ПРАВОвая помощь

Работа в юридических клиниках формирует опытных юристов

В Средне-Волжском институте (филиале) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске  проведен «круглый стол» по теме «Юридическая клиника - важный элемент оказания бесплатной юридической помощи», посвященный 10-летию деятельности юридической клиники института. 

 

Какова цель создания юрклиники? Почему студенты предпочитают именно здесь приобретать навыки по оказанию юридической помощи населению республики?  Какие преимущества они получают, работая в юрклинике?

На эти вопросы мы попросили ответить директора юридической клиники Средне-Волжского института  Виктора Александровича Адушкина.

-  Еще в XIX веке преподаватели юридических факультетов в разных странах мира столкнулись с проблемой разрыва между уровнем знаний, навыков  выпускников и требованиями работодателей к подготовке молодых юристов. Для ее решения и были созданы юридические клиники. В них студенты оказывают бесплатную юридическую помощь под руководством и контролем преподавателей образовательных учреждений и практикующих юристов. При этом граждане получают квалифицированную юридическую помощь, а студенты приобретают практический опыт, навыки и умения, учатся соблюдать правила профессиональной  этики юристов, осознавать последствия своих решений и действий, а также высокую социальную ответственность юридической профессии. 

Таким образом, юридическая клиника впитала в себя все самое лучшее. Это симбиоз между двумя важнейшими задачами - помощь нуждающимся в юридической консультации и помощь студентам в получении опыта и практики. При таком положении дел в деятельности юридической клиники заинтересовано все общество в целом.

- На какую помощь могут рассчитывать граждане, обратившиеся в студенческую юридическую клинику? И много ли  посетителей приходят сюда?

- Мы консультируем в основном физических лиц по любым правовым вопросам права (кроме уголовного и коммерческого), и совершенно бесплатно.

У юридической клиники устоявшаяся репутация, что имеет большое значение для наших клиентов: к нам приезжают посетители не только из г.Саранска и пригородов, но и из районов республики. Нас знают как организацию, оказывающую реальную и действенную юридическую помощь. Это положительно влияет на имидж нашей клиники и нашего института.   

За прошедший год было дано  364 консультации (за 10 лет 2350 консультаций), при этом большинство консультаций  было оформлено письменно, что позволило оказывать не только бесплатную юридическую помощь, но участвовать в правовом просвещении и воспитании населения республики.

- Как обычно проводится прием граждан в юрклинике, какое количество студентов задействовано, как готовится ответ гражданам? Сколько времени студенты тратят на подготовку одного ответа, используют ли они при этом справочные системы Интернета? В какой срок гражданам предоставляется ответ?

-  В работе юридической клиники в настоящее время принимают участие 33 студента в качестве консультантов и стажеров. Руководство приемами и  консультациями осуществляют  шесть  преподавателей факультета, а также три практикующих юриста.

Работа строится на добровольных началах, что говорит о желании всех членов юридической клиники заниматься важным и интересным делом. Прием осуществляют студенты-консультанты. Они проводят первичное интервьюирование посетителя, выясняют все фактические обстоятельства, затем формируют фабулу дела. После этого студенты доносят факты до преподавателя-куратора консультационной группы  и вместе с ним анализируют возможные варианты будущей позиции по делу. Когда первичный план действий намечен, студенты ищут необходимую информацию в нормативно-правовых актах,  в судебной практике. Затем  позиция по делу, наиболее соответствующая интересам посетителя, согласовывается с куратором и если он одобрил, то позицию можно донести до посетителя. Иногда необходимы дополнительные процессуальные документы, которые тоже требуют одобрения преподавателя-куратора. Такая  система позволяет практикующему юристу, куратору наблюдать за действиями студента с целью предоставления квалифицированной помощи посетителям.

Количество времени, затрачиваемого студентами, существенно зависит от сложности дела. Чтобы дать консультацию на вопрос, иногда поиск ответа занимает несколько дней. Часто у посетителей возникает потребность в дополнительных консультациях и документах, тогда назначаются новые приемы.

Конечно, при подготовке ответа студенты пользуются информационными правовыми системами, юридической и справочной литературой.

- В юридическую клинику обращаются самые разные люди, и наверняка сложно бывает избежать конфликтных ситуаций, как вы справляетесь с этим? Существует ли в юрклинике свод правил для студента-консультанта о том, как он должен себя вести в различных ситуациях? 

- Нашу деятельность регулируют Положение о юридической клинике, правила работы студенческой  юридической клиники, утвержденные  директором института.  Порой возникают исключительные ситуации, когда приходят так называемые трудные клиенты, чьи субъективные интересы не  всегда совпадают с законными интересами, а порой посетителю требуется не только и не столько правовая помощь, сколько помощь психологическая. Для разрешения подобных трудностей студенты перед началом деятельности в юрклинике должны ознакомиться с правилами и сдать зачет на их знание. Периодически проводятся тренинги и мастер-классы для клиницистов, и, кроме того, при необходимости в процесс консультирования могут вмешаться руководители консультационных групп в целях недопущения эскалации конфликта и соблюдения правил приема посетителей. Помимо этого, для того чтобы получить статус консультанта, студент должен пройти курс тренингов “Основы юридического консультирования”, который направлен на подготовку студентов к работе в юридической клинике, в том числе и с трудными клиентами.

- Какие стимулы чаще всего применяются преподавателями клиники для более эффективной работы студентов в юрклиниках? Как их привлекают работать бесплатно или он может трудиться и за  зарплату?

- Работа в юридической клинике - это добровольное желание самого студента. Поэтому большое значение имеет мотивация студентов, которые приходят работать в юридическую клинику. Если студент понимает, что это действительно будет для него полезно, то и желание работать и получить новые знания и навыки у него возникнет. Но все равно в юридической клинике используются различные поощрения, которые получают самые активные и лучшие консультантам. Это, в первую очередь, возможность принять участие в многочисленных мероприятиях (например, Школа клиницистов, Международная олимпиада для студентов-клиницистов, тренинги по отдельным навыкам юриста).  Студенты, наиболее усердно работающие в юрклинике, ежегодно отмечаются руководством института.

Что же до возможности работать студенту за  зарплату, то по  опыту могу сказать, что без вреда для учебы это невозможно. Клиника же дает возможность дополнить теоретическое обучение практическим, не мешая первому. Стратегически это более разумный вклад в развитие своей карьеры и в увеличение доходов в будущем.

- У некоторых людей порой  складывается мнение, что в подобных юридических клиниках даются поверхностные ответы на вопросы граждан, а их проблемы так и остаются нерешенными. Как вы считаете, насколько верно такое утверждение?

- Считаем, что так  обычно говорят люди, которые не знакомы с принципами работы юридической клиники. Необходимо понимать, что деятельность студентов-клиницистов на каждом этапе тщательно контролируется со стороны преподавателя-куратора - квалифицированного юриста, имеющего опыт практической юридической работы. Кроме того, задача юридической клиники - оказать именно качественную помощь посетителю. Для достижения этой задачи студенты-клиницисты и преподаватели-кураторы постоянно повышают свою квалификацию. Уверен, в работе клиник принимают участие лучшие представители юридической профессии.

- А как относится к деятельности юридической клиники руководство Срежне-Волжского института, ведь это создает определенные проблемы: выделение помещения, оказание материально-технической поддержки для работы с гражданами, подбор преподавательского коллектива и т.д.?

- Я всегда говорю, что нашей юридической клинике повезло с руководством вуза с момента ее создания  до настоящего времени. Это первый директор вуза  Адушкин Виктор Алексеевич, принявший решение по созданию юридической клиники в 2007 году (тогда Консультационный центр), затем - Кулешова Галина Петровна, многое сделавшая  для укрепления материально-технической базы клиники и дальнейшего ее развития. На сегодняшний день это Азисова Надия Низаметдиновна, которая  оказывает помощь во всех наших начинаниях, сама предлагает варианты дальнейшего развития и укрепления наших позиций, поддерживает преподавателей-кураторов, студентов-консультантов, и это дает свои результаты, о чем говорят результаты работы.  

- Что вы можете посоветовать студентам, которые только задумываются о том, чтобы начать практику в юрклинике. 

- Юрист - социально-ориентированная профессия, поэтому нужно не только хорошо знать право и применять его в конкретных ситуациях, но и уметь выстраивать взаимодействие с людьми. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Юрклиника - это прекрасный шанс развить навыки по обращению с посетителями, применению норм права. Кроме того, юрклиника позволяет получать все это, не отрываясь от учебы, что в значительной мере повышает ее привлекательность.

Конечно, стоит быть готовым к некоторым трудностям - непростые посетители, сложные вопросы, требовательные руководители групп. Но что может быть лучше искренней благодарности посетителя, проблема которого твоими усилиями разрешилась.

 

Ю. Павлов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)