Почему пекут «жаворонков»? |
Народные традиции обрели новый смысл. В моем детстве бабушка и прабабушка в Великий пост пекли «жаворонков». Это такие булочки из постного теста в форме птичек. Помню, как их любила вся ребятня в округе. Традиция печь «жаворонков» во многих семьях жива и сейчас. Откуда она повелась и что означает?
Рецепт «жаворонков» прост. Берешь муку, дрожжи, растительное масло, сахар и соль – готовишь опару. Потом завязываешь узлом колбаску теста, вставляешь изюминки-глаза, расправляешь «хвостик», и перед тобой птичка. В завершении обмазываешь ее «чайным» колером. Этот старинный ритуал выпечки «жаворонков» многие помнят до сих пор.
А пекли птичек в день весеннего равноденствия – 22 марта. Так кликали весну! Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. К выпечке привлекались и дети, которые потом выбегали на улицу со свежеиспеченными «жаворонками», помещали их на крышу домов, насаживали на шесты и бежали с ними в поле, поскольку эта птица - символом пахотных работ. Кстати, еще этих печеных «пташек» нередко называли куликами и грачами.
Эти забавы известны многим. Но далеко не все знают, что эти народные традиции в современном календаре обрели новый христианский смысл. Булочки в виде жаворонков стали символом дня памяти сорока Севастийских мучеников, который отмечался Церковью 22 марта. Подчеркнем, что языческие традиции не имеют к нему никакого отношения! Праздник получил еще второе народное название – Сороки (с ударением на первый слог).
В православной традиции «жаворонки», как говорят церковнослужители, символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии – песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников.
Отметим, что сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году — замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками. Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии (Малая Армения).
Кстати, храм 40 Севастийских мучеников находится в Москве (улица Динамовская, дом 28) недалеко от Новоспасского монастыря. В 1640 году государь Михаил Федорович Романов определил, что там будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда строительные работы закончились, каменщики никуда не уехали и остались здесь. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Вот такая история появления храма и праздника.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |