«Это уже 15-е или 16-е место моей службы»

Новый прокурор Мордовии Валерий Мачинский провел первую пресс-конференцию

Прошлая неделя ознаменовалась важным событием в жизни правоохранительной системы Мордовии: должность прокурора республики перестала быть вакантной. 15 ноября новым руководителем «государева ока» был утвержден 60-летний Валерий Мачинский, до последнего времени возглавлявший управление Генпрокуратуры в Южном федеральном округе. На посту прокурора Мордовии Валерий Мачинский сменил Александра Сергиенко, отстраненного от должности в конце сентября после масштабной проверки, проведенной Генпрокуратурой России.

 

Кандидатуру Мачинского на пост прокурора Мордовии выдвинул Генеральный прокурор России Юрий Чайка. В минувшую среду, на очередной сессии Госсобрания РМ, мордовские парламентарии единогласно проголосовали за предложение Генпрокурора.

В первый же рабочий день Валерий Мачинский выразил желание пообщаться с представителями республиканских СМИ. Новый прокурор рассказал о жизненном пути, видении ситуации, планах, увлечениях и т.д. Выяснилось, что в свое время Мачинский чуть было не стал журналистом, а Мордовия для него не просто название, схожее с Молдавией.

- Когда после окончания школы встал вопрос, куда пойти учиться, я испытывал «раздвоение личности», разрывался между журналистикой и юриспруденцией, - признался Валерий Мачинский. - В последний момент чаша весов склонилась в юридическую сторону. Кстати, на юрфак я поступил только с третьего раза. Для меня это стало, можно сказать, историческим событием. Восторга и радости было столько, сколько не было даже тогда, когда я получил прокурорскую должность.

Но к журналистам я до сих пор отношусь с большим уважением. Я, как и вы, всегда имею свою точку зрения, поэтому философски отношусь к тому, что некоторые журналисты преподносят информацию не так, как бы нам хотелось. В конце концов, у каждого свое мнение, свои взгляды на происходящие события, своя трактовка тех или иных явлений… - после небольшого лирического вступления Валерий Мачинский ответил на вопросы журналистов.

- Валерий Михайлович, какие первостепенные задачи Вы видите перед собой?

- Первая обязанность пришедшего нового начальника – тщательно ознакомиться  с ситуацией, вникнуть в причины недостатков и наметить пути их устранения. Вы знаете, что по результатам последней проверки прокуратура Мордовии оказалась не на высоте и была взята на контроль руководством Генпрокуратуры. Но говорить только о недостатках я бы не хотел, есть и положительные стороны. Более предметно сказать ничего не могу, поскольку только сегодня с 9 часов утра приступил  к изучению ситуации. 

- Как оцениваете коллектив? Ожидаются ли кадровые перестановки?

- Коллектив оцениваю как боеспособный, работящий, думаю, что общими усилиями мы устраним все имеющиеся упущения. Тем не менее считаю, что без ротаций не обойдется, перемещения по службе будут в любом случае. На одном месте прокурор должен находиться пять лет, если больше – это перебор: человек обрастает связями, а это мешает работе. По себе знаю: девять лет отработал в Ульяновске, шесть – в Кургане… И еще. Я очень хотел бы, чтобы все триста сотрудников  прокуратуры Мордовии выполняли свою работу качественно и в установленные сроки. Но опять же, судя по имеющемуся опыту, знаю, что так не бывает. Всегда найдутся люди, которые просто отбывают рабочий день, а потом два раза в месяц получают зарплату. Такие люди нам не нужны. Также не могу понять, когда у сотрудника в активе нет ни поощрений, ни наказаний. Он как бы числится в списках полка, но его нет!

- Какие-то новшества намерены ввести?

- Собираюсь приглашать на подведение итогов работы не только районных прокуроров, но и их подчиненных. Одно дело, когда с «разбора полетов» приезжает районный прокурор и рассказывает коллективу, как его склоняли, стружку снимали… И совсем другое  восприятие реалий – когда молодые сотрудники имеют к этому самое прямое отношение. Такую практику я опробовал в Кургане и намерен продолжать здесь. А чтобы всем было понятно, как надо работать, я тиражирую лозунг «делай, как я». Могу привести пример. Сейчас молодые сотрудники приходят на работу прямо со студенческой скамьи – в 21 год. Мало того, что не имеют никаких профессиональных навыков, да еще и хилые! Когда спрашиваешь, сколько раз он может отжаться – начинает думать… Порой приходилось самому показывать пример.

Кроме того, обязательно встречусь с женами всех прокурорских работников. Считаю, что приоритетом в жизни должна быть семья и здоровье родных и близких. Этого требую и от своих подчиненных.

- Как Вы относитесь к тому, что  между законодателями и прокуратурой возникают разногласия?

- Вопросы возникают  в основном в сфере экономики – межбюджетных отношениях, налогообложения. Хочу заметить, что даже у специалистов в этой области возникают  затруднения. Мое видение этой проблемы – ни  в коем случае не доводить ситуацию до стадии судебного разбирательства. Будем приглашать на работу людей, которые имеют опыт трудовой деятельности в налоговых и финансовых органах. Эта практика уже наработана и оправдала себя. 

- Какое впечатление произвела на Вас Мордовия?

- Мордовия – это уже 15-е или 16-е место моей службы. Если относиться к перемещениям с места на место негативно, то можно скончаться от разрыва сердца, тем более, когда это связано с отрывом от близких… Честно говоря, я думал, что Ростов будет последним, или, следуя лексикону военных, - крайним местом  моей «творческой» биографии. Но вот поступило предложение возглавить прокуратуру Мордовии...

Я долго не раздумывал: девять лет работал по соседству, в прокуратуре Ульяновской области, успел не только побывать в республике, но и, будучи аспирантом, сдать в Мордовском госуниверситете кандидатский минимум по иностранному языку. Диссертацию защищал в Москве в бытность уже прокурором Курганской области. Темой была «Защита конституционных прав граждан средствами прокурорского надзора». Потом занимался преподавательской деятельностью, готов продолжить ее и в мордовских вузах.

В общем, от Мордовии у меня самые добрые впечатления. Кстати, в последний раз  я был в Саранске двенадцать лет назад, и сейчас город меня просто поразил. Если сравнивать с тем, что я видел в 1999 году, то это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Это действительно большое движение вперед, большой прогресс… Приятно понимать, что ты приехал в динамично развивающуюся республику.

- Чем Вы занимаетесь  в свободное время, есть ли у Вас увлечения?

- В выходные, когда не иду на службу, удаляю домашних из кухни и обед – всегда за мной. Поскольку родом я из Молдавии, то фирменное блюдо – мамалыга, ну и к ней – мясо, брынза и, по традиции, стакан молдавского вина. Золотая мечта каждого молдаванина – вырастить куст винограда или персика… Кстати, в Ростове я делал свое домашнее вино. Ну а поскольку шесть лет тянул лямку в Зауралье, то приобщился к охоте. Однажды убил лося. Впрочем, охочусь я не для того, чтобы обязательно убить какого-нибудь зверя, нет. Нравится сама атмосфера.

- Спортом увлекаетесь?

- Зарядку делаю ежедневно! До прибытия в Мордовию каждый день купался в Дону. С удовольствием играю в футбол, волейбол, бильярд. По телевизору люблю футбол посмотреть. Раньше болел за московское «Динамо», последние три года – за «Ростов», ну а теперь буду - за «Мордовию». Вы нас немного разочаровали. 4 ноября я, как полумордвин, сел у телевизора, смотрел матч с «Аланией», ожидал, что закрепимся на первом месте, но… не судьба. Надеюсь, что в будущем исправимся.

Собираюсь и по месту службы ввести здоровый образ жизни. Два раза в неделю весь коллектив, в том числе и районные прокуроры, и прокурор республики вместе с заместителями, в обязательном порядке будут заниматься спортом. Опять же, такая практика наработана во время курганского периода. Поначалу это воспринималось негативно, в том числе и вышестоящим руководством, но потом занятия спортом, работу с семьями, ветеранами возвели в официальный ранг. Получается, что мы опередили время.

О. Шувалова.


Personal web page Mordovia newspaper (с)