Без права на забвение

 75 лет назад в Германии открылся Нюрнбергский процесс –судебный процесс над бывшими руководителями 

гитлеровской Германии
Весь современный мир, его архитектура, важнейшие политические институты, такие как Организация Объединенных Наций, возник после окончания Второй мировой войны на основании итогов Ялтинской и Потсдамской конференций и Нюрнбергского трибунала. Система, которая, как многим казалось, создавалась на века, сегодня рушится прямо на наших глазах. В истории все развивается по спирали, и было бы гигантским заблуждением считать, что то, что случилось когда-то, не может повториться вновь… 
 
Город с тысячелетней историей
Старинный Нюрнберг когда-то был столицей Первого рейха, «Священной Римской империи германской нации» – гигантского квази-государства в центре Европы. По одной из версий, там, где ныне высится Императорская крепость (Кайзербург), примерно две тысячи лет назад стояло римское укрепление Неронберг, названное в честь императора Нерона. Отсюда, якобы, и название города, но это неточно… Именно здесь император Карл IV в 1356 г. издал знаменитую Золотую буллу, которая на многие годы вперед определила порядок избрания нового императора. В 1423 г. Сигизмунд I передал сюда коронационные регалии, и они хранились вплоть до наполеоновских войн, пока их не перевезли в Вену.
Значение Нюрнберга для общеевропейской материальной культуры трудно переоценить. Инженер Петер Хенляйн собрал здесь первые карманные часы, а географ Мартин Бехайм – первый глобус. Тут в 1525 г. было издано сочинение Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», перевернувшее представление миллионов людей о законах мироздания. В Нюрнберге появились первые наперсток для шитья, кларнет и токарный станок, еще в 1659 г. началось фабричное изготовление карандашей. Средневековый Нюрнберг имел славу европейской столицы игрушек, еще в начале XX в. в городе было 243 фабрики игрушек! Здесь пекли знаменитые рождественские пряники и готовили баварские колбаски (братвюрстхен). 
Вплоть до открытия регулярного судоходства через Атлантику и Тридцатилетней войны (1618-1648) город процветал. В Нюрнберге творил великий Альбрехт Дюрер, философ Гегель, физик Ом и многие другие светлые умы науки.
Но была в истории города и другая, бесславная страница, которую написали идеологи Третьего рейха. Адольф Гитлер называл Нюрнберг «самым немецким из всех немецких городов». Поэтому ему была оказана «великая честь». Нюрнберг стал столицей съездов НСДАП, которые с невиданным размахом проводись ежегодно в сентябре с 1933 по 1938 гг. Последний собрал более одного миллиона человек. Партийные съезды был не только грандиозным спектаклем по возвеличивании идеологии национал-социализма, но и эпицентром переформатирования ментальности немцев в нужном для вождей Третьего Рейха направлении. Знаменитая киноагитка Лени Рифеншталь «Триумф воли» появилась именно в этом городе. А принятые в 1935 г. Нюрнбергские расовые законы послужили «юридическим» обоснованием для преследования и уничтожения миллионов евреев, цыган и прочих «унтерменшей». Наверное, поэтому в конце Второй мировой войны до 90% зданий города было частично или полностью разрушено.
 
Процесс
20 ноября 1945 года во Дворце юстиции Нюрнберга открылся процесс над фашистскими преступниками, который отныне прочно ассоциируется с именем города. Перед Международным военным трибуналом из восьми судей, представлявших четыре страны антигитлеровской коалиции, предстала группа бывших руководителей Третьего рейха, которым были предъявлены обвинения в военных преступлениях. Обвинительное заключение, подготовленное командами прокуроров з США, Великобритании, Советского Союза и Франции, содержало четыре пункта: преступления против мира, преступления против человечности, нарушение законов войны и заговор с целью совершения данных преступных действий. 
Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще никогда не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба Вермахта.
Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т.д.
В зале суда и на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали сомнений.
Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.
Процесс продолжался почти 11 месяцев, и, как итог, 30 сентября и 1 октября 1946 г. так называемый «Суд народов» вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них трибунал приговорил к повешению. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы, хотя советская сторона выступала решительно против такой избирательности. Ведь суд, по сути, оправдал, не только несколько одиозных персонажей из руководства Третьего рейха, но и целые структуры: правительство Германии, Верховное командование, Генштаб и СА.
Этому не стоит удивляться. Ведь после знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля, произнесенной в самый разгар процесса 5 марта, союзники, еще вчера монолитные в борьбе против общего врага, превратились в непримиримых соперников. А потому многие «военные специалисты» с руками по локоть в крови, вместо того, чтобы затрепыхаться на виселицах, поступили на службу к новым хозяевам «свободного мира». Имеются десятки неопровержимых свидетельств того, как бывшие эсэсовцы и солдаты из «айнзацгрупп», запятнавшие себя многочисленными военными преступлениями, потом служили во Французском иностранном легионе, «отличились» во Вьетнаме, в Аргентине, Чили и в других региональных конфликтах по всему миру. 
 
Без срока давности
У военных преступлений, кровавых преступлений против человечности нет, и не может быть никакого срока давности – таков основной мотив международного форума «Уроки Нюрнберга», проходившего в Москве в Музее Победы на Поклонной горе. Обращаясь к его участникам, российский президент Владимир Путин заявил: «Мы постоянно обращаемся к урокам Нюрнбергского трибунала, понимаем их важность для отстаивания истин исторической памяти, для того чтобы доказательно, аргументировано противостоять намеренным искажениям и фальсификации событий Второй мировой войны, особенно бессовестным, лживым попыткам реабилитации и даже героизации нацистских преступников и их пособников. Скажу больше: долг всего мирового сообщества — стоять на страже решений Суда народов, потому что речь идет о принципах, которые лежат в основе ценностей послевоенного миропорядка и норм международного права».
В Саранске в Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945 гг. в этот же день состоялось открытие выставки рисунков военного корреспондента Николая Жукова, который побывал на сорока заседаниях военного трибунала и сделал более 200 рисунков. 35 из них, бесценных свидетелей эпохи, хранятся сейчас в нашем музее.
Научный сотрудник музея Юлия Горбунова рассказывает: «Ему приходилось держать в одной руке бинокль, а другой рукой рисовать то, за чем он успевал следить». Николай Жуков старался делать рисунки максимально реалистичными, и передать не столько внешность участников процесса, сколько характер и зловещие черты главных военных преступников. Чтобы подчеркнуть свое презрение к ним, Николай Жуков придумал специальную технику рисунка, выводя на черном фоне белые очертания лиц Геринга, Гесса, Кальтенбруннера, Заукеля, Штрайхера и других одиозных лидеров Третьего рейха, которые вынашивали планы по полному уничтожению нашей страны, в чьих мыслях город Ленинград, например, должен был превратиться в бетонную крошку, а миллионы наших сограждан – в «топливо» для печей в концлагерях.
К большому сожалению, современную политику в Западной Европе делают 40-50-летние люди, родившиеся в сытые 70-е и сумасбродные 80-е годы XX века. Люди, которые не помнят, не знают и не хотят ничего знать об исторической правде о той войне. Еще обиднее за наших недавних друзей по «социалистическому лагерю», которые эту правду изучали в школе, но она им – сегодняшним – очень неудобна и мешает жить. Так же, как памятник маршалу Коневу в шестом квартале Праги. Действие «прививки», сделанной миру ровно 75 лет назад, судя по всему, подходит к концу. Опыт соседних государств (Латвия, Эстония, Украина), где по улицам носят портреты бывших эсэсовцев и карателей, должен стать предостережением для нашей молодежи. Ведь все эти «театральные постановки» рассчитаны именно на нее.
А. Пьянзин.

Personal web page Mordovia newspaper (с)