Перед природой мы бессильны

 Мордовия переживает страшное наводнение

То, что происходит вот уже неделю в республике, даже паводком как-то назвать странно – уж больно звучит скромно. Таких наводнений население не помнит. Вода пленяла людей в их домах, а кое-где и вовсе проходила сквозь жилища, уничтожая мебель, дорогую технику и утварь. Подтопленными оказались почти две тысячи семьсот домов и больше пяти тысяч человек. Из-за паводка были перекрыты важные республиканские дороги. В ряде случаев население в подтопленной местности оказалось предоставленным самому себе. 

 

Подготовка

Любые катаклизмы у нас происходят неожиданно. Особенно связанные со сменой сезона. Если снег в декабре выпадет, то чтобы весь город парализовало, если снег в апреле растает – то так, чтобы люди из дому не могли выйти. Или наоборот – чтобы боялись в затопленный дом вернуться. 

Хотя к паводку ответственные службы готовились. В Главном управлении МЧС России по РМ был разработан комплексный план мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья и готовности сил и средств «к осуществлению мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод». Были отработаны вопросы участия подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в проведении аварийно-спасательных и ликвидационных работ при возникновении ЧС, связанных с паводком. Для этих же целей спланированы состав оперативных групп и уточнены планы их конкретных действий. Для проведения взрывных работ было запланировано привлечение подрывной группы из Ульяновска.

Спасатели обратили особое внимание на Мокшу и Инсар, и оказались абсолютно правы. Именно эти две реки нанесли самый страшный удар по республике. 

 

Стихия

Еще в прошлый понедельник мы обходили частные дома в самом центре Саранска по улице Богдана Хмельницкого за железной дорогой и улицей Рабочая. «Река еще до нас не добралась, но мы ждем самого худшего», - хмуро говорили жильцы. «Худшее» явилось на следующий день.

Утром 10 апреля тревожные вести на пульт МЧС стали поступать с Посопа – с улиц Моховая, Инсарская, Лескова, Кузнецкая и Сызранская. До полудня оттуда эвакуировано 26 человек. С этого момента стихия усиливается, её масштаб приобретает поистине угрожающий характер. МЧС рапортует о резком осложнении паводковой ситуации: температура воздуха быстро повышается, начинается дождь. На следующий день стихия затронула уже 13 районов. Опасными оказываются не только большие водяные артерии Мокша, Алатырь, Инсар (Сура, заметьте, в этот список не попала), но и такие мелкие реки, как Сивинь и Парца. 

Представители МЧС опрометчиво и обрадованно заявили, что «соскучились по настоящей работе». Во-первых, жители подтопленных домов их радость не разделяли. Во-вторых, подобные заявления очень сильно обязывают.  

 

В Монастырском рухнула дамба, в Куликовке не хватило вала

Очень скоро стало понятно, что адекватных подобному катаклизму сооружений просто нет. В селе Монастырское Октябрьского района Саранска под напором воды не выдержала дамба. Практически все подъездные пути в результате были затоплены. 

В еще одном пригороде, селе Куликовка, оказался размыт земляной вал. 

- Поток воды словно взбесился и с ревом, бурля и ломая все на своем пути, ворвался в село, - рассказывает житель села Виктор Михайлович. – Земляной вал, находившийся позади огородов, оказался размыт. А водная лавина все набирала силы. Поток хлыстал со стороны аэропорта. Казалось, что этому кошмару нет ни конца, ни края. Сразу были затоплены и колодцы, и погреба с припасами. А ведь жители села неоднократно обращались по поводу земляного вала в поселковую администрацию. Но все надеялись на авось. «Авось пронесет». Не пронесло. Спасибо МЧС и местному совхозу – их сотрудники были задействованы по полной. Но если вал на улице Чапаева построен не будет, то этот кошмар будет повторяться из раза в раз. 

Сюда же можно добавить и перекрытие республиканских дорог. Так, чтобы попасть из Саранска в Ардатов, водителю нужно было пересечь границы трех регионов – через Сурское в Ульяновской области, Алатырь в Чувашии.  

 

Улица Набережная – уже приговор

Но многим жителям республики пришлось беспокоиться не столько за припасы в погребе, сколько вообще за свои дома. 

Когда мы приехали вечером в среду в Рузаевку, на улицу с говорящим названием Набережная (это название и в других районах стало приговором), проехать до её конца оказалось невозможно. Река, некогда извивавшаяся мимо швейной фабрики, здешнего детского сада и ряда домов, стоящих витиеватыми порядками, уже не делала зигзагов, а просто разлилась сплошным морем. 

- Вы что, с ума сошли? – кричит с порога соседней улицы Садовая местный житель Александр. – В сапогах вы здесь не пройдете.

Очень скоро становится понятно, что он прав. Дойдя почти до конца улицы, от воды приходится спасаться прямо на частоколе изгороди. Стоя на заборе, можно держаться за крышу сарая и обдумывать дальнейшие действия. Впрочем, местные жители находчивы и практичны, они выносят журналистам герметичные гидрокостюмы. 

- Здесь в воде должна быть калитка, - инструктирует Александр. – Найдите её, откройте и осторожно ступайте прямо. Только не сворачивайте – тогда будете идти к дому по бетонной дорожке, так безопасно. Дойдете или доплывете до дома, постучитесь и спросите у хозяев разрешения пройти через их двор на Набережную. 

Хозяева добротного дома с высоким цоколем пропускать на соседнюю улицу нас не хотели.

- А вы вообще видели, что там творится? – сказали нам. – Нет? Идите, посмотрите, только непонятно, как вы там ходить собираетесь. Держитесь за ограды или столбы хотя бы. 

На Набережной действительно творился кошмар. Вода по грудь, сильнейшее течение, шум – казалось, что на этой улице жителей быть просто не может. Однако кое-где мелькают лучи от фонаря, следом за которыми идут люди. Они точно также облачены в гидрокостюмы. 

- Зря вы здесь ходите, - предупреждают они. – С одной стороны - открытые колодцы, с другой – река. Сейчас ведь не поймешь, где она начинается. Ухнете вниз – и поминай, как звали. 

- И что, здесь каждый год так? – спросили мы.

- Такого мы не помним. Кто постарше, старожилы, говорят, что подобное наводнение было в 1969 году.   

На крышах домов можно увидеть и вовсе экзотическую картину: несколько кошек в компании собак со щенками жмутся друг к другу прямо на коньке. А в самих домах тут и там горит свет, внутри люди. Они говорят, что к ним никто не приплывал на лодках, не предлагал эвакуироваться.

- Так ведь, наверное, нужно было позвонить в МЧС, - попытались предложить мы.

- Да? Ну, спасибо за совет, учтем на будущее. 

На следующий день, когда мы приехали посмотреть на масштаб катаклизма при свете дня, жители уже обращаются к нам с просьбой – дать фотографии их домов. А то страховые компании не хотят без них платить.

- Нас же как учили – в случае подобных бедствий нужно перекрывать газ, собирать документы, - объясняют они. – А оказывается – нет, нужно фотографировать. Учтем, что ж теперь. Хотя могли бы сами к нам приплыть, посмотреть, что здесь творится. 

Все говорят о пресловутой «второй волне» паводка. В ночь с пятницы на субботу вода опять стала прибывать, правда, не в таких масштабах. 

В Рузаевке ниже, в сторону Химмаша, ситуация еще хуже. И здесь людей эвакуируют. 

 

Отчаяние людей не знает границ

Почему паводок в этом году оказался столь масштабным? Природа в нашей стране непредсказуема. Можно забыть, что наш климат называется умеренным с его летней жарой, лютыми зимними морозами и весенним потопом. 

- Следует отметить, что паводковая ситуация в этом году несколько отличается от прошлогодней, - соглашается заместитель начальника ГУ МЧС России по РМ Игорь Корневич. - Этой зимой и снега было больше, и лед на реках толще.

Обильный снегопад, долгая зима, а потом резкое потепление с дождями сделали свое дело. Перед природой мы бессильны. Теоретически нас должны ограждать насыпи и дамбы или какие-то иные блага цивилизации. На практике вода приходит к нам и захватывает в свои владения.

Людям, которые попали в паводковую зону, можно только посочувствовать. Например, республиканское МВД вывесило на своем сайте информацию, не мудрствуя лукаво озаглавленную «Новая новость»:

«Население не застраховано от природных катаклизмов, так и в период паводков отчаяние людей не знает границ… и полиция всегда должна быть готова не допустить бесконтрольности над ситуацией и прийти на помощь гражданам».   

Д. Светлов.

Фото Н. Каранов.

 

бойся!

 

Первая жертва паводка

Летальным исходом закончилась поездка в гости для 28-летней жительницы Краснослободска. В селе Старое Синдрово молодая женщина попала в водоворот и захлебнулась. 

Трагедия разыгралась в ночь на 13 апреля. Как сообщили в пресс-службе СУ СКР по РМ, накануне две подруги приехали на такси из Краснослободска в Старое Синдрово в гости  к друзьям. По домам собрались только ночью. Около трех часов девушки позвонили тому же таксисту и попросили довезти обратно. Сами в ожидании машины вышли на подтопленную дорогу, где наблюдалось сильное течение. В считанные секунды девушек унесло водой. Одну из них успел спасти подъехавший водитель, поиски второй продолжались всю ночь. Ее тело, прибитое к кустам, водолазы обнаружили к шести часам утра. По данному факту проводится проверка. 

 

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)