Не детская проблема

В садиках не хватает не только мест, но и воспитателей

Как решить кадровый вопрос в учреждениях дошкольного образования, когда с одной стороны – небольшая зарплата, а с другой – огромная ответственность?

 

Как сообщили в Центре занятости населения г. Саранска, кадровый вопрос в детских садах  стал ощущаться острее. На начало ноября 2011 года (по сведениям ЦЗН) в дошкольные учреждения города требуются 22 нянечки, 4 медицинских сестры, 11 музыкальных руководителей и более 30 воспитателей. Заявки на эти кадры  в общей сложности подали руководители 25 садиков. На поверку, правда, оказалось, что кое-где вакансии недавно закрылись, но в целом картина сильно не изменилась. Факты текучки кадров в системе дошкольного образования, к сожалению, имеют место. Есть примеры, когда воспитатель работает в две смены, потому что его, по сути, некем заменить. А случаются и такие прецеденты: когда у детей вообще нет «своего» педагога. Такая ситуация недавно была в подготовительной группе одного из городских садиков. Недовольство родителей понять можно: детей надо усиленно готовить к школе, а с ними занимается «подмена».

- Когда «своих» воспитателей систематически заменяют «чужие», то травмируется психика детей, особенно младших дошкольников, страдает процесс обучения и воспитания, - считает педагог дошкольного образования высшей квалификационной категории Альбина Куприкова (имя изменено). – От временных педагогов пользы мало. Ребенку сложно ежедневно перестраиваться, а приходящий воспитатель не успевает узнать индивидуальность каждого ребенка.

Справедливости ради отметим, что в этом году вакантных мест стало больше в связи с открытием нового детсада, дополнительных групп для дошколят. Например, во второй корпус прогимназии №119 требовалось 6 воспитателей.

- Штат укомплектовали полностью за две недели, - рассказывает директор Ирина Сардаева. – Много пришло молодых талантливых педагогов. Некоторые из них раньше работали в развивающих центрах. Молодежь привлекли и условия работы, и оплата труда. Сейчас у начинающего педагога зарплата составляет почти 9000 рублей, не считая стимулирующих выплат.

Но прогимназия – это не рядовой детский сад, престиж этого образовательного заведения во все времена был высок. Другим дошкольным учреждениям найти подходящие кадры гораздо сложнее. В больших садиках почти всегда есть по 2-4 вакансии для воспитателей и нянечек, но это не афишируется. «Сор из избы» выносить не принято, поэтому заведующие смотрят на ситуацию с оптимизмом: «У нас нормальная взаимозаменяемость. Проблем с кадрами нет».

Одна руководительница детского сада Саранска согласилась на неофициальную беседу с условием, что ее имя не будет названо.

- Детский сад стал пристанью для всех, кто планирует уйти в декрет или какое-то время «перекантоваться», чтобы заработать стаж. Найти хорошего воспитателя очень сложно, а обучать новичка ради двух месяцев работы, смысла нет. Чтобы работать с детьми, нужно иметь призвание, должны «глаза гореть». Не у каждого учителя получится быть воспитателем. У начальной ступени образования – своя специфика. Ребенка нужно воспитывать, развивать как разностороннюю личность, формировать навыки, а главное – обеспечить охрану жизни. Этому институт не всегда научит. Было немало случаев, когда новенькие воспитатели не справлялись со своими обязанностями, не могли элементарно организовать детей. С такими мы разрываем трудовые отношения сразу после окончания испытательного срока, поэтому вакантные места есть. Сейчас зарплата воспитателя существенно подросла и мы надеемся, что в детские сады придут достойные кадры.

Однако оплата труда - не единственный фактор повышения престижа работы воспитателя.

- От того, что мне будут платить больше, я не смогу работать лучше, чем сейчас, - утверждает Альбина Куприкова. – Свою работу надо любить, иначе с ней не справиться. Самое сложное, на мой взгляд, это найти подход к каждому ребенку. Дети год от года приходят более избалованными, капризными. Стало больше гиперактивных ребятишек, с которыми работать непросто. Не менее сложно найти подход к родителям. Некоторые мамы и папы почти полностью отстраняются от воспитания детей, зато предъявляют массу претензий. А у нас не один ребенок, и всем надо уделить внимание. Нагрузка колоссальная…Мы и дворники, и маляры, и плотники, и бухгалтеры. От нас требуют научных трудов, оформления уголков, а еще надо находить время на самосовершенствование. Смотреть на работу воспитателя свысока могут только те, кто имеет о ней слишком малое представление. Обидно, когда талантливые педагоги, отдавшие всю свою жизнь детям, уходят на пенсию, не имея никаких льгот. Таким воспитателям должно присваиваться звание заслуженного работника автоматически!

Не менее озабочены повышением статуса дошкольных педагогов тысячи мам и пап. Ведь они доверяют им самое дорогое, что у них есть. Любой родитель знает, что в садике главное не новые игрушки, красивая мебель, и даже не бассейн, а люди, которые будут находиться рядом с вашим ребенком.

С.Медведева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)