Точки роста

 Ученики Саловской школы Лямбирского района осваивают передовые технологии

Cаловская школа меняет свой облик. Девиз ее директора Валентины Егоровой – у сельских ребят образовательная среда должна быть не хуже, чем у городских учеников. О том, какие новые возможности появились у школьников в Лямбирском районе, - в нашем материале. 
 
Меньше – не хуже
Саловская школа находится в пос. Совхоз «Коммунар». Все объясняет удивительная и давняя история. Оказывается, первоначально «началка» для крестьянских детей появилась в селе Саловка, но потом образовался Коммунар – будущая яблочная житница Мордовии. В совхозе построили двухэтажную школу. Учителя из Саловки перешли на новое место, но по их просьбе было решено сохранить историческое название первой школы. Современное здание образовательного учреждения было сдано в эксплуатацию в 1970 году. Сейчас в Саловской школе обучаются дети из Коммунара, Саловки, Новой Михайловки и из Смолькова привозят учеников на школьном автобусе. 
Всего в школе 16 педагогов и 80 учащихся. 
– Когда я еще здесь училась, то  было более 500 учеников, – вспоминает директор школы Валентина Егорова. – В одном классе – сорок человек. К сожалению, как и по всей России, сказалась демографическая проблема. Сейчас у нас в классах по 7-11 детей. 
Но меньше – это не значит, что хуже. В каждом классе школы есть интерактивная доска, мультимедиапроектор  и ноутбук. Даже в актовом зале имеется  компьютерная техника для проведения различных мероприятий. Хорошо оснащен кабинет информатики – здесь каждый ребенок индивидуально работает за отдельным компьютером.
В сельской школе есть футбольный стадион с искусственным покрытием, современные баскетбольная, волейбольная и гимнастическая площадки. Однако свое отличие от городских школ все-таки имеется: здесь  есть учебно-опытное хозяйство –  яблоневый сад (50 соток) и большой огород.
– Школьное питание у нас очень вкусное и дешевое, потому что выручают свои фрукты и овощи. В этом году собрали 350 ведер картофеля, 50 ведер томатов, 48 – моркови, 45 – лука, – поясняет Валентина Ивановна. – Трудовая составляющая очень важна для гармоничного воспитания личности.
 
Новые профили
Но  это вовсе  не  значит, что саловские школьники – будущие агрономы. Вполне вероятно, что их захватит инженерная мысль или увлекут информационные технологии. 25 сентября на базе школы начинает  работу Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Это стало возможным благодаря национальному проекту «Образование».
Напомним, что региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими школами. В последних «прописываются» квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, 3D-принтеры и роботы, а это значит, что уроки будут проходить уже совсем в ином формате. 
Сельские школьники попробуют себя и в робототехнике, и в 3D-моделировании. 
– Мы получили богатейший материал, который позволит вывести обучение на новый уровень, – подчеркивает Валентина Егорова. – В рамках данного проекта еще будет допоставка ноутбуков, что также очень важно. Теперь у нас оборудованы два кабинета для проектной деятельности, зона отдыха, где дети смогут поиграть в шахматы. Основные цели Центра – формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков по технологии, информатике, основам безопасности жизнедеятельности и другим предметным областям, а также во время внеурочной деятельности и в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Задачи Центра:  обновление  компетенций, создание условий для реализации разноуровневых общеобразовательных программ; создание целостной системы дополнительного образования; формирование социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся; развитие шахматного образования и т.д. 
 
Повысить скорость
Но даже все самые современные технологии были бы бессильны без высокоскоростного Интернета. Тут уже на помощь школе пришел национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». Благодаря его важной составляющей – «Информационной инфраструктуре» –Саловская школа, как и другие социально-значимые объекты в Мордовии, была подключена к скоростному интернету. Напомним, что по проекту скорость доступа в глобальную сеть для сельских школ сейчас составляет до 50 Мбит/с.
Интернет, конечно, здесь был и раньше, но его скорость оставляла желать лучшего. Учителя вспоминают, что загрузку сайтов приходилось ждать чуть ли не целый урок, а когда и дольше. Иногда электронные ресурсы вообще не открывались. Но с конца прошлого года все изменилось.
– Разница просто колоссальная, – отмечает Валентина Егорова. – Сейчас интенсивность и качество работы изменились в разы. Учителя и ученики этому очень рады! Современную школу уже нельзя представить без высокоскоростного Интернета. Это необходимость! 
– Благодаря высокоскоростному Интернету уроки стали более визуальными, поэтому дети лучше усваивают информацию, – рассказывает зам. директора по учебной работе, учитель информатики Евгения Захарова. – Высокоскоростной Интернет позволяет нам использовать возможности цифровых образовательных ресурсов, онлайн мониторингов и тестирований. Школьники стремятся к современным технологиям. Вообще, кабинет информатики у нас никогда не пустует; он занят до 16.30. Вся техника в рабочем состоянии. Детям нравится искать важную информацию в глобальной сети. От всевозможных Интернет-угроз у нас установлен контент-фильтр, поэтому школьники защищены от негативной информации. 
– Чем больше скорость Интернета, тем комфортнее работать педагогам и детям, – подчеркивает учитель русского языка и литературы Евдокия Дуборкина. – Интернет сегодня необходим каждому учителю и каждому ребенку. Глобальная сеть помогает  подготовиться к различным мероприятиям, а также к экзаменам. Детям интересна интерактивность, а потому они лучше усваивают материал. Педагогам Интернет позволяет делать уроки более насыщенными, подключать режим видеоконференций, скачивать и обрабатывать необходимую информацию. 
– Активно пользуемся Интернетом при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ, – продолжает учитель истории и обществознания Ксения Пащанина. – Многие выпускники выбирают экзамен по обществознанию, так как считают предмет легким, но проходной балл по нему  высокий. Подготовиться к нему на должном уровне помогают электронные ресурсы. Если раньше мы использовали только бумажные материалы, то теперь всю информацию можно вывести на интерактивную доску. Это очень удобно и результативно. 
Современные сельские школьники уже не представляют, как можно учиться без Интернета. Он открывает доступ к электронным библиотекам, новым обучающим платформам и технологиям. Учиться с каждым днем становится все интереснее. 
А вот списать ответы из Интернета, по словам директора Саловской школы, в электронных ресурсах у школьников не получится. Когда в классе всего 10 человек – каждый ученик на виду. И отвлекаться теперь точно никто не будет. Учителя могут заинтересовать ребенка, что называется по последнему слову техники. По мнению Валентины Егоровой от цифровизации должны выиграть все участники образовательного процесса: и учителя, и школьники, и их родители. 
С.Родионова.

Personal web page Mordovia newspaper (с)