Наградили и... забыли

Почему вдова фронтовика Евдокия Дергунова вынуждена дышать грибковой плесенью?

В поселке Красномайский Кочкуровского муниципального района из-за бездействия коммунальщиков и местных органов власти 91-летняя вдова участника Великой Отечественной войны Е. А. Дергунова долгое время вынуждена дышать грибковой плесенью. Условия, в которых живет престарелая пенсионерка, вызывают возмущение соседей многоквартирного дома. Жилищная проблема обостряется каждой весной и осенью, а также во время сильных дождей летом. В преддверии нового 2018 года неравнодушные люди захотели помочь ветерану, обратившись в средства массовой информации.

 

Евдокия Александровна Дергунова – поистине великая труженица. Она 15-летней девушкой покинула родную деревню Дурасово и переехала на постоянное место жительства в поселок Красномайский. Тогда, в 30-е годы прошлого столетия, здесь только что создали новый совхоз «Темпы», где очень нужны были рабочие руки. 

Наша собеседница и сейчас хорошо помнит, как происходило становление одного из самых первых в Мордовии советского хозяйства. В её памяти даже те колышки, на месте которых впоследствии возвели помещения для содержания большого поголовья свиней. Говорит, люди работали с большим энтузиазмом, не следили за часами, не спешили уходить домой. 

Сама Евдокия в ту пору выполняла различную работу, никогда не делила её на «женскую» или «мужскую». А проводив своего отца – Александра Егоровича Савина – на фронт, она, не раздумывая, села на трактор ХТЗ. Представьте, целых шесть лет (во время Великой Отечественной войны и после нее) девушка с раннего утра до позднего вечера трудилась в поле: пахала, бороновала, сеяла, жала хлеба, подвозила грузы. Потом Евдокия Александровна также добросовестно работала молотобойцем в мастерской совхоза, телятницей и свинаркой на ферме… 

Скажем прямо: Е. А. Дергунова не из тех людей, кто сетует на тяготы жизни, кто пишет жалобы в различные инстанции. Наши читатели, возможно, так и не узнали бы о ее судьбе, если бы не вмешались в ситуацию добросердечные жители поселка Красномайский. По сути, мы тоже почти с порога квартиры пожилой женщины почувствовали неприятный запах. Пройдя буквально три-четыре шага вглубь жилого помещения, увидели, что стены возле окон разбухли от сырости и покрылись черным налетом плесени, отклеились обои, под потолочной плитой провис электрический провод, к которому небрежной рукой присоединена простенькая лампа освещения. 

- А почему у вас пол холодный? – спросили хозяйку квартиры. – Ведь вы живёте не на первом, а на втором этаже?

- Так ведь подо мной практически никто не живет, квартира пустует, - отвечает Евдокия Александровна. – Батареи там чуть тепленькие, лишь бы система отопления не замерзла.

- Из начальства вас кто-либо навещает?

- Очень редко, - слышим грустный голос ветерана. – Правда, в конце прошлого года ко мне заглядывали из администрации Красномайского сельского поселения. Поздравили, подарили кружку и конфеты. А в июле 2016 года ко мне приезжала целая делегация из Кочкурова – всего четыре человека. Пожалуй, и глава района была. Тогда мне исполнилось 90 лет. Гости зачитали письмо-поздравление от Президента Путина, от района вручили Почетную грамоту. Было приятно …

А вот ни полтора года назад, ни в преддверии прошедшего праздника Нового года чиновники, похоже, не заметили или не хотели заметить, в каких условиях живет вдова фронтовика Ильи Ефремовича Дергунова. Евдокия Александровна давно с трудом передвигается по квартире, не может выходить самостоятельно на улицу, круглые сутки дышит «ароматами» плесени на стенах. Её мучают одышка и артериальное давление.

- А кто-то пытался вам помочь в устранении плесени в квартире? Например, коммунальщики? – пытаемся выяснить это у пенсионерки. 

- Никто ничего не хочет делать! – махнула рукой Евдокия Александровна. – Полагаете, только я одна страдаю из-за влажности и грибка? Нет, таких квартир в нашем четырехэтажном доме из четырех подъездов немало. Знаю, что многие из соседей по дому не раз обращались за помощью и в коммунальное хозяйство, и в администрацию района, и в правоохранительные органы. Крышу дома вроде бы обновили, люди поменяли старые окна на пластиковые, а вода дождевая всё равно попадает в наши квартиры. Говорят, это происходит через щели в бетонных плитах. Если так, то просто нужно один раз их как следует замазать, и тогда, может быть, мы избавимся от мучений в виде легочных и сердечных болезней.      

По словам других жильцов многоквартирного дома, коммунальщики объясняют свое бездействие якобы тем, что ремонт швов между бетонными конструкциями - не их сфера обязанностей. Дому более 25 лет – для принятия особых мер нужно обращаться к местной и районной властям. А они, как правило, ссылаются на нехватку денежных средств. Другими словами, замкнутый круг получается.  

- Мне иногда кажется, что в суровые военные и послевоенные годы люди были добрее и честнее в отношениях друг с другом, - рассуждает Евдокия Александровна. – Я хорошо помню, как много эвакуированных людей приезжало к нам, в поселок Красномайский. Людям давали жилье, работу, помогали всем, чем могли. Откликались на любую беду человека, вместе боролись с трудностями. Сибиряков у нас, помню, было много. А как радовались, когда стали возвращаться домой фронтовики! Мой отец вернулся с фронта инвалидом. Несмотря на это, трудился в совхозе на разных работах. Был хорошим печником, жестянщиком, строителем. Похоронили мы его в 1955 году.

Оказалось, что, кроме отца, в Великой Отечественной войне участвовала и старшая сестра Евдокии. Она четыре года ухаживала за ранеными бойцами. Богатую фронтовую биографию имеет муж нашей собеседницы – Илья Ефремович Дергунов. Он в 18 лет ушел на фронт рядовым пехотинцем, окончив курсы, стал сапёром. Участвовал во многих масштабных сражениях Великой Отечественной войны, был награжден боевыми орденами и медалями. 

- За Илью Дергунова я вышла замуж в 1946 году, а в 1947 году у нас родился сын Володя, вспоминает Евдокия Александровна. – В 1951 году появился второй сын – Гена. Теперь они сами – старики, оба живут в Нижнем Новгороде. Старший сын у меня – больной человек, больше 20 лет прикован к постели, а Гена недавно перенес инфаркт. А супруг мой ушёл в мир иной 30 лет назад. Вот и выходит, что на старости лет осталась одна, без поддержки близких мне мужчин.    

Чета Дергуновых жила душа в душу чуть больше 40 лет. Пройдя самую страшную войну 20-го века, познав ее ужасы и лишения, Евдокии Александровне приходится терпеть безразличие чиновников и коммунальщиков и все годы после Великой Победы. Почетная грамота Кочкуровского района – это хорошо, но куда лучше, если бы старушке помогли навсегда избавиться от плесени в ее квартире. И привести в надлежащее состояние электропроводку, выключатели и розетки, иначе ведь в любую минуту может случиться пожар во влажном помещении. 

- Есть добрые люди на свете, - итожит нашу встречу ветеран с 43-летним трудовым стажем. – Я каждый день греюсь путинским теплым пледом, подаренным мне в честь юбилея Великой Победы. Сосед Николай Степанович Жидкин часто выручает меня в трудную минуту, племянница Наталья помогает в быту. Спасибо им огромное!

Напоследок вдова фронтовика вспомнила еще два факта из своей жизни. Говорит, получила два раза ко Дню Победы денежные выплаты (по 5 тысяч и 7 тысяч рублей). В связи с этим Е.А. Дергунова выразила благодарность нынешнему руководству России. Благодаря господдержке, пожилой пенсионерке удалось заменить в своей квартире старые окна и входную дверь…

 

Н. Тарасов. 

 

вместо эпилога

Пока материал готовился к печати, мы связались по телефону с главой Красномайского сельского поселения Натальей Владимировной Начаркиной и попросили её высказаться по заданной теме. Она заметила, что у труженицы тыла Е.А. Дергуновой побывала в октябре прошлого года, в период месячника пожилых людей. Ветерана поздравили, вручили ей кружку, конфеты. И даже вместе сфотографировались на память...

По словам главы поселения, вдова фронтовика три месяца назад ни на что не жаловалась. На наш вопрос «Обратили ли вы внимание на жилищные условия, в которых проживает 91-летняя старушка?» В.Н. Начаркина сказала следующее:

- Честно сказать, мы приходили к ней с поздравлениями, а не с проверкой жилищных условий. И, признаться, долго не засиживались у нее в квартире. 

Одинокий человек не требует никаких денег от властных структур, она нуждается во внимании и небольшой помощи. Может, стоит привлечь к ремонту квартиры ветерана волонтеров, членов районного поискового отряда, ведь у некоторых из них уже имеется в этом неплохой опыт?

- Мы постараемся внимательно изучить «жилищный вопрос» Евдокии Александровны и посодействовать ей, - продолжает Н.В. Начаркина. - Скажу больше: мы уже созванивались с районной службой соцзащиты, где нас заверили, что там готовы оказать Е.А. Дергуновой материальную помощь в сумме 10 тысяч рублей. Но деньги эти вдова получит, дескать, только после ремонта квартиры своими силами и после предоставления всех товарных чеков на стройматериалы и копии договора на выполнение работ.  

 

От редакции. Газета «Мордовия» будет внимательно следить за развитием дальнейших событий, связанных с оказанием необходимой помощи вдове фронтовика Е.А. Дергуновой. Хочется надеяться, что 73-ю годовщину Великой Победы она встретит в   лучших жилищных условиях.  


Personal web page Mordovia newspaper (с)