Химмашевский стрелок |
В Верховный суд передано дело о заказных убийствах Сотрудники СУ СК России по РМ завершили расследование уголовного дела о заказных убийствах начала 2000-х, жертвами которых стали небезызвестные в определенных кругах Рафаэль Усманов, Валерий Арюткин и Шамиль Нугаев. В исполнении убийств обвиняется Юрий Сорокин, который, по мнению следствия, входил в группировку «борисовских» и числился «штатным киллером». Помимо устранения неугодных, Сорокину инкриминируются такие серьезные статьи Уголовного кодекса, как «Участие в преступном сообществе», «Участие в вооруженной группе (банде)», «Покушение на убийство», «Незаконный оборот оружия». Уголовное дело насчитывает 51 том, 10 из которых составляет обвинительное заключение.
Шесть выстрелов для «шендяпинца» По данным следствия, первой жертвой Сорокина стал участник «шендяпинской» группировки Рафаэль Усманов. События относятся ко времени одной из криминальных войн, бушевавших в Саранске в начале миллениума. 23 августа 2001 года парня выследили в переулке Дачном возле дома №2, где располагалась масса различных фирм. Когда около часа дня 24-летний Усманов вышел на улицу, его встретили двое парней в масках и почти в упор открыли огонь. «Каратели» произвели в жертву шесть выстрелов, использовав, в том числе, излюбленный прием профессионалов – контрольный в голову. Позже неподалеку от места преступления был обнаружен пистолет ТТ и маски – шапки с прорезями для глаз. Однако дальше этих находок следствие тогда продвинуться не смогло…
Провинился ограблением О покушении на бизнесмена Валерия Арюткина (помимо предпринимательства он, по данным следствия, исполнял функции «заместителя» у криминального авторитета – лидера «Химмаша» Андрея Борисова) и последующем его убийстве вместе с охранником Шамилем Нугаевым ранее говорилось много и неоднократно. Как выяснили сотрудники отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по РМ, в этих преступлениях также был замешан Сорокин. По версии правоохранителей, инициатива об устранении «правой руки» исходила именно от Борисова. Ближайший соратник провинился тем, что без ведома шефа в конце сентября 2001 года устроил нападение на автобус предприятия «Лисма», перевозивший 6,5 миллиона рублей – зарплату работников светотехнического завода. Причем провернул «дельце» так изящно, что преступление не могли раскрыть 9 лет! Имена налетчиков стали известны лишь в 2010-м, когда из троих гангстеров в живых остался лишь один. Суд приговорил его к условному сроку наказания… Однако вернемся в начало «нулевых». После удачного ограбления Арюткин вложил добытый капитал в покупку магазина «Глобус» на Светотехстрое. По некоторым сведениям, это обстоятельство вызвало очередное недовольство Борисова: мало того, что подчиненный не согласовал с ним «операцию» с «Лисмой», так еще и не пополнил общак! Независимому соратнику оставалось жить полтора года. Впрочем, отмеренный срок мог быть и того короче, если бы не ангел-хранитель в виде тогдашнего начальника УБОП.
Наказание за своеволие Тучи над головой Валерия Арюткина сгустились 6 марта 2002 года. По данным следствия, в тот день киллеры засели в пустой квартире на первом этаже дома №33 по ул. Невского. Когда к дому подъехал Арюткин, они открыли огонь из автомата и пистолета. Жертва забилась под балкон, а в перестрелку с нападавшими вступил случайно проезжавший мимо начальник УБОП Виталий Глинский. Стрелкам удалось благополучно скрыться, а Арюткин был госпитализирован с ранениями живота, предплечья и грудной клетки. После этого случая Валерий передал свой бизнес «борисовским» и уехал в Ульяновск. Однако спустя год решил вернуться. Возвращение стоило ему жизни, причем в акции устранения, по версии следствия, вновь участвовал Сорокин. 19 марта 2003 года злоумышленники расстреляли Арюткина и его охранника Шамиля Нугаева (тоже, кстати, участвовавшего в ограблении «лисмовского» автобуса) в офисе на ул. Рабочей. На этот раз Виталия Глинского рядом не оказалось…
На очереди – руководители Несколько лет эти убийства оставались нераскрытыми. Пролить свет на случившееся удалось лишь после того, как в апреле 2009 года в результате масштабной спецоперации в Саранске были задержаны предполагаемый руководитель «Химмаша» Юрий Шорчев и его ближайшие сподвижники. Силовому захвату предшествовало обнаружение в ковылкинских лесах останков Андрея Борисова. Сорокин в это время находился в бегах. В том же году его объявили в федеральный розыск, но отловить беглеца удалось лишь 15 декабря 2012 года в Московской области. - Сначала Сорокин проходил по делу в числе десяти участников «Химмаша». Позже эпизоды с его участием были выделены в отдельное производство, поскольку обвиняемый признал вину в инкриминируемых ему преступлениях, активно сотрудничал со следствием, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, - сообщила старший помощник руководителя СУ СК России по РМ Наталья Афанасьева. - Остальные девять участников преступного сообщества продолжают знакомиться с материалами уголовного дела. Почти все эти девять человек, по словам следователей, являются верхушкой айсберга (т.е. «Химмаша»). К уголовной ответственности они привлекаются за создание и руководство ОПС и участие в нем, создание банды и участие в ней, нападения на граждан, незаконное хранение и приобретение оружия, вымогательства. Кроме того, «химмашевские» обвиняются в десяти убийствах, в том числе отца-основателя группировки Борисова, бизнесмена Манерова, соучредителя светотехстроевского рынка Сюбаева. Обвинение в организации ОПС и убийстве Борисова предъявлено Юрию Шорчеву. По мнению следствия, он возглавлял «Химмаш» вместе с Борисовым с конца 90-х, а после его устранения единолично руководил группировкой вплоть до задержания.
Кстати
«Работали» вместе, но друг друга не знали В ходе расследования были вскрыты весьма интересные факты о внутренней жизни преступного сообщества. «Как и в других группировках, здесь существовала строгая иерархия, пропагандировался здоровый образ жизни. Особое внимание уделялось конспирации, у «химмашевских» она была настолько серьезная, что бригадам – «пятеркам» - было запрещено общаться между собой. То же самое происходило и среди так называемых «киллеров». Они зачастую «работали» вместе, но знали друг друга только по кличкам. Дружеские отношения, посиделки за чаем (на спиртное было наложено строгое вето) – категорически не приветствовались», - рассказали представители следствия.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |