В историю можно войти, а можно вляпаться

 Легенду футбольной «Мордовии» приглашают в суд

Один из лучших игроков в истории мордовского футбола (среди иногородних – так абсолютно точно лучший) Руслан Мухаметшин, забивший 99 мячей в 233 матчах, всерьез рискует своей доселе безупречной репутацией и может оказаться на скамье подсудимых по обвинению в организации нелегального игорного бизнеса. Статья 171.2 УК РФ предусматривает максимальное наказание до 4 лет лишения свободы, и это не считая крупного, в один миллион рублей, денежного штрафа. На скамье подсудимых вместе с экс-капитаном и тренером саранской «Мордовии» могут оказаться трое его товарищей по азартному «бизнесу» – Романов, Рожков и Кузенков. К сожалению, нам пока известны только фамилии подозреваемых. Руслан Мухаметшин, как всем известно, уроженец Казани, трое остальных мужчин местные. 
По данным Следственного управления СК России по Республике Мордовия, деятельность группировки на территории республики продолжалась с ноября 2017 года по февраль 2020 года. Напомним, что сам Руслан Мухаметшин (пока его роль и «функционал» в преступном сообществе до конца не ясны) в этот период времени оставался действующим игроком и начинающим тренером. Это важное обстоятельство, но об этом чуть ниже.
Для проведения азартных игр они брали в аренду нежилые помещения в Саранске и Ковылкине. Известно, что всего подпольных игорных клубов было четыре. У каждого из них было свое неофициальное название. Например, клуб на ул. Большевистской в Саранске назывался «Большевичка», другой клуб – «Чайхана» и т.д.
Внешне заведения выглядели как легальные букмекерские конторы. Свою деятельность они прекратили 1 февраля 2020 года, когда туда с обысками нагрянули силовики из региональных СК, МВД и ФСБ при силовой поддержке спецназа Росгвардии. Следователи смогли доказать извлечение прибыли в размере 1,5 миллиона рублей. Хотя фактическая сумма может быть гораздо больше. Мухаметшин, Романов и Кузенков своей вины не признали, с них была взята подписка о невыезде. Рожков же был арестован. Установлено, что мужчина состоял еще в одной группе, которая также занималась незаконной игорной деятельностью.
«Участники организованной группы, – прокомментировали в Следственном управлении СК России по Республике Мордовия, – соблюдали определенные меры конспирации. В частности, их деятельность была завуалирована под якобы законную – по осуществлению приема ставок на спортивные события». Кроме чистого беттинга, «контора» занималась сделками по возмездному получению услуги облачного майнинга и отчуждению имущественных прав на единицы криптовалюты с визуализацией данного процесса в виде электронных азартных игр. То есть модными сейчас биткойнами и другими криптовалютами.
Следствие по этому уголовному делу окончено и с утвержденным обвинительным заключением в самое ближайшее время будет направлено на рассмотрение в Ленинский районный суд города Саранска.
А теперь возвращаемся к сноске. Итак, в ноябре 2017-го, когда 36-летний на тот момент Мухаметшин после полугодичного пребывания в казахстанском «Таразе» в очередной раз вернулся в «Мордовию», его карьера, очевидно, клонилась к закату. И, возможно, уже тогда в его голове стали появляться предательские мысли: «Если не получится связать свою дальнейшую жизнь с футболом, что тогда?». 
Мы помним, что после неожиданно скромного ухода (ради такого игрока клуб мог бы и организовать что-то вроде прощального матча с качанием на руках) летом 2019-го Мухаметшин получил одну из «младших» тренерских лицензий («В»), позволяющую работать с командами ПФЛ или молодежным составом клубов РПЛ и ФНЛ, а также временно, не более одного месяца, с командами РПЛ или ФНЛ. Собственно говоря, эту самую опцию Руслан и активизировал поздней осенью 2019 года. «Мордовия» тогда, напомним, барахталась на самом дне ФНЛ. 
Здесь крайне важен морально-этический аспект проблемы. Хотя в России на законодательном уровне не существует запрета для действующих игроков заключать пари в БК (за исключением тех случаев, когда речь идет о собственной команде), в ряде европейских стран такой запрет прописан и успешно функционирует. В разные годы к штрафным санкциям привлекались такие именитые футболисты как Джанлуиджи Буффон («Ювентус», сборная Италии), Пол Скоулз (экс-«Манчестер Юнайтед» и сборная Англии, на тот момент тренер английского клуба «Олдэм Атлетик») и Дэниэл Старридж (экс-«Ливерпуль» и сборная Англии). Так что пора и нашим законодателям задуматься о введении такого же закона для всех футболистов и тренеров профессиональных команд.
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)