«Нам память не дает покоя…»

Благодаря поисковикам Мордовии становятся известны имена погибших героев 

За годы своей деятельности поисковики из Мордовии работали в Тверской, Орловской, Смоленской, Калужской, Ростовской и других областях. Во время раскопок на местах боев они отыскали и достойно похоронили останки многих погибших участников Великой Отечественной войны. О деятельности поисковиков рассказывает руководитель отряда «Зов» Юрий Дмитриевич Парчайкин. 

 

Юрий родился в Большеберезниковском селе Гузынцы 18 января 1967 года. «Руководителя регионального отряда «Поиск» Николая Андреевича Кручинкина я знал с детства, - рассказывает он, - мы с ним односельчане. В те годы Николай Андреевич преподавал в нашей школе историю и физкультуру. Наверное, это первый фактор, который сподвиг меня стать поисковиком. Нас в школе обучали совсем иначе, прививали чувство патриотизма с первого класса. Мы читали книги о Великой Отечественной войне, встречались с ветеранами, которые тогда еще были живы, да и наши бабушки с дедушками, пережившие лихолетья, немало рассказывали. В общем, мы знали о войне многое…»

Однако в поисковый отряд Юрий Дмитриевич вступил уже в зрелом возрасте. «В 1999 году мне исполнилось 33 года. К тому времени я успел жениться, у меня родилась и подросла дочь. Свободного времени стало побольше. Я считаю, у каждого мужчины должно быть какое-то увлечение, и оно мне очень удачно подвернулось. Хотя нельзя назвать это дело простым увлечением. Скорее, возможностью сделать что-то полезное для нашей страны». Как-то в троллейбусе Юрий  встретил Николая Андреевича. Тот рассказал ему о поисковых вахтах. «Я попросил взять меня на следующие раскопки. Кручинкин не отказал».

В конце апреля 2000 года отряд поисковиков из Мордовии отправился в деревню Куклино Калужской области. «Когда в школе нам рассказывали о войне, мы еще не знали о незахороненных солдатах и не осознавали всего масштаба трагедии. Поэтому первая поездка меня поразила и запомнилась надолго. За те несколько дней мы подняли останки около 70 бойцов. Работали в глухом лесу. Там находилось санитарное захоронение, сделанное в заполненной водой воронке от авиабомбы. В ней лежали бойцы из 97-й стрелковой дивизии, которая на 40% состояла из уроженцев Мордовии. Она формировалась в городе Улан-Удэ, куда на поездах привозили мальчишек из нашей республики. В начале 1942-го их отправили освобождать Подмосковье… Помню, как впервые нашел в болоте медальон, принадлежавший 17-летнему парню. Он специально приписал себе год, чтобы попасть на фронт. Позже мы разыскали его родственников, они прислали нам его фотографию. Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда видишь лицо молодого мальчишки, чьи останки ты обнаружил в братской могиле…»

И вот уже почти 18 лет Юрий Дмитриевич занимается поисковой деятельностью. «Я не вел подсчетов, сколько всего раз выезжал на раскопки, — говорит он. – В среднем по три раза в год. Значит, больше полусотни». Домашние хлопоты и работа не всегда позволяют Юрию отправиться в очередную поездку. Тем не менее, это не мешает ему руководить небольшим отрядом поисковиков под названием «Зов». «В него входят взрослые состоявшиеся мужчины. У всех есть работа и личные дела, из-за которых не всегда удается выбраться на раскопки. Обычно со мной по очереди ездят 8-10 человек. Можем отправиться вдвоем или втроем. Например, прошлым летом мне позвонили наши поисковики, находящиеся в Калуге, и мы выехали туда. В итоге за три дня мы нашли останки 10 наших солдат и 3 гитлеровцев. Ездим обычно за свой счет. Пусть лучше на государственные средства поисковики берут с собой мальчишек, школьников или студентов. Бывают и общероссийские или республиканские вахты, куда мы ездим совместно с другими отрядами». 

Еще одним фактором, сподвигшим Юрия к поискам, была трагедия, произошедшая в его семье в военные годы. «Мой дед погиб под Брестом, в первые дни войны. Бабушка ждала его много лет… Когда она была жива, то спрашивала меня после каждой поездки: «Не нашел деда?» Хотя бабушка прекрасно знала, что я провожу поиски совсем в другом месте. Но я всегда знал, что нахожу дедов других людей, а значит, и моего кто-то найдет». 

По словам Юрия, один выезд не похож на другие. «О каждом можно рассказывать очень долго. Их детали всегда трогают за душу. Допустим, в Калужской области. Там нам с товарищами в руки попала книга с воспоминаниями ветерана войны. Он был танкистом, участвовал в освобождении той самой деревни, близ которой мы находились. Он рассказывал о батальоне лыжниц, который располагался на одной из деревенских улиц, называл их боевыми подругами. Многие из них погибли в бою. Танкист писал, как аккуратно вел свою машину, чтобы не повредить их тела… А на следующий день мы нашли яму, в которой были захоронены несколько лыжниц. Среди женских вещей я нашел маленькую керамическую куклу, которая теперь хранится в поисковом музее. Наверное, у одной из девушек она была талисманом». 

Запала в душу Юрия Ростовская область, куда он с другими поисковиками ездит с 2000 годов. «Поиски там специфичны. В лесах, например, до сих пор видны воронки и траншеи. В ростовских степях все иначе, область освободили в августе 1943-го и практически сразу начали сев, так как стране был нужен хлеб. Солдат, наших и немецких, не успели перезахоронить. Тела просто присыпали землей. 

В октябре 1941 года молодых курсантов кинули на защиту Ростова. Они должны были остановить наступление немецких танков. Но немцы так быстро накрыли ребят огнем, что они не успели даже толком окопаться. Мы искали их много лет, лишь примерно зная, где они погибли. Когда, наконец, нашли, подняли останки почти целой роты». 

Доводилось Юрию участвовать и в поисках на территории родной республики. «В сентябре 2004 года мы занимались раскопками репрессированных у Богоявленского источника. Помню, что добирались до Ключаревских кладбищ пешком, прошли почти полгорода. Нам обозначили площадь больших размеров. Она к тому времени поросла деревьями. Уверенности в том, что мы найдем хоть что-то, практически не было. Но спустя три часа один из мальчишек наткнулся на чьи-то кости с пулевым отверстием в черепе». 

Этой весной, в зависимости от погодных условий, Юрий Дмитриевич собирается отправиться на «Миус-фронт». В прошлом году он уже бывал там дважды. «По некоторым не совсем официальным данным, на этом участке погибло около миллиона наших бойцов. Немцы расположились на западном берегу реки Миус, на подъеме. Они были уверены, что их рубежи  неприступны. Нашим солдатам приходилось наступать по пологому берегу реки. Потери были очень большие. Сейчас останки  солдат лежат на территории протяженностью в 70 километров. Наткнуться на них можно буквально на каждом шагу». 

Юрий Дмитриевич считает, что поиск - дело не просто полезное, но и нужное. «Он не только прививает ребятам чувство патриотизма, но и укрепляет их характер. Мужчина должен уметь выживать в непростых условиях. Поиск научит этому. А заодно покажет, кто из себя что представляет. Также он сплачивает людей. Мы не только вместе работаем на выездах, но и в жизни общаемся, дружим.

Кто-то из великих сказал, что войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний солдат. Мы не можем допустить, чтобы погибшие за Родину остались безымянными». 

 

А. Ростовский.

 

Кстати

Растить патриотов 

9 февраля в республиканском пресс-центре прошла пресс-конференция, посвященная вопросам военно-патриотического воспитания молодежи Мордовии. Сейчас в республике, в соответствии с Указом Главы РМ, проходит месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященный 75-летию победы в Сталинградской битве, 100-летию создания Красной Армии и Дню защитника Отечества. В нем принимают участие старше-

классники, допризывная молодежь, юнармейцы и учащиеся кадетских классов. В ходе месячника пройдут торжественные собрания, уроки мужества, митинги, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. 

В прошедшей пресс-конференции приняли участие первый заместитель министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела РМ Карьгин, директор Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Кручинкин, и.о. председателя регионального отделения ДОССАФ России по РМ Тюркин и начальник штаба регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юнармия» Помелов.  


Personal web page Mordovia newspaper (с)