Книга без жалоб

 Новшества для потребителей в 2021 году

Все мы – потребители: покупаем многочисленные товары и заказываем различные услуги. Что меняется для нас в текущем году? Как защитить свои права?  Об этом и многом другом в интервью журналисту газеты «Мордовия» рассказала председатель Совета Мордовского регионального отделения «Объединение потребителей России» Валентина Слепинская.
 
Селфи у прилавка
– Валентина Юрьевна,  с 2021 года вступили в силу новые правила продажи товаров в розницу. Что изменилось принципиально?
– Новые Правила розничной торговли содержат ряд новелл, которые учитывают сложившуюся практику прошлых лет. Например, теперь появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ. Ранее работники торговли могли это игнорировать. Нововведение позволит потребителю оценить  обоснованность позиции продавца и поможет ему определиться: стоит ли обращаться за защитой своих прав и интересов в суд, контрольно-надзорные органы. Надеемся, что это сократит количество жалоб потребителей на действия недобросовестных, а иногда просто непросвещенных продавцов. 
Ещё одно важное новшество – теперь в торговых объектах не допускается ограничивать права потребителей на поиск и получение различной информации, подчеркну, в любых формах и из любых источников. Это значит, что разрешается  и фотографировать товар, если, конечно,  такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров РФ. Исключение составляют лишь места, которые не предназначены для свободного доступа потребителей. Таким образом, любой человек вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми он столкнулся в магазине. Это нововведение очень обрадовало Мордовское региональное отделение «Объединение потребителей России». В рамках проведения общественного контроля теперь мы можем осуществлять фотосъемку нарушений без каких-либо споров с продавцами.
 
Доверят и не проверят
– Есть ли новшества в сфере дистанционной торговли? Она набирает всё большую популярность…
– Теперь при покупке товаров в Интернет-магазинах продавец предоставляет потребителю подтверждение о том, что заключен договор розничной купли-продажи. Оно должно содержать номер заказа, который позволит получить информацию об условиях покупки. В любом случае, мы рекомендуем потребителям прежде, чем приобрести что-либо онлайн, обязательно ознакомиться с договором розничной купли-продажи, а уже потом осуществлять оплату товара. Если такой возможности нет, то лучше отказаться от покупки. Так как уже на стадии выбора товаров, продавец нарушает действующее законодательство, что в дальнейшем может вызвать споры.
Кроме того, при доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается по указанному адресу, а при отсутствии потребителя, теперь – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа. Таким образом, родственникам или совместно проживающим с заказчиком лицам больше не надо предъявлять доверенность, паспорт или иные документы. Однако стоит учесть, что договором могут быть предусмотрены более строгие правила, к примеру, при доставке дорогостоящих товаров.
– Расходы  на возврат товара надлежащего качества по-прежнему несёт потребитель?
– Нет. Теперь допускается, что расходы на возврат товара надлежащего качества может нести и продавец. Договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара в магазин. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.
– В каких случаях нужно требовать товарный чек?
 – При покупке технически сложных товаров бытового назначения, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, животных, растений или мебели. Если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату таких товаров, не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии). Тогда такая информация должна быть конкретизирована в товарном чеке. Если вовремя об этом не позаботиться, то при обнаружении недостатков у товара, может, например, возникнуть спор между потребителем и продавцом о месте его приобретения.
– Правда, что теперь автовладельцы на АЗС могут узнать происхождение бензина?
– Да. Всем автовладельцам, желающим уточнить происхождение и производителя топлива на АЗС, теперь можно ссылаться на пункт 71 новых Правил. В соответствии с ним продавец обязан по требованию потребителя представить заверенную собственником АЗС или лицом, эксплуатирующим автозаправочную станцию, копию документа о качестве (паспорт), где будет указано наименование изготовителя, нефтебазы и фактического адреса, с которого произведена отгрузка топлива на автозаправочную станцию, а также размер партии топлива и дата отгрузки.
 
Жалуйтесь в социальных сетях
– Книга отзывов и предложений теряет былую силу. В конце 2020 года Минпромторг посчитал ее пережитком прошлого и исключил из оборота. Объединение потребителей России предлагает все же вернуть книгу. Почему?
– По новым правилам у продавцов теперь нет обязанности иметь книгу отзывов и предложений. На наш взгляд, это осложняет ситуацию для потребителя. Иногда продавцы, злоупотребляя своими правами, отказывались принимать претензию в письменной форме, составленную в интересах потребителя. В таком случае мы прибегали к помощи книги отзывов и предложений, где была изложена суть претензии.
– Сейчас принято отзывы о покупках выкладывать в Интернете. Это поможет потребителям?
– У крупных торговых сетей есть свои странички в социальных сетях. Хочется верить, что  любая обнародованная жалоба будет рассмотрена незамедлительно. 
 
Бесплатные услуги
– Куда могут обратиться потребители, чтобы получить бесплатную консультацию по защите своих прав?
–  В случае, если нарушаются права и интересы потребителей, то можно обратиться за правовой помощью  к нам. Мордовское региональное отделение «Объединение потребителей России» внесено в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Мы проводим консультации по вопросам защиты прав потребителей; оказываем содействие  при составлении претензий, а также исковых заявлений к продавцам (исполнителям работ, услуг). Все услуги оказываются бесплатно.
 Тел. МРО «Объединение потребителей России»: (8342) 31-19-02. Свой вопрос можно отправить по электронной почте (opr-rm@yandex.ru). Важная и полезная информация размещается на сайтах организации (www.potrebitel-rm.ru, www.tko-rm.ru).
С.Медведева. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)