Воздушные ворота Мордовии

Более 40 лет назад в Саранске начал действовать аэропорт

14 февраля этого года в столице Мордовии  после длительной реконструкции открыли аэропорт. В тот же день на обновленную взлетную полосу впервые приземлился пассажирский лайнер «Боинг-737». Однако немногие жители Саранска, включая сотрудников аэропорта, знают, кто руководил его строительством в середине 1970-х годов.  Им был Василий Иванович Пелих. О подробностях  его жизни - в нашем материале. 

 

 Василий родился в 1928 году в северо-казахстанской деревне Пчелино. Из троих детей в семье он был старшим. Как и родители, с ранних лет они трудились в колхозе. Мечта о небе у мальчишки зародилась в тот день, когда в их деревне приземлился самолет По-2. Посадка была аварийной. В правлении колхоза пилот позвонил в штаб и доложил о случившемся. К самолету в это время сбежались все местные жители.  Председатель сельсовета Иван Пелих поручил своему старшему сыну охранять самолет. Василий провел рядом с машиной всю ночь, а утром уснул в кабине пилота. 

Началась Великая Отечественная война. Василий Пелих не попал на фронт, так как был слишком молод. Он трудился в колхозе до 1947 года, после чего отправился в горнопромышленную школу в Караганде. При ней имелся аэроклуб,  который Василий с товарищами посещал после занятий. В 1949 году накануне выпускных экзаменов приехал представитель Краснокутского летного училища, чтобы отобрать будущих курсантов. Инструкторы аэроклуба в первую очередь порекомендовали Пелиха. 

 Мечта Василия исполнилась после прибытия в Красный Кут Самарской области. Там он 2,5 года осваивал профессию летчика. «Это были тяжелые послевоенные годы, - рассказывает вдова Лилия Архиповна Пелих. – Учащихся плохо кормили, у Василия сильно болел желудок. Но он все выдержал». 

Сама Лилия Архиповна окончила Томский университет. В 1952 году ее направили работать на метеостанцию в Западную Сибирь. Там она встретила своего будущего мужа. После окончания училища он на протяжении 7 лет летал на По-2 в Кемерове. Руководитель местного аэропорта называл его летчиком от природы. «Я бы хотел, чтобы именно он был моим вторым пилотом во время войны, - говорил начальник. – Я бы доверил Василию свою жизнь». Спустя два года после встречи у Лилии и Василия  родилась дочь Ирина. Сейчас она носит фамилию Шубина и работает врачом в Санкт-Петербурге. 

В 1958 году  Западно-Сибирское управление гражданской авиации поставило Василия перед выбором - возить оружие в воюющий Вьетнам или отправиться в академию гражданской авиации в Ленинград. «Когда муж пришел за советом, -  вспоминает Лилия Архиповна, -  я ответила категорично: «Только не на войну».

Фотоальбом в синей кожаной обложке, казалось бы, совсем не постарел. Страницы почти не пожелтели, и выглядят так же хорошо, как и в 1962-м. Именно этот год указан на обложке. Рядом надпись - «Высшее авиационное училище». В этих черно-белых фотографиях четыре года жизни, которые семья Пелих провела в Ленинграде.  После окончания академии Василий вернулся с семьей в Кемерово. А спустя три года его вызывали в Москву. Вся страна тогда праздновала 20-летие победы в Великой Отечественной войне. 9 мая в Чамзинке несколько молодых пилотов отмечали эту знаменательную дату со своими друзьями-милиционерами. Выпитый алкоголь ударил им в голову, и они решили полетать на самолете. Идея заведомо  опасная и необдуманная. В результате машина разбилась, и погибли шесть человек. Командир мордовского авиаотряда после этого случая был вынужден уйти в отставку. В Министерстве гражданской авиации предложили Василию Пелиху занять освободившуюся должность. 

 «В 1965 году Саранск была очень тихим, зеленым городом и мало чем отличался от Кемерова», - вспоминал Василий. К тому моменту в семье родился сын Алексей... 

Местный аэропорт - небольшой деревянный домик. Тогда он располагал шестью самолетами Ан-2 и четырьмя десятками сотрудников. В то время в Мордовии  было мало асфальтированных дорог, поэтому авиаотряд был востребован. Куйбышевское управление согласилось оказать помощь и выделило Саранску еще 10 самолетов Ан-2. Их Василий Иванович называл  «воздушным такси». Цена перелета составляла всего 2 рубля, что было вполне доступно для большинства жителей республики. На одних самолетах  перевозили пассажиров, на других вели химическую обработку полей. «Самолеты тогда летали во все районы Мордовии, - говорит Лилия Архиповна. – Многие крупные села имели свои аэродромы. Василий  ездил по республике и организовывал их строительство». Саранский объединенный авиационный отряд занял в СССР второе место по пассажирским перевозкам, и Пелиха наградили орденом Трудового Красного Знамени. Количество аэропортов в Мордовии выросло до 50. Авиапарк существенно изменился: 45 самолетов Ан-2, семь – Ан-24, Ил-14 и Як-12. Они летали не только по республике, но и в большинство городов Советского Союза, включая Омск и Иркутск. 

В 1972 году на территории Мордовии и других регионов бушевали крупные пожары. Горели леса и торфяники. Саранские авиаторы под руководством Василия Ивановича занимались ликвидацией огня. За это Пелих был награжден медалью «За отвагу на пожаре». 

В середине 1970-х обком партии принял решение о строительстве новой взлетно-посадочной полосы.  «Ситуация была напряженная, - рассказывает сын Алексей Пелих. – Но отец  поставленную задачу выполнил...». «Всю зиму муж провел в командировках, - рассказывает Лилия Архиповна. – Необходимые стройматериалы поступали из разных городов, железобетонные плиты для полосы - из Москвы и Ленинграда». Но на заводах-изготовителях не хватало рабочих рук. Мордовский обком партии был вынужден направить туда по несколько человек с каждого саранского завода в командировку. Большими усилиями взлетная полоса длиной 2800 метров была закончена. «Отец гордился тем, что по своим размерам она могла принимать даже «Боинги», - говорит Алексей. Но толщина полосы была недостаточной для приземления тяжелой техники. Требовался дополнительный слой асфальта, который планировалось положить в ближайшие годы. Также предполагалось построить новое здание аэровокзала, который бы соответствовал союзному значению. А старый остался бы обслуживать местные авиамаршруты. Но этим планам помешала «перестройка». Позже все заготовленные стройматериалы разворовали…  В 1977 году Василий Иванович пережил инфаркт и ушел с занимаемой должности. «Без авиации я жить не смогу», - сказал он жене. До самой смерти Пелих работал инструктором тренажерного комплекса, который постоянно содержал в надлежащем состоянии. Тренажер представлял собой кабину самолета со всеми необходимыми приборами внутри. По правилам пилот  после отпуска не имел права сесть за  штурвал, пока не пройдет тренировку.  На других отечественных авиапредприятиях от такой техники избавлялись. Поэтому тренажер Пелиха на весь Поволжский округ остался всего один. К нему на занятия приезжали летчики из Пензы, Ростова, Ульяновска и других городов. «После того, как отец ушел с должности  руководителя, местный авиаотряд пришел в упадок, - считает Алексей Пелих. – Просто время настало такое. После 1980 года в аэропорте ничего не строилось и не модернизировалось. Лишь пару раз проводился косметический ремонт. Отец переживал, когда в 1990-х самолеты распродавали на цветмет.  В ближайших городах аэропорты вовсе закрывались.  «Отец умер 4 ноября 2004 года, - говорит Алексей. – Ему было 76 лет». Позже выяснилось, что Василий Иванович перенес на ногах еще два инфаркта. «Обидно, что сегодня забыты  люди, которые развивали авиацию в нашей республике, - делится Алексей. – Только недавно к нам обратились  представители аэропорта с просьбой поделиться информацией и фотографиями». Судя по всему, в ближайшее время на территории аэропорта появится стенд, рассказывающий о людях, посвятивших свою жизнь развитию местной авиации.  

 

А. Ростовский.


Personal web page Mordovia newspaper (с)