Искусственное препятствие

Заводской железнодорожный переезд мешает нормальной жизни целой деревни

Проблема, сложившаяся вокруг железнодорожного переезда в селе Полянки, пересекает добротная асфальтированная дорога, соединяющая село с соседним Зыковом и рузаевской трассой. По самим железнодорожным путям, которые принадлежат заводам и заканчиваются тупиком, составы проходят не часто. И не было бы в этом переезде большой проблемы, оборудуй его собственник как положено, обезопасив его звуковой и семафорной сигнализацией. В отсутствие оной, в село не могут проехать ни рейсовый транспорт, ни школьный автобус.

 

Полянки – село по современным меркам большое и процветающее. Выгодное географическое положение в непосредственной близости от крупнейших городов республики позволяет жителям оставаться в родных домах без проблем с поисками работы. Есть здесь и своя достопримечательность – святой источник, куда приезжают за водой не только из Мордовии, но и из Пензенской области. Дорога, соединяющая Полянки и Зыково с рузаевской трассой, пустой не бывает никогда. И это при том, что на въезде деревню от окружающего мира отсекает железнодорожная ветка, ведущая на неподалеку расположенные заводы. Как раз переезд через эту дорогу и портит сельчанам жизнь. Для деревень уже давно не является, к примеру, большой проблемой отсутствие школы. Благо, что в рамках нацпроекта «Образование» принята программа «Школьный автобус». Но в Полянки школьный автобус проехать не может – для этого пришлось бы пересекать нерегулируемый железнодорожный переезд. Теоретически не может через него проехать и рейсовый автобус. Признаемся, однако, что таковой в деревню все же проезжает, правда, на свой страх и риск. Кстати, официально конечной остановкой 35-го автобуса значится как раз злополучный переезд.
Опасность представляет и обильная растительность, скрывающая железнодорожное полотно от водителей. Правда, у переезда стоят все необходимые дорожные знаки. Автомобилисты их предписания соблюдают неукоснительно, опасливо останавливаясь перед железной дорогой. А опасаться действительно есть чего – состав появляется из-за угла неожиданно и незаметно.

- Здесь опасный поворот, из-за которого поезда не видно, - поясняет глава сельского поселения Оксана Хоружия.
«Многочисленные проверки и обследования со стороны транспортной прокуратуры и УГИБДД РФ по РМ признали состояние переезда еще в начале 2009 года неудовлетворительным, более того, он не отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Предписания требовали установить светофорную и звуковую сигнализацию, восстановить освещение, произвести вырубку древесно-кустарниковой растительности вдоль железнодорожных путей, установить направляющие столбики, произвести текущий ремонт дорожного покрытия», - сообщили в КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». – «Предприятия отказываются производить ремонтные работы, ссылаясь на то, что автодорога не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ».

- В прошлом году предприятия упирались на то, что автомобильная дорога сделана не под нужным углом, - поясняет Хоружия. – В прошлом году дорогу расширили, а в этом году администрация городского округа Саранск пошла нам навстречу и выделила средства, чтобы срезать дорожный уклон. Оборудование переезда сигнализацией стоит дорого – около четырех миллионов рублей. Никто, кроме самих собственников, эти работы произвести не сможет.
Интересно, что эпопея с переездом длится не первый год. Оксана Хоружия, придя на новую должность, сразу столкнулась с железнодорожной проблемой. Ситуацию пытаются урегулировать и сельское поселение, и муниципальные, и правоохранительные органы. Воз и ныне там.

«Поскольку все требования были проигнорированы, со своей стороны КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» обратилась в суд с исковым заявлением с целью обязать оба предприятия выполнить ремонтные работы», - сообщили в данной организации. – «Принимая во внимание то, что злосчастный переезд находится в собственности этих предприятий, остается только догадываться о причинах столь явно выраженного нежелания ухаживать за своим имуществом. Складывается впечатление, что «Рузхиммаш» и Рузаевский стекольный завод попросту жалеют деньги. Это притом, что прибыль обоих предприятий исчисляется сотнями миллионов рублей. Результаты этого противостояния ощущают ни в чем не повинные люди: школьники из соседнего Зыково вынуждены добираться до школы в Полянки пешком и в дождь, и в снег, пожарные и медики не уверены в том, что приедут на вызов вовремя, а желание посетить популярный в окрестностях родник второй раз уже не возникает. Несмотря ни на что, руководство заводов продолжает чинить препятствия для того, чтобы переезд из нерегулируемого стал регулируемым, и его, наконец, можно было пересекать совершенно безопасно. Не возымело действие даже обращение главы Администрации г.о. Саранск Владимира Сушкова в адрес генерального управляющего ОАО «Рузхиммаш» с требованием проведения работ по устранению выявленных нарушений. Точка в этом деле еще не поставлена. В начале июня состоится очередное судебное заседание. Будем надеяться, что здравомыслие бизнесменов возобладает над корыстью».

Пока мы стояли у переезда, мимо деловито проехал состав с тяжелыми вагонами. За полминуты до этого пути пересек комичный самопальный мотороллер, переделанный из мотоблока. Старичок-кулибин, оседлавший свой самоходный аппарат, даже и не посмотрел в сторону локомотива. Наверное, просто не услышал его в реве своего мотора…

- В Зыкове на переезде тоже нет шлагбаума, но он оборудован семафорами, - задумчиво говорит Оксана Хоружия. – Там таких проблем нет…

Виновником железнодорожной эпопеи стали крупные и уважаемые предприятия – флагманы промышленности. Без таких предприятий невозможен прогресс. Но только всё получилось наоборот. Там теперь, как сто лет назад, дети, чтобы попасть в школу, идут километры по оврагам в любую погоду. Прогресс?

П. Семенов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)