Мусорная реформа: кто за что в ответе?

Только в минувшем году в Мордовии ликвидировано 15 свалок 

Выбросить отходы – дело не всегда простое и приятное. У некоторых селян  путь с пакетом мусора занимает более километра (ничего себе прогулочка!). Горожане жалуются на неприятный запах, который от мусорных площадок распространяется на детские. Кто должен мыть и дезинфицировать контейнеры? По какому принципу они должны устанавливаться в сельской местности? Об этом и многом другом – в нашем материале. 
 
Прямая линия
Недавно на площадке ОНФ в РМ  был проведен круглый стол по теме «Прямая линия. Мусорная реформа: кто за что в ответе». В прошлом году жители сельских поселений Большеигнатовского, Старошайговского, Ичалковского районов по поводу сбора отходов обратились на прямую линию с президентом России. Оказывается, что из-за отсутствия дорог с твердым покрытием на некоторых сельских улицах не установлены контейнеры. Из-за этого пакеты с отходами людям приходится носить на расстояние более одного километра. При этом домовладельцев обязуют полностью оплачивать услугу, которая не предоставляется, и многие за нее, кстати, отказываются платить.
Мордовские общественники предложили решить проблему путем перехода на мешочный сбор отходов. 
– Больших усилий для этого не требуется. Очень важно здесь вести постоянный диалог с самими жителями, услышать их мнения, – отметил активист ОНФ в РМ Игорь Кабанов.
Как сообщил коммерческий директор «РЕМОНДИС Саранск» Евгений Коньков, еще раз будет проанализирована транспортная доступность даже потенциальных мест накопления. По результатам обследования может быть принято решение об установке дополнительных контейнеров. Но даже для мешочного сбора необходим проезд! Кстати, в одном из сел Ичалковского района  в рамках такого обследования Евгений Коньков вместе с активными жителями обошел почти 10 км деревенских дорог. Промежуточные решения были найдены, но все равно необходимо отсыпать, хотя бы строительным мусором, один из участков грунтовой дороги по селу. 
– Обычно мешочный сбор, или сбор отходов бестарным способом осуществляется раз в неделю, в заранее известный жителям день, – поясняют в «РЕМОНДИС Саранск». – Машина приезжает в начало, середину и в конец улицы. На этих точках жители должны самостоятельно закинуть свои мешки с мусором в мусоровоз.
Вопрос экологии
Но, как оказалось, далеко нести мусор не только в тех населенных пунктах, где нет дорог с твердым покрытием. На эту проблему жалуются и в селах, где хороший асфальт, просто, по мнению жителей, не хватает контейнерных площадок. 
– Мы приезжаем сюда на лето, – говорит дачник Николай Петрович из с. Болотниково (Лямбирский район). – Если сравнивать город и деревню, то последняя однозначно проигрывает по сбору отходов. Если в городе мне до контейнерной площадки идти буквально несколько шагов, то в селе я бы сказал, что очень далеко – около 500 метров. Мне проще мусор на машине по пути отвезти в город. Зачем же я тогда плачу за сбор мусора и в Саранске, и в Болотникове? Ситуация абсурдная! В сельской администрации сказали, что нет средств на организацию дополнительных площадок, а у меня тогда нет денег – платить за услугу!  
Претензия Николая Ивановича понятна, но предъявлять ее все равно придется местным органам власти, и надеемся, что они поймут важность проблемы. Пока людям будет неудобно выбрасывать мусор, то так и будут появляться стихийные свалки. Это уже вопрос не только благоустройства. Напомним, что в рамках нацпроекта  «Экология» необходимо создать эффективную систему обращения с отходами  производства и потребления, а также выстроить целую систему по переработке и утилизации отходов. 
– Региональный оператор вправе вывозить отходы только с площадок, на которые органы местного самоуправления указали как на места накопления ТКО, – поясняют в «РЕМОНДИС Саранск». – Они организуются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Что касается контейнеров, то они устанавливаются в максимальной доступности, исходя из норм СанПиН, сложившейся застройки и состояния дорожного покрытия, на контейнерных площадках, организованных органом местного самоуправления. Региональным оператором контейнеры для сбора ТКО могут быть установлены только в местах (на площадках), определенных органом местного самоуправления.  Если вы хотите, чтобы контейнер находился в непосредственной близости или же наоборот подальше от  вашего дома, то должны самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с письменной заявкой.  
 
Откуда ветер дует
Горожане, в свою очередь, недовольны обработкой мусорных контейнеров. Так, на круглом столе ОНФ председатель домового комитета Татьяна Курбакова  поделилась проблемой дома №59  на улице Б. Хмельницкого. По ее словам, мусорные контейнеры, расположенные в нескольких метрах от детской игровой площадки, последние два года никто не моет и не дезинфицирует. Рядом с баками витает неприятный запах. С началом теплой погоды эти «ароматы» усилились. Более года она вела переписку с различными организациями по поводу обработки мусорных контейнеров, но вопрос не решался. Тогда женщина обратилась в Народный фронт.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Мордовии Наталья Фадеева пояснила, что 1 марта этого года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования, согласно которым функция дезинфекции контейнеров входит в обязанности хозяйствующих объектов. Это могут быть органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели.  Именно владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции  и дератизации в зависимости от температуры воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов. 
 
Раздельный сбор 
В Мордовии установлено почти 15300 контейнеров, из них 854 – для раздельного сбора отходов. С 1 мая появятся еще 300 таких контейнеров: 200 – в Саранске и 100 – в Рузаевке.  Таким образом, на всех площадках в многоквартирных домах Саранска и Рузаевки  будет возможность для РСО. Установка подобных контейнеров в частном секторе – следующий этап.
Как подчеркивают в «РЕМОНДИС Саранск», жильцы многоэтажек в Саранске привыкли к раздельному сбору отходов, но еще пока не до конца. Поэтому можно увидеть, как мусоровоз одновременно сгружает  ТКО и из желтого, и из серого контейнера. 
– Причина банальна – в контейнеры для раздельного сбора кидают обычный мусор, которому место на полигоне, – поясняют в «РЕМОНДИС Саранск». – Естественно, если таких пакетов один-два, то его перекладывают в контейнер с темной крышкой, потратив на всю работу на площадке не больше десяти минут. А как быть, если больше половины контейнера забито несортируемыми отходами? В этом случае тратить на одну площадку 20-25 минут не имеет смысла, как и класть смешанные отходы в пресс к сухим и чистым отходам для вторичной переработки. Ежедневно из контейнеров для раздельного сбора операторы забирают 5-7 тонн отходов или 150-200 тонн ежемесячно. 50 тонн из этой массы составляют так называемые «хвосты» – то, что «отсеялось» при ручной сортировке. Из них отбираем то, что не подлежит переработке, и отправляем готовую макулатуру и пластик в Пензу и Нижний Новгород.  Каждый месяц получается около 120‒140 тонн макулатуры и 16 тонн пластика. Эта цифра могла быть больше почти на восемь тонн, но, к сожалению, именно столько вторсырья уезжает на полигон из-за «неправильных» отходов в желтых контейнерах. Переведем объемы, «осевшие» на полигоне, в ресурсы. Восемь тонн макулатуры – это 80 спасенных деревьев, а это 960 000 новых листов бумаги. Восемь тонн пластика – это 8000 новеньких флисовых джемперов, спасенные от загрязнения 8 гектаров почвы и грунтовых вод.
 
Навоз - в контейнер?!
– Усложняет развитие раздельного сбора в Саранске и в Мордовии вообще  неразвитая законодательная база на федеральном уровне, – поясняет Евгений Коньков. – Нет четко действующей системы расширенной ответственности производителя (РОП), направленной именно на развитие РСО и строительство объектов глубокой переработки отходов. Однако в 2020 году Правительство РФ усилило работу в этом направлении и новая концепция РОП должна в скором времени увидеть свет. Мы планируем и дальше развивать систему РСО в Мордовии, подключать к ней новые населенные пункты, но предпосылки, в первую очередь, должны быть созданы самими жителями. Пока контейнеры для ТКО ежедневно забиваются под крышку ботвой, листвой, ветками, строительными отходами и чуть ли не навозом! О каком РСО может идти речь? Никакие разъяснения о том, что все перечисленные отходы не имеют отношения к ТКО, не включены в норматив накопления отходов, который был взят в расчет при определении размера платы за обращение с ТКО, не помогают. При этом после того, как контейнер забит травой, листвой и ветками после проведения жителями, управляющими компаниями или органами местного самоуправления субботника, для твердых коммунальных отходов просто не остается места. Мешки с мусором оставляют возле контейнера, на площадке образуется свалка ТКО, отвечать за ликвидацию которой обязан собственник земельного участка! Сложившаяся ситуация вынуждает нас обратиться в органы Роспотребнадзора по республике с заявлением о проверке деятельности, в первую очередь, управляющих компаний на предмет соблюдения ими законодательства об обращении с отходами. 
 
Дело будущего
В 2020 году в Мордовии было транспортировано на полигоны 2,3 млн куб. м твердых коммунальных отходов. Только в минувшем году по уведомлениям от регоператора собственниками земельных участков было ликвидировано около 15 свалок ТКО в регионе. 
– Основные задачи на будущее в рамках нацпроекта «Экология» указаны в территориальной схеме обращения с отходами Республики Мордовия. Первое, что предстоит сделать до 2024 года, это построить современные мусоросортировочный комплекс и межмуниципальный полигон, – отмечает Евгений Коньков. – Уже подана в правительство Республики Мордовия заявка на частную концессионную инициативу. Объем инвестиций на весь срок реализации концессионного соглашения (25 лет) составит почти 2 млрд рублей, объем инвестиций на первом этапе – 1,1 млрд руб. Мы надеемся, что наша заявка будет в ближайшее время рассмотрена, и правительством РМ будет запущена процедура подписания концессионного соглашения. Вторым этапом должно стать строительство мусороперерабатывающего завода по производству альтернативного топлива, а также линии компостирования органических отходов. Однако  его реализация будет зависеть от наличия источников финансирования и, возможно, бюджетной поддержки.
С.Родионова.

Personal web page Mordovia newspaper (с)