишь единицы дел. Дело в том, что отбор проб проводит ветврач, но только этого недостаточно! Необходимо было создать комиссию, а это входит в полномочия главы сельского поселения. В 2019 году было полное непонимание: кто и за что отвечает в таком случае. Но сейчас уже все по-другому: мы получили бесценный опыт, хотя и такой дорогой ценой. Кстати, двум пчеловодам в Рузаевском районе все-таки удалось выиграть суд. Была доказана причинно-следственная связь между потравой посевов в сельхозпредприятиях и массовой гибелью пчел. 
Тяжелый 2019-й год заставил всех владельцев пасек объединиться. На этой волне был создан Союз пчеловодов России. Сейчас его участники ведут активное обсуждение нового закона. Он в первую очередь призван защитить пчел и их заводчиков. Но как отмечает Сергей Юматов, в новом документе не все так однозначно, как хотелось бы, и спорных моментов возникает достаточно много. Практически в каждом пункте.
– Вот прописали, кого можно считать пчеловодческим хозяйством: юридическое лицо, КФХ, индивидуального предпринимателя, –  приводит пример наш собеседник. – А в Мордовии 97% пчелосемей находятся в ЛПХ – это один из самых высоких показателей по России. Что же получается: они выпадают из правового поля? Могут собирать мед только в личных целях, а реализовывать его уже не имеют право?! Соответственно и на ярмарках меда, которые очень популярны в Саранске, они не могут принимать участие. Вот такой абсурд! К чему это приведет? Пчеловоды из ЛПХ попросту уйдут в «тень». Закон должен стимулировать, а не ограничивать пчеловодов!
 
«Запарка» для пчеловодов
Второй  принципиальный момент – защита пчел от потрав. Теперь сельхозпроизводители должны предупреждать пчеловодов об обработке полей не позднее чем за три дня. Объявлять об этом в СМИ надо жителям населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 км от границ обрабатываемых участков. Владельцам пасек нужно указывать, на какой срок им предстоит изолировать пчел в ульях.
– Как это будет работать на практике? – задается вопросом Сергей Юматов. –  В целом предупреждать должны были и раньше, но как открылось в судах, этого зачастую не было. Сейчас закон обязывает предупреждать пчеловодов. Но вполне вероятно, что эта норма будет исполняться только для «галочки». Укажут  сельхозпроизводители, к примеру, что обработка полей будет вестись с мая по сентябрь. И что пчеловодам делать? Как и куда изолировать пчел? По моему опыту, больше чем на пять дней их закрывать в ульях нельзя – они запарятся и погибнут. Куда их вывозить, и есть ли у пчеловодов для этого возможность, ведь основная масса ульев, повторюсь, находится в ЛПХ. Это одна сторона, другая касается непосредственно методов оповещения. Когда начинается лето, пчеловоды выпадают из информационного поля, им некогда следить за новостями. Все время они проводят на пасеке, и скорее всего, до них эти предупреждения попросту не дойдут. Оповещения должны стать адресными! К тому же только этого недостаточно. Россельхознадзору должны вернуть функции контроля за используемыми ядохимикатами в сельхозпредприятиях. Мы ждем этого с 1 июля. 
 
Как медом намазано
Председатель Правления республиканского общества пчеловодов «Мордовский мед» подчеркивает, что пчелы дают не только мед, прополис, воск, пергу, маточное молочко и т.д. Главная их функция – в опылении цветущих растений. Другими словами, если не будет пчел, то и не ждать урожая яблок, клубники и т.д. 
– Сельхозпроизводители должны решить, что для них выгоднее: использовать опасные ядохимикаты, травить пчел и платить штрафы по решению суда, либо использовать биообработку, улучшать экологию. Если они выберут второй путь, то готов им лично организовать пасеки, и они еще будут получать продукцию пчеловодства. Это я предлагаю аграриям уже полтора года, но ответа от них пока нет. А ведь порядка 30% продовольствия в каждом государстве дают пчелы! Сохранить их – стратегически важная задача!
По мнению Сергея Юматова, спасти пчел нужно в первую очередь для своего же блага. О пользе продукции пчеловодства известно давно. Не зря сейчас активно развивается апитерапия – лечение заболеваний с помощью медоносной пчелы и продуктов ее жизнедеятельности. Её эффект хорошо известен не только владельцам пасеки. Продукцию пчеловодства применяют в гастроэнтерологии, косметологии, при терапии кожных заболеваний, в стоматологии и т.д.
– Биологически активные продукты пчеловодства имеют сложный химический состав и  положительно влияют на организм человека, – рассказывает Сергей Васильевич. – В каждом из них содержатся природные компоненты, в том числе аминокислоты, эфирные масла, витамины, ферменты, минеральные и другие природные вещества, многие из которых не синтезируются в организме человека.
– Какой мед лучше всего?
– Натуральный! Остальное все зависит от вкусовых предпочтений и вида меда. Липовый – противовоспалительный, гречишный – хорош при болезнях сердца. Многие ругают рапсовый мед, а он великолепен для приготовления кондитерских изделий: более твердый и стойкий к термообработке. Высоко ценится и падевый мед. Для пчел он губителен, а для человека очень полезен. Свойства меда зависят и от его зрелости, а что касается цены, то она уже не повышалась несколько лет и в этом сезоне останется прежней – 1200-1500 рублей за трехлитровую банку меда. Хотя расходы у пчеловодов возросли. Значительно подорожала вощина. Теперь сами закупаем оборудование для ее производства. 
Проблем у владельцев пасеки в этом сезоне точно не станет меньше, однако теперь у них появились новые перспективы. Союз пчеловодов России официально может участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере развития пчеловодства. Такое право дает новый закон. И эта работа уже активно ведется еще до вступления его в силу.
– Сейчас уже готовим поправки к федеральному закону о пчеловодстве, – говорит Сергей Юматов. – Мы держим связь с пчеловодами из различных регионов, обсуждаем общие проблемы и намечаем пути их решения. Хочу сказать, что появление Союза пчеловодов России дает нам больше возможностей отстоять свои права. Появление такой организации – это большой плюс для нас всех. Мы объединись, чтобы заявить о себе, и теперь к нашему мнению прислушиваются чиновники на самом высоком уровне. Надеюсь, что введение поправок не заставит себя ждать. В свою очередь мы готовы обеспечивать качество и безопасность продукции пчеловодства. Но нам надо создать нормальные условия для производства, чтобы развиваться дальше. 
С.Медведева. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)