Найден, жив! |
Как общественная организация в Мордовии помогает разыскивать пропавших без вести Объявления о пропавших без вести жителях Мордовии появляются регулярно. Разыскиваются то подростки, ушедшие из дома, то забывчивые пенсионеры, то молодые люди, которые «как в воду канули»… О том, как общественная организация «Поиск 13 регион» помогает сотрудникам полиции, – в нашем материале.
В новом статусе
Организация «Поиск 13 регион» объединяет порядка 30 человек. Это люди разного возраста и различных профессий. Разыскивать «потеряшек» – для них больше, чем банальное хобби. В первую очередь, это огромное желание помочь другим найти близких людей. Председателю организации Наталии Романчевой на собственном опыте пришлось узнать, как бывает непросто разыскать пропавшего человека.
Пять лет назад у нее пропал родной брат Александр Толоконцев. Утром он выехал из Саранска в Большие Березники. Его автомобиль, телефон и куртка с документами были найдены в лесу рядом с селом, а вот молодого человека больше никто не видел.
Тогда девушка решила создать поисковый отряд. К ней примкнули еще несколько энтузиастов-добровольцев. Так образовалась небольшая группа в социальных сетях по поиску пропавших людей в Мордовии, которую и возглавила Наталия – художник по образованию и следопыт в душе.
Благодаря поддержке молодежного комитета у группы появился свой офис и первые рации.
– В 2019 году наш поисковый отряд получил статус общественной организации, – рассказывает Наталия, – что дало нам больше возможностей для развития своей деятельности. Теперь у наших активистов есть удостоверения, которые дают нам больше прав. К примеру, мы можем посмотреть записи с видеокамер в торговом центре, забрать потерянного ребенка и передать его родителям. Заключены соглашения с МВД и МЧС. Благодаря фонду президентских грантов мы смогли купить палатку, компасы, современные рации и принтер.
Операция «Поиск»
Добровольцам чаще всего приходится искать подростков, которые уходят из дома, стариков с потерей памяти, а также загулявших молодых людей, но они, как правило, находятся быстро.
– Если человек пропал, то заявлять об этом необходимо как можно раньше, не надо ждать трое суток, – отмечает Наталия. – Мы начинаем поиски только после того, как родственники обратились в полицию. Первым делом публикуем информацию о пропавшем человеке в различных социальных сетях, расклеиваем объявления в общественных местах. Хочу сказать, что уже на этом этапе зачастую удается выйти на след пропавшего. Так однажды мы искали бабушку в Саранске. Она закрыла квартиру на ключ и ушла в неизвестном направлении. Благодаря размещенной информации в Интернете нашелся человек, который видел эту бабушку и даже знал, где ее искать. Она оказалась в стационаре. Хотя до этого мы, так же как и следователи, обзванивали все больницы, но результата не получили. Или еще один случай. Меня в социальных сетях разыскала женщина из Тольятти с просьбой найти ее маму, которая потерялась в Мордовии. Она купила билет на поезд и пропала. Я бросила «клич» в социальных сетях и узнала, что ее видели на автобусной остановке в Рузаевке. Оказалось, что у женщины было серьезное заболевание, случались провалы в памяти. Она не смогла найти свой билет, и ее высадили из поезда. Сумки женщина оставила на лавочке и пошла в неизвестном направлении. Так, благодаря случайной прохожей пенсионерка нашлась.
Поле деятельности поискового отряда не ограничивается только работой за компьютером и обзвоном родственников. Нередко добровольцам приходится прочесывать местность, а это несколько десятков километров в день.
– Никогда не забуду ельниковский лес со змеями, – рассказывает Наталия. – Там мы два дня подряд искали пропавшего мужчину. Вместе с сотрудниками полиции и местными жителями. В первый день прошли 18 километров, во второй – 21 километр. Сначала мы нашли почти все вещи потерянного, причем они были в разных местах, а некоторые вообще разорваны по клочкам. К сожалению, мужчина был найден мертвым. Причиной смерти стало переохлаждение.
«Мы не супергерои»
Поисковый отряд активно сотрудничает с домом ночного пребывания в Саранске. Дело в том, что среди его постояльцев может оказаться человек, которого считают без вести пропавшим.
– Всё началось с Рушана Сысуева, – рассказывает Наталия. – Его еще СМИ прозвали «интеллигентный бомж». Он жил на теплотрассе и любил читать книги. Его подкармливали неравнодушные граждане. Мы заинтересовались судьбой Рушана. Документов у него, конечно же, не было. После проведенной работы удалось установить сведения о нем. Впоследствии они подтвердились. Рушан считался уже лет 10 как без вести пропавшим. Он ушел из социального учреждения, где постоянно проживал. Благодаря нашим стараниям бездомный был возвращен в интернат.
С тех пор поисковики стали постоянно наведываться в ночлежку. В гости они приходят не с пустыми руками – приносят бездомным еду, которую готовят сами, собирают необходимые вещи.
Чтобы искать пропавших людей, нужно не только огромное желание, но и возможность найти свободное время. К тому же, все транспортные расходы и распечатка ориентировок оплачиваются за свой счет.
– Раньше мы делали ставку на студентов как на менее занятых, но прогадали с этим, – рассказывает Наталия. – В составе организации в основном более зрелые люди, семейные, которые со всей серьезностью подходят к делу. Мы не супергерои! Каждый выполняет общее дело по мере своих сил. Например, сейчас у нас есть две «декретницы», которые не могут прочесывать местность и расклеивать ориентировки, но они занимаются обзвоном и готовят обеды для бездомных.
Еще добровольцы постоянно совершенствуются, активно сотрудничают с поисково-спасательными отрядами других регионов.
Так, недавно отряд добровольцев, принял участие в обучающей программе, условия которой были приближены к реальному поиску в природной среде, а это и поиск в ночном лесу, и эвакуация условно пострадавшего из заброшенного здания, транспортировка пострадавшего из воды, отработка навыков поиска при прочесе местности. Как результат, команда «Поиск 13 регион» заняла пятое место из десяти среди поисковых команд нескольких регионов.
– Мы гордимся достигнутыми результатами этих соревнований, – говорят поисковики-спасатели. – Чтобы быть в форме, нужно постоянно совершенствоваться.
– Для нас нет принципиальной разницы, кто первым нашел человека – мы или полиция, – отмечает Наталия. – Мы работаем в тесном сотрудничестве – главное, чтобы результат был получен. Отмечу, что розыск не имеет сроков давности, поэтому прекратить искать человека могут только в одном случае – если его найдут.
С.Медведева.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |