Музей есть, помещения - нет

  Как краевед-энтузиаст Ольга Свойкина не дала умереть истории родного села  

В селе Тарасово этого человека с детства называют Олечкой. Несмотря на то, что она уже восьмой год на пенсии, некоторые односельчане по-прежнему обращаются к ней так же ласково. Может, потому, что Ольга Антоновна Свойкина никогда и никому не причиняла плохого, наоборот, всегда старалась сердцем и делом поддержать других людей в трудной ситуации. Даже тогда, когда ей самой была необходима помощь…

 

 

- Меня в последнее время часто беспокоят боли в области поясницы, - посетовала нам Ольга Антоновна при недавней встрече с ней. – Как стрельнёт иной раз, даже стоять на ногах невозможно. Артроз тазобедренный – теперь уж, видно, до конца дней моих. Но как только боли немного утихают, считайте, летаю на крыльях, хочется горы свернуть. Вот такая я по жизни: кручусь-верчусь, как белка в колесе…

Как думаете, жизнь определяет поступки человека или наоборот? Наверное, бывает по-разному. Вот и Ольга Свойкина, оставшись в пятилетнем возрасте без попечения отца, рано познала трудности послевоенного периода. Она до сих пор помнит, как её мать Пелагея Моисеевна, щупленькая и худая, приходила домой с колхозной работы около полуночи, едва держась на ногах. А через три-четыре часа в окно уже стучал полеводческий бригадир. 

- Представляете, начальничек, не дождавшись, когда мама встанет, сам заходил домой, брал женщину в охапку вместе с одеялом и так нес ее на руках несколько десятков метров по улице, пока та не просыпалась, - рассказывала Ольга Антоновна. – А дальше маму снова ждала изнурительная работа. Кто знает, может, это и погубило её здоровье…

После школы Ольга пошла в университет, поступила учиться на географический факультет. Но вскоре девушка вернулась в родное село Тарасово. Поняла, что надо ухаживать за больной мамой и еще выполнять её работу в колхозе. Чтобы, говорит, доработать стаж для начисления матери будущей пенсии. А для этого не хватало не так уж мало – целых пять лет. Вспоминая об этом, Ольга Антоновна нисколько не жалеет за тот первый и самый главный поступок в жизни. Ведь, избавив мать от непосильной работы, дочь дала ей возможность пожить рядом с ней до 82 лет.

А Мордовский госуниверситет 

О.А. Свойкина все же окончила, получив, там, правда, филологическое образование. Столько лет прошло с той поры, но не забыла Ольга Антоновна годы учебы в Саранске. Впрочем, как и то, с каким удовольствием и азартом она работала потом в сельском Доме культуры и почти три десятка лет - учителем в родной школе. По признанию нашей собеседницы, именно в эти годы у нее зародилась страсть к собиранию старинных вещей.

- Помню, в начале семидесятых годов в Тарасове многие стали сносить ветхие дома и строить новые, - рассказывает О.А. Свойкина. – При этом сельские ребятишки находили там немало предметов старины, в том числе монеты. Я быстро нашла контакт с мальчишками, и они охотно приносили мне уникальные вещи. С того времени все и началось…

Нынче пенсионерка, словно археолог, по кусочкам воссоздает историю родного села и его жителей. Люди охотно несут Ольге Антоновне все, что годами лежало и пылилось у них в сараях, на чердаках, в сундуках. Свои уникальные экспонаты женщина называет музеем души. Наверное, так и есть. 

Появился как-то в селе Тарасово незнакомец, пожелавший оптом скупить у селян некоторые предметы старины. Тут-то он и узнал про Свойкину. Пошел к Ольге Антоновне с решительной целью выторговать у неё все богатство. Сначала непрошенный гость обратил свой взор на маленький каменный топорик с острым лезвием. Подержал, повертел его в руках и предложил хозяйке, видите ли, бартерный обмен. Дескать, подарю тебе новый велосипед, незаменимый для деревни транспорт, только отдай мне этот топорик.

- Проводила я того скупщика не солоно хлебавши, - улыбается Ольга Антоновна. –  Все, что у меня дома лежит на хранении, это, по сути, мои дети. А детей разве станет продавать нормальный человек?! Люди отдавали мне такие старинные мордовские костюмы и другие предметы одежды, которым будет, пожалуй, не меньше двухсот лет. С какой совестью я стала бы смотреть им в глаза, если вдруг согласилась на предложение барышника?!

С каким упоением О.А. Свойкина взялась за восстановление родословных самых распространенных в Тарасове фамилий. Родословную своей семьи женщина, можно сказать, разложила по полочкам. Теперь старается для других: рисует, чертит, клеит фотографии, собирает исторические снимки… Для того, чтобы, говорит,  пережитое и увиденное не кануло с концами в небытие, а сохранилось и служило для будущих поколений. Собственно, в этом собирательница и хранительница старины видит свое предназначение.

С другой стороны, человеку обидно, что в Тарасове не нашлось отдельного помещения под сельский музей. Стоит заметить, что в свое время часть экспонатов бережно хранили в школьном музейном уголке «Красная гвоздика», который создавала А.А. Борисова – бывшая одноклассница Ольги Свойкиной, в прошлом тоже учительница. Не стало Антонины Андреевны, сломали старое здание школы – и многие ценнейшие экспонаты, в том числе ордена и медали, чуть не попали на свалку. По большому счету, они уже были выброшены на помойку, но, слава Богу, вовремя заметила это безобразие Ольга Антоновна. Она все добро, накопленное годами, уложила в мешки и на своей домашней лошади отвезла к себе домой.

В принципе, и сейчас не поздно навести порядок. Что для этого надо? Выделить  отдельное помещение под музейные экспонаты либо в большом здании новой школы, либо в детском садике. С таким предложением сельчане не раз обращались к руководству образовательного учреждения и администрации Тарасовского сельского поселения. Но помощи так и не дождались. Решить ситуацию в нужном направлении обещали некоторые районные чиновники, но в последнее время они тоже стали играть в «молчанку». 

Может, некоторым начальникам местного и районного пошиба показалось «убийственным» предложение хранительницы старины О.А. Свойкиной о том, чтобы ей в месяц платили хотя бы по 500 рублей? Она не просила зарплату, а просто мизерную компенсацию за некоторые издержки музейного дела. Скажем, за приобретение канцелярских товаров – клея, красок, кисточек, альбомов и т.д. В администрации Тарасовского сельского поселения и слышать об этом не хотят, ссылаясь на более важные  проблемы, которые, кстати, тоже годами не решаются.

Тарасовцы просят, чтобы на сельских улицах в ночное время горели лампочки; чтобы представители местного органа самоуправления, наконец-то, взялись за благоустройство  дорог. С другой стороны, сельчане видят, как, мягко говоря, неподобающе ведут себя отдельные местные чинуши, используя свое служебное положение в угоду личным интересам. Одна из работниц администрации сельского поселения при встрече с нами в прошлом году чуть ли не Богом клялась и заверяла: «Вот проведу выборы депутатов и тогда сама уйду с должности. Думаете, я держусь за свое кресло? Ну, что вы, журналисты, слушаете всякие сплетни про меня…» 

Об этом разговоре можно было бы и умолчать, если бы не кривили душой некоторые ответственные работники. Всем понятно, что таким образом они вызывают недоверие не только к себе, но и к органам власти. К слову, та чиновница из Тарасова и «после выборов» никуда не собирается уходить. Ждет, когда её «попросят сверху»?

…Между тем краевед-энтузиаст продолжает свое дело. Рассматриваем старые фотографии. Вот тарасовские крестьяне обмолачивают рожь; народное гуляние – веселые лица; женщины в старинном одеянии и в лаптях; школьники на субботнике; уставший тракторист вытирает со лба пот; односельчанин в военной форме царского периода; обед комбайнеров на полевом стане…Смотришь на снимки – чувствуешь живую связь поколений, времен!

Экспонатов у О.А. Свойкиной накопилось столько, что не помещаются в одном доме. Вот и купила пенсионерка недавно старенький соседский домик. «Может, там создать музей?» - подумывает Ольга Антоновна. Жаль только, что здоровье у человека постепенно ухудшается. Лошадь уже продала, может, и с буренкой скоро придется расстаться.

- Мое увлечение переросло уже в болезнь, с этой искрой я, наверное, родилась, - не без гордости говорит О.А. Свойкина. – Не скрою, это хобби забирает большую часть моей скромной пенсии. Бывало, по молодости все мои подруги ездили в Москву за обувью, одеждой, а я искала почтовые марки. Их у меня было великое множество. А сколько в моем архиве старинных монет, фотографий киноактеров, грампластинок, редких книг! До сих пор бережно храню целые подшивки некоторых центральных газет и журналов, а также полное собрание сочинений В.И. Ленина…

Ольга Антоновна сохранила все альбомы со сценариями школьных вечеров. Фотографии в основном делала своим аппаратом «Смена». Теперь пользуется видеокамерой. Помнится, горько плакала, когда после распада колхоза «Труд» увидела на мусорной свалке… Книгу Почета села Тарасово, много вымпелов победителя в соцсоревновании… Теперь святыни советской эпохи бережно хранятся среди прочих уникальных экспонатов в домашнем музее О.А. Свойкиной.

Н. Атласов,

Атяшевский район.  

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)