«Игры» без разума

 Как вырвать детей из Сетей?

Трагедия в Казани, где 19-летний юноша пришел в гимназию с оружием и устроил стрельбу, потрясла всю страну. Сейчас многие задаются вопросом: что толкнуло вчерашнего школьника  на массовое убийство?  Ильназ Галявиев учился по обычной программе, был поставлен на учет в военкомате и даже получил разрешение на оружие. А еще он увлекался компьютерными играми. Может с этого все и началось? О том, чем опасен Интернет и как воспитывать современных тинейджеров, в интервью газете «Мордовия» рассказал кандидат психологических наук, начальник психологической службы Управления по внеучебной работе МГУ им. Н.П. Огарева Виктор Слугин.
– Виктор Владимирович, какие психологические проблемы могли быть у «казанского стрелка»?
– Пока можно только предположить. Либо это психически больной, либо это здоровый человек, но с деструктивными ценностными ориентациями. Если это второй случай, то могли иметь место обида, зависть, озлобленность на всех. 
– Можно ли винить в этой трагедии его родителей? Сейчас многие на них ополчились. 
– Раньше психологи считали, что все мы – результат  вложения в нас каких-то людей: родителей, друзей, педагогов и т.д. Но с появлением цифровой экономики важной частью жизни современного человека стал Интернет, где можно найти все, что душе угодно и главный вопрос тут в том: что ты ищешь в Сети, куда направлено твое сознание? 
– То есть виртуальная среда может влиять больше, чем реальная?
– Абсолютно. Родители не могут быть спокойны за ребенка, даже если он находится дома, не зная какую информацию он потребляет в данный момент. 
– За это в первую очередь должны отвечать родители!
– Семья – это проводник  ребенка в общество, во взрослую жизнь, но зачастую мамы и папы неправильно интерпретируют эту функцию или вообще от нее отстраняются, а потом жалуются, что сделать со своими детьми ничего не могут. Родители считают, что воспитывать детей нужно, говоря им правильные слова. На самом деле, это заблуждение. Ребенок видит, как ведут себя его родители. Если их слова расходятся с делом, то сын или дочь тоже следовать им не будут. 
–  Виктор Владимирович, вернемся к Интернету, так как современные дети все в нем. Английское слово «шутер», пожалуй, для многих взрослых будет непонятным, но  хорошо известно подросткам.  «Шутер» – это жанр компьютерной игры, а еще так называют человека, играющего в «стрелялки». В принципе, занятие безобидное, но что думают по этому поводу психологи?
– Современные компьютерные игры имеют очень высокий уровень качества спецэффектов, наглядности. Игры становятся все более натуралистичными, и достаточно легко может возникнуть переход от «стрелялок» в игре до стрельбы по живым объектам. Так, в США игровые манипуляторы появились в 40-х годах прошлого века для подготовки к стрельбе по живым объектам морских пехотинцев, то есть, чтобы сформировать определенный навык. Но компьютерные игры опасны в большей степени тем, что заменяют живое человеческое общение. Ребенку становится так более комфортно и удобно, а это уже беда.
– Как же не вырастить ребенка с «синдромом стрелка»? Компьютерные игры сейчас не запретишь.
– Воспитание детей в настоящее время стало несравнимо более сложной задачей, чем в эпоху СССР. Кардинально изменилась вся жизнь, все устои. Опыт родителей советского прошлого сейчас зачастую просто неприменим. Другие ценности, иные приоритеты.    Самый важный совет родителям – не растите иждивенца, тунеядца, эгоиста, «пассажира». Главная задача мам и пап – быть авторитетом для своих детей. Это возможно в том случае, если, по мнению детей, родители являются успешными, престижными людьми  в глазах окружающих и сверстников.  Кроме того, родителям крайне важно и необходимо быть психически здоровыми, культурными, образованными и, что теперь стало чрезвычайно важным,  материально обеспеченными. Иначе дети будут укорять: «А вы сами чего добились?».  Если семья всего этого не имеет, то могут возникать всевозможные конфликтные ситуации, связанные с отсутствием взаимопонимания. Дети могут не чувствовать себя защищенными. В этом смысле они  являются  заложниками своих родителей. 
– Да уж, раньше уровень жизни был гораздо ниже. Жили в коммуналках, проводные телефоны были не у всех, не говоря уже про автомобили, но ведь у детей не было такой жестокости! Да и зачастую, наоборот,  ребенок из простой и малообеспеченной семьи достигал определенных высот, поскольку рассчитывал только на свои силы.
– Про то, что было раньше уже вспоминать не стоит, я говорю про то, что происходит сейчас. Теперь другое время и другие ориентиры. Сейчас опять-таки есть Интернет, и он существенно раздвинул границы мировосприятия. С начала 2000-х Всемирная организация здравоохранения уже десять раз пересмотрела критерии психического здоровья. Это означает, что человек продолжает эволюционировать и меняться, соответственно тому, как изменяется мир вокруг него… Если же, повторюсь, родитель будет авторитетом, то ребенок будет его слушать и слышать. И еще: дети не должны бояться обсудить свои проблемы с матерью или отцом. Взрослым не стоит  обесценивать мнение своих детей, даже если не согласны с ним! Детям важно быть услышанными, они нуждаются в понимании. Обязательно надо давать им свою поддержку: «Я тебя понимаю», «Вижу, как тебе обидно», «Я хочу тебе помочь».
– Имеет значение, сколько времени родитель посвящает своим детям? Сейчас многие заняты заработками. Не всегда удается провести совместно с ребенком даже  выходные дни.  
– Должна быть золотая середина. Надо активно интересоваться тем, что происходит в жизни ребенка, но при этом исключить гиперопеку. Сейчас как происходит? Многие рожают одного ребенка, и он становится сверхценностью. Родители готовы всецело посвятить  себя его воспитанию, но ублажая  свое чадо, они только его губят. Либо тревожные мамочки могут «задергать»  ребенка: «не ходи туда», «не бери то», «не делай это»… К тому же дети часто рождаются не вполне физически крепкими,  и врачи рекомендуют родителям не нервировать ребенка, поэтому они идут на поводу у его капризов и сами учат манипулированию.  Дети с раннего возраста должны четко знать: что можно, а что нельзя. Это как  в стихотворении  Владимира Маяковского  «Что такое хорошо, а что такое плохо». У родителей могут наблюдаться две частые и серьёзные по своим последствиям для детской психики ошибки  в воспитании, описанные детскими психологами.  Это  – непоследовательность и непредсказуемость. Первое – это когда родитель обещал что-то сделать, а не сделал (если обещали что-то купить, то обязательно – купите, обещали наказать – накажите). Непредсказуемость –  это когда  одно и то же поведение ребенка  вызывает противоположную реакцию родителя. В итоге, ребенок не понимает, чего ему ждать и как себя вести в дальнейшем. Отсюда и появляются у детей психические отклонения: неуверенность, тревожность или агрессивность. 
– Вы  стояли у самых истоков зарождения психологической службы МГУ им. Н.П. Огарева. Когда она появилась и какие функции выполняет?
– Психологические консультации студентам и педагогам я начал проводить еще в 1998 году. Помню, как сам, будучи студентом, сталкивался с различными трудностями, и мне помогали преподаватели. Официальный статус психологическая служба университета получила в 2008 году. Мы ведем психологическое сопровождение учебного процесса. Моя задача – помочь думающим, старающимся, сомневающимся, иногда личностно потерявшимся, запутавшимся в перипетиях жизни девушкам и юношам    сориентироваться, скорректировать свои взгляды, установки, принять взвешенное, разумное решение. Идея службы такова – не мучайся в уединении, приди и обсудим, что можно предпринять в твоей ситуации, можно ли – и, если да, то – как решить твою психологическую проблему.
– Ну и какие результаты?
– Я Вам отвечу словами известного советского психотерапевта Владимира Леви: «Умные стали умнее, глупые – глупее, с большинством же не происходит ничего». Наша служба  рассчитана на тех, кто стремится к самопознанию, саморазвитию. Это –  уровень учащихся вуза. А вообще хочу сказать, что общество в целом, у нас, наконец-то, начинает подходить к пониманию необходимости профилактики внутреннего мира человека. Особенно это свойственно передовой части молодёжи – студенчеству.  От медицины тела перешли к оздоровлению личности, потому что поняли: психологическое здоровье не менее важно, чем физическое.
– Возвращаясь к «казанскому стрелку», что может сделать общество, чтобы  такая трагедия больше не повторилась?
– Можно усилить охрану, ужесточить правила выдачи разрешения на оружие, но никто не застрахован от того, что какой-нибудь невменяемый с гранатой не придет в школу. Необходимо, конечно, социальное сопровождение в школах и других учебных заведениях, чтобы выявить потенциальную группу риска учащихся. Важно, чтобы все дети были социально активны и в последующем были адаптированы в обществе. Для этого они обязательно должны быть включены в социальную деятельность. Это могут быть творческие кружки, спортивные секции или волонтерская деятельность. Далее надо обратить внимание на тех, кто окончил школу, но никуда не поступил и не пошел работать, и конечно, стоит заинтересоваться, почему ребенок перестал учиться, посещать учебное заведение, значит, с ним что-то происходит! Подход должен быть комплексным. 
С.Родионова.
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)