Не сойти с дистанции

 Как проходит обучение школьников в Мордовии

Дистанционное обучение школьников на время подвинуло на второй план даже новости про коронавирус. По крайней мере, для учеников и их родителей, учителей. О том, как реализуется новая форма обучения в Мордовии, - в нашем материале.
 
Целый день – с компьютером
Дистанционное обучение меня как маму пятиклассника застало врасплох. Я, конечно, знала, что от него никуда не деться, но не предполагала, что это окажется так сложно. Со стороны такое обучение, в сегодняшних условиях, наверное, видится идеальным. Ребенок находится дома. Его ничто не отвлекает от уроков – не надо спешить на секции и даже на улицу идти не придется. Контрольные сначала проверят родители! В удобное для себя время просматривай заданный материал и спокойно делай домашнее задание, которое потом отправишь учителю в электронный журнал. Не надо гладить школьную форму, собирать портфель. «Классную работу» можно выполнять, сидя в тапочках и попивая чай. Красота, да и только!
На деле все оказалось совсем не так. Подтвердились только последние два пункта: про форму и чай. Столько времени урокам я не уделяла даже, когда мой сын учился в первом классе. Задания в электронный журнал посыпались стихийно, то есть утром заходишь – ничего нет. Весь день ребенок отдыхает, а вечером просто диву даешься: сколько всего ему нужно выполнить (оказалось, что причина тому – в сбое «электронного журнала»: сервер просто не выдерживал такого потока обращений). Надо отдать должное учителям, с самых первых дней в нашем классе начались инновационные формы работы. Видеоуроки в режиме конференций и онлайн-самостоятельные работы. Первое время педагоги про обычные бумажные учебники, кажется, совсем забыли. А дети и их родители схватились за головы! На какой сайт зайти, как правильно зарегистрироваться, где посмотреть результаты и т.д. 
Задания сыпались как из рога изобилия. Два изложения, сочинение по литературе и несколько онлайн-тестов по разным предметам… Ребенок сказал, что им в обычном школьном режиме столько не задавали!  Почти целый день он проводил, глядя в компьютер: то смотрел видеоуроки, то делал домашнюю работу в режиме онлайн, то отправлял выполненное задание. Но нагрузка – это еще не все…
Стали подводить электронные ресурсы. «Электронный журнал», как я уже говорила, открывался с неохотой, обычно – ближе к вечеру. Чтобы не остаться без домашнего задания, мой пятиклашка включал интернет, едва проснувшись. Но графы журнала все равно были пустые, хотя учителя говорили, что домашнее задание они выложили. 
Но и это полбеды… На видеоуроках с учителем моему ребенку удавалось присутствовать не всегда, что было особенно обидно. По техническим причинам он просто «вылетал» с видеоконференций. Благо, что учитель готовил презентацию, которая всегда была в открытом доступе. Но согласитесь, что прочитать ее самостоятельно и послушать объяснение педагога – это две разные вещи.  Справедливости ради отмечу, что учителя  всегда были на связи, по необходимости проводили индивидуальную работу с моим ребенком.
Отдельно стоит сказать про отчетность в виде выполненных заданий. Домашнюю работу он фотографировал, но отправить ее учителям в электронном журнале зачастую не мог – файлы просто не прикреплялись, видимо, также из-за перегруза сервера.  Тогда началась переписка в социальных сетях,  мессенджерах, по электронной почте. Это была целая эпопея… Первые дни мы ложились спать за полночь… Тогда я подумала: хорошо, что у нас в семье только один школьник, а как быть тем, у кого их двое или даже трое?
 
«Нареканий много!»
– По поводу дистанционного обучения школьников поступает очень много обращений от многодетных семей, – рассказывает председатель республиканской организации «Много дети», член Совета при Министерстве образования РМ, член регионального отделения Совета «Женщины России», член Совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ Наталья Котельникова. – Далеко не у всех есть возможность организовать полноценный процесс обучения дома. Во-первых, у многих отсутствует необходимая техническая оснащенность. У кого-то нет даже одного компьютера или планшета. Скажу больше, есть семьи, в которых только один сенсорный телефон, и он находится у отца. Соответственно, ребенок приступает к урокам только тогда, когда папа приходит с работы. Но даже если в многодетной семье есть компьютер, то его все равно недостаточно. У нас есть семьи, где по три-четыре школьника, поэтому они учат уроки по очереди, что очень сложно и просто неправильно. Видеоуроки у разновозрастных детей могут проходить в одно время!
Во-вторых, не у всех многодетных семей есть возможность организовать ребенку место для занятий. У многих есть маленькие дети, которые тоже сидят дома. Они отвлекают старших, мешают им учиться. К тому же теперь многие родители по удаленке работают дома, то есть им тоже нужен доступ в Интернет.
Мне особенно часто звонят за психологической поддержкой. Родители чуть ли не плачут, находятся на грани нервного срыва. Они очень беспокоятся за качество обучения детей, насколько будет объективной оценка их работ. Нареканий по этому поводу очень много! Хотелось бы, чтобы педагоги были более лояльными к своим ученикам, все-таки они сейчас больше занимаются самообучением. И еще такое пожелание – мы надеемся, что задания в электронный дневник будут выкладываться заблаговременно, в определенный срок. Пока стабильной системы, к сожалению, мы не наблюдаем. Надеемся, что в скором времени все наладится, родители и педагоги придут к общему консенсусу. 
 
«Почти все отличники»
Дистанционное обучение оказалось серьезным испытанием не только для учеников, родителей, но и педагогов. «Обкатка» новшества всем дается непросто. 
– Почему-то бытует мнение, что учителя в период дистанционного обучения  имеют больше свободного времени и рады такому положению дел. Никогда не соглашусь! – отмечает учитель начальных классов саранской школы №32 Алла Сыругина. – Готова пригласить посидеть рядом со мной при составлении конспекта урока для ребят, а в начальной школе – это 4-5 предметов. Нельзя дать задание «прочитай страницы учебника». Учеников надо вести по теме и постоянно заинтересовывать. В работе на уроке должно быть и объяснение, и стимулирующее воображение задание, и даже физминутка, поэтому в огромном пространстве Интернета найти именно такие видео-, фотоматериалы, чтобы они побудили ребёнка с интересом продолжать изучать темы самостоятельно, очень сложно. Сейчас учителям в помощь много образовательных платформ и ресурсов. Очень популярные и востребованные – «Российская образовательная школа», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру» и другие. Надо отметить, что обучение по ним – бесплатное. 
К сожалению, видеоконференции с помощью скайпа, зума не решают проблем, так как нагрузка на Интернет сильно выросла. Подключить скайп сразу к трем десяткам учеников нереально. Он просто не потянет! Необходимо заметить, что при видеосвязи зачастую плохое качество изображения, звук и картинка виснут, что, несомненно, добавляет трудности для общения и передачи информации.
Надо признать, что дети в период получения заданий и информации дезориентированы, так как у разных учителей им приходится заниматься на различных платформах. Всё удержать в голове просто невозможно, но пока это неизбежно: каждый преподаватель как творческий человек не идёт по готовому пути, он лишь берёт тему за основу и добавляет своё видение, и каждый использует те интернет – источники, которые ему ближе.
К слову сказать, я не нашла ни один сайт, который можно было использовать для полноценного обучения детей. Я так понимаю, что дистанционное обучение – это дорога от начала до конца, то есть от объявления темы до проверки качества знаний и отметки. Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство: теперь виртуальное общение между педагогами и родителями перешло на вечернее время и празднично – выходные дни. А когда ещё? Днём родители на работе, а вечером проверяют домашнее задание у детей. Конечно, возникают вопросы. Задания фотографируются и отправляются учителю. Так как у всех родителей разные технические возможности, то и сообщения учителю приходят с разных носителей: WhatsApp,Viber, электронный журнал, личная почта родителя и так далее. Все изображения надо увеличивать и проверять. Если работа письменная, то приходится пользоваться программой Paint: копировать, выделять, исправлять, оформлять документ и каждому отправлять, чтобы ребёнок увидел свои ошибки. А если учесть, что в классе около 30 учеников, то становится ясно, сколько времени тратит учитель на прием, обработку и отправку информации.
Теперь об отметках. Все ученики добросовестно выполняют домашние задания, изучают присланный материал. Но перед тем как отправить работу учителю, показывают ее родителям. В результате в электронном журнале через три недели дистанционного обучения почти одни отличники.
Сейчас много желающих проверить педагогов: учим ли мы дистанционно? Конечно, учим, но не забывайте, что подготовку по дистанционному обучению мы не проходили. Для этого необходимы специальные ресурсы, определенная программа подготовки для учителей, учеников и даже родителей, чтобы педагоги «не изобретали велосипед». Это серьезная задача, которая сегодня стоит перед Министерством просвещения. 
Но самый главный минус дистанционного обучения для меня – отсутствие живого общения с детьми. Хочется их обнять, когда они нуждаются в поддержке, погладить по голове, когда совершили оплошность, взглянуть в глаза, чтобы увидеть, как поняли тему. Не хватает обратной волны эмоций. Я очень соскучилась по своим детям из-за  вынужденной разлуки. Моя ученица Аня Кривоногова написала мне письмо, где были такие строки. «Я очень хочу в школу. Очень хочу увидеть Вас и ребят. Я с радостью делаю уроки по всем предметам. Пока всё получается, но лучше учиться в школе». 
Я надеюсь, что желание Ани, всех ребят и учителей скоро исполнится.
С. Медведева.

Personal web page Mordovia newspaper (с)