Страсти вокруг «дистанционки»

 Родители школьников обеспокоены внедрением цифровых технологий в образовательный процесс

Пока чиновники рапортуют о начале нового учебного года в привычном формате, родители школьников все равно переживают: что будет дальше? Не заменят ли их детям книги на гаджеты? Не вытеснит ли со временем «дистанционка» классическое обучение? Неравнодушные граждане по этому поводу даже обратились в Министерство образования Мордовии и теперь ждут официальный ответ. Подробности – в нашем материале.
 
Смотрю в… компьютер
У жительницы Саранска Екатерины (просила не называть ее фамилию) сын пойдет в первый класс. Она на своем опыте еще не знает, что такое дистанционное обучение, но уже бьёт тревогу.
– Очень много слышала про эту форму обучения и все отзывы – нелестные, – говорит она. – Я не понимаю, как можно учить ребенка на расстоянии! А у нас – первый класс! Очень переживаю…
Найти единомышленников оказалось несложно. Родители многих школьников еще до сих пор не могут отойти от завершения минувшего учебного года. Даже три месяца отдыха не сгладили былых впечатлений. Сегодня дистанционное образование многим кажется не менее страшным, чем коронавирус. Последний лечится, а вот последствия надомного обучения еще неизвестно как аукнутся. 
Противники учения на дистанции объединились, и так появилось официальное обращение в Министерство образования РМ. Но это только первая инстанция. Заявление от родительской общественности Мордовии будет передано еще в республиканское Управление Роспотребнадзора  и другие ведомства.
– За 2 недели мы собрали 800 подписей, и этот процесс продолжается, – говорит Екатерина. – На сегодня их уже почти 900. Мы – не первые. Этот процесс идет по всей России. Я знаю, что подобное обращение чиновникам отправили родители в Пензе, Самаре и других городах. 
Заявители опасаются внедрения «Цифровой образовательной среды» (является частью национального проекта «Образование» - авт.) из-за того, что якобы часть школьников с помощью современных электронных технологий переведут на дистанционное обучение. А что это такое многие теперь знают уже не понаслышке. 
– Понятно, что для цифрового образования потребуется электронное оборудование. А что, если его в семье нет, – вопрошают родители. - Навряд ли всех нуждающихся обеспечат планшетными компьютерами. Это мероприятие гораздо затратнее, чем покупка обычных учебников. Что получится в итоге: возможность есть – занимайтесь, нет – отдыхайте? 
Но это, повторимся, позиция родительской общественности.
– Замена бумажных учебников, книг и тетрадей индивидуальными планшетами, смартфонами, электронными учебниками, использование интерактивных досок, беспроводного интернета, изменение методики обучения, способа и системы оценок, перевод учителями урока в электронный вид – это позволит в ближайшем будущем превратить педагогов в «наставников, направляющих и ориентирующих детей в цифровом образовательном пространстве» или просто заменить их искусственным интеллектом, – поднимают еще одну проблему заявители. – Учеников переведут на цифровую платформу и в школе, и дома.
А это уже вторая сторона «медали». Если все время смотреть в гаджеты, то здоровья точно не прибавится. 
– Дети будут вынуждены часами сидеть за компьютером, что лишит их физической активности и нормального общения в коллективе, – считают родители. – Всё это оказывает крайне негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей: портится зрение, появляются головные боли, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность и агрессивность, нервные срывы, общий упадок сил, снижается иммунитет. У детей, погруженных в интернет, формируется цифровая зависимость, которая ведёт к изменениям в развитии мозга и психологическим проблемам. 
По мнению заявителей, обучение с помощью электронных технологий в целом не меньшее зло, чем «дистанционка». 
– С 1 сентября в четырнадцати регионах уже начинают внедрять цифровую образовательную среду. Пока это будет эксперимент, но очередь дойдет и до нас! – сокрушается родительская общественность. 
 
Пока не прощаемся
Чиновники от образования заверяют,  что переход на постоянное дистанционное обучение – это фейк, основанный на слухах, и не более того. 
– Традиционное обучение не будет и не может быть полностью заменено дистанционным, – сообщили в Министерстве образования РМ. –  Перейти на дистанционное обучение в марте 2020 года школы были вынуждены в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. С 1 сентября учебный процесс в школах республики будет проходить в обычном штатном режиме, но с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Переход на дистанционное обучение предусмотрен в случае ухудшения эпидемиологической ситуации.
То есть, пока с ним не прощаемся…Но оставляем его на крайний случай.  Ясно, что «дистанция», если она и будет, то это вынужденная и временная мера, которая позволит сократить риски заражения детей, учителей и их семей, а не блажь системы образования. 
Что касается электронной образовательной среды, то ее не надо путать с «дистанционкой». Эти понятия не тождественны.
– Речь идет не о замене одного вида обучения – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, – неоднократно повторял в интервью министр образования РФ Сергей Кравцов. 
Другими словами, цифровая среда как требование времени, станет лишь дополнением к традиционному обучению. В целом, цель цифровой образовательной среды – благая:  обеспечить школы высокоскоростным интернетом.  У каждой общеобразовательной организации появится возможность использовать материалы федеральных платформ, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования. Посмотрим, что покажет эксперимент…
Стоит дождаться и официального ответа от Министерства образования РМ.  В ближайшее время мы вернемся к этой теме и надеемся, что это будет не из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. 
А пока школьники, как и прежде, сядут за парты, и в портфелях у них будут лежать обычные книги.
С.Медведева.

Personal web page Mordovia newspaper (с)