Ценовая лихорадка

По оценкам экспертов-экономистов разного рода аналитических групп, связано это будет преимущественно с подорожанием топлива. В ряду причин называют и рост спроса на мировой арене, что, в свою очередь, повлияет на ситуацию даже в каждом отдельно взятом регионе России.

В мире
Стоимость сельскохозяйственной продукции продолжит расти в следующем году на фоне растущего спроса со стороны стран с развивающейся экономикой, включая Китай, а также из-за повышения цен на топливо, приводит агентство Bloomberg мнение аналитиков Rabobank Groep NV. Как отмечается в отчете банка, в уходящем году со стороны Китая наблюдался ажиотажный спрос на сельхозпродукцию, включая кукурузу, повышение цен на которую оказало влияние на стоимость почти всех прочих зерновых. Аналитики банка даже отмечают, что спрос со стороны Китая «меняет структуру некоторых мировых сельскохозяйственных рынков».
Кроме того, по мнению экспертов Rabobank, разогревать рынок будут растущие цены на нефть, а значит, увеличивающиеся издержки производителей и перевозчиков, а также низкий уровень мировых запасов продовольствия и слабеющий доллар. Многие эксперты, включая аналитиков Rabobank, опасаются повторения ситуации 2008 года, когда рекордный рост цен на сельхозпродукцию вызвал настоящий продовольственный кризис в ряде регионов. «Учитывая, что Китай в следующем году импортирует 8 млн тонн кукурузы, цены на нее будут определять движение цен во всем зерновом комплексе в следующем году, — говорится в отчете Rabobank. — Мы также полагаем, что рост цен на энергоносители послужит катализатором для высоких цен на продовольствие».

В России
В свою очередь российский продовольственный рынок «успешно» трясет и без дополнительных повышений цен на топливо. Не секрет, что для многих сегодня колбаса или рыба – продукты практически деликатесные. Основной едой граждан малоимущих являются макароны и картошка. Так вот из-за летней засухи картошка теперь тоже оказывается в числе продуктов недешевых. К примеру, ее стоимость уже превысила отметку в 50 рублей за килограмм. При этом ходят слухи, что это вовсе не предел, и к концу зимы цена картошки достигнет 100 рублей.
Президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Владимир Башмачников уверен, что 100 рублей за килограмм – вполне реальная цена. В интервью на одном из федеральных Интернет-сайтов он указывает и на другую потенциальную беду: «После неурожайного года будет проблема и с семенным материалом. За один год не поправишь дела полностью». Выводы Башмачникова подтверждает и статистика: только за вторую неделю декабря стоимость картошки выросла на 4%. В месячном исчислении (если учесть проценты на проценты) это составляет 17-18%.
Рост цен на картофель объясняется жесточайшей засухой летом этого года. Даже по официальным данным Минсельхоза, валовой сбор картофеля упал по сравнению с запланированными цифрами более чем на 40%. В общей сложности его в России собрано около 21-23 миллиона тонн (точные цифры привести сложно, поскольку 84% сбора картофеля приходится на приусадебные участки и мелкие крестьянские хозяйства). Потребности России в картофеле составляют 29-32 миллиона тонн. В прошлом году в стране было собрано 28,8 миллиона тонн картофеля, импортировано ещё около 400 тысяч тонн.
Плачевная ситуация усугубляется тем, что в Европе цены на картофель также резко пошли вверх. В ноябре оптовая цена на него была примерно в 2 раза выше, чем год назад - 246-293 евро за тонну, в отдельных случаях цена достигает 352 евро за тонну. Это уже привело к тому, что сейчас в России оптовые партии голландского картофеля предлагаются по 23-25 рублей за килограмм (0,57-0,59 евро/кг). Несложно предугадать конечную цену голландской картошки: 50% накидывает оптовик, ещё 50% - магазин, плюс 18% НДС. Конечную цену на заграничные клубни можно посмотреть в любом магазине – она начинается с 70 рублей и достигает 120-ти.
России, чтобы покрыть дефицит картофеля внутри страны, придется его импортировать – минимум 4 миллиона тонн. Но тут есть несколько объективных и субъективных препятствий. Первое – для его перевозки в мороз требуются специальные холодильные установки с регулируемой температурой. Их использование резко удорожает перевозку. Второе препятствие – это решение Россельхознадзора приостановить импорт картофеля из-за обнаруженного в нем насекомого-вредителя – нематоды.
Не стоит забывать, что 84% всего картофеля в стране выращивается на частных подворьях – это и пресловутые «6 соток», и деревенские огороды, и фермерские хозяйства. Социологические опросы показывают, что преимущественно со своих огородов питаются 35-40% населения, а существенной прибавкой к личному бюджету выращенное на земле считают ещё 25-30% россиян. Итого 60-70% граждан России зависит от того, что оно вырастило на своём огороде.
Несложно предсказать, как скажется на их благосостоянии снижение сбора картошки на 40-50%. Стоит напомнить, что картошка в России фактически является не «вторым», как это принято считать, а «первым хлебом» - среднестатистический россиянин потребляет его 130 килограммов в год. Лишь несколько стран в мире могут сравниться с Россией в этом показателе – Литва, Белоруссия, Польша. Для сравнения: в общей сложности хлеба, круп, макарон и бобовых россиян съедает около 120 кг в год. То есть среднестатистическая бедная российская семья вынуждена будет докупать картошку, и по 100 рублей за 1 кг – при том, что её такой семье нужно на год килограммов 200-300 – это очень болезненные траты.
А чем в рационе они могут заменить подорожавшую картошку? Крупы – еще одна еда российских бедняков – растут в цене такими же, как картошка, и даже более значительными темпами. Так, в декабре оптовики закупают гречку по 70-80 рублей за килограмм, а по пути к прилавкам магазинов ее стоимость к началу следующего года может вырасти до 100 рублей. Уже сейчас крупа в ряде регионов в рознице стоит столько же, как самое дешевое и ходовое мясо - куриные тушки.
Среди других крупяных изделий ускоренными темпами росли цены на пшено, которое за ноябрь стало дороже на 15,5% (в октябре – ещё на 13,9%). Цены на крупы овсяную и перловую, а также на овсяные хлопья «Геркулес» выросли на 5,3% и 3,8% соответственно.
А сейчас ещё стали появляться страшные прогнозы о неурожае пшеницы в Австралии и, следовательно, резком росте цен на неё. Ситуацию усугубляет то, что Россия впервые за 10 лет собралась покупать за границей 3-3,5 миллиона продовольственной пшеницы. В следующем году большого урожая зерновых ждать тоже не стоит – этой осенью озимых было посеяно на 18% меньше, чем годом ранее.
Летом был и большой недобор кормов для животных: сена, сенажа и силоса крестьяне заготовили на 20-25% ниже нормы, фуражное зерно растёт в цене (с 4 тысяч рублей за тонну весной 2010 года до 5,5 тысячи в ноябре).
Неудивительно, что уже начинают сбываться летние прогнозы о скором массовом забое скота. Обошедшие весь Рунет фотографии 500 тысяч умученных цыплят в Курской области - как раз из этой серии. Подоспели и официальные цифры, подтверждающие массовый забой скота. Так, Росстат отчитался, что в ноябре по отношению к соответствующему периоду 2009 года производство мяса выросло на 112,1%. Да, такой забой скота даёт временный эффект –
говядина «всего» растет в цене на 0,4% в неделю, но понятно, как взлетят на неё цены будущей весной (как и на молоко).

В Мордовии

Зерна в этом году собрано в четыре раза меньше предполагаемого, на треть меньше - сахарной свеклы. Финансовый ущерб от засухи потянул на 12 миллиардов рублей.
При этом планы на 2011-й правительством республики ставятся амбициозные.
К примеру, на 25% предполагается увеличить производство мяса скота и птицы. Однако в Минсельхозпроде РМ отмечают, что весомая прибавка ожидается за счет новых мощностей агрофирм «Октябрьская», «Норов», «Селищинское», «Моргинское», «Мордовский бекон». В рамках республиканской целевой программы развития мясного скотоводства в 2011 году поголовье мясного и помесного скота планируют довести до 15 тысяч голов, в том числе маточного – до 5 тысяч голов.
Кроме того, в Минсельхозпроде РМ акцент делают на том, что по убою скота ведется жесткий контроль. Объясняют тем, что Правительством РФ для преодоления последствий засухи республике выделено почти 1,5 миллиарда рублей бюджетного кредита сроком на 3 года. Аграрии более 70%  этой суммы получили напрямую как субсидии. Плюс к этому – 449 миллионов рублей прямых безвозвратных дотаций. Кроме этого, на поддержку сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, 830 миллионов рублей направлены из бюджета республики. Пролонгированы на 3 года более 800 миллионов  рублей банковских кредитов. Причем пролонгация продолжается, и каждый день эта цифра увеличивается. Но суть в том, что при снижении поголовья все средства государственной поддержки должны быть возвращены в бюджет до 1 июля 2011 года. Это означает, что при снижении в первом квартале поголовья КРС республика должна будет вернуть все полученные почти 2 миллиарда рублей. И потеряет право претендовать на свою долю в дополнительных 10 миллиардов рублей, которые выделит правительство России для преодоления последствий засухи. «Таким образом, кратковременный выигрыш от продажи забитого скота может обернуться для сельхозпроизводителя банкротством, - комментируют в Минсельхозпроде РМ. – Это, в свою очередь, скажется на всей республике, поскольку от такой безответственности одного производителя проиграют остальные хозяйственники нашего региона. Сейчас идет отел коров. За месяц вместе с частным сектором будет получено 5 – 6 тысяч телят. Только за счет лучшей их сохранности по сравнению с прошлым годом мы можем не допустить снижения поголовья в целом и получить дополнительные деньги, которые крайне нужны на покупку кормов, развитие производства в целом».
Таким образом, можно предполагать, что цены на мясо по Мордовии не должны резко упасть или подскочить. За счет планового увеличения поголовья скота в республике и предотвращения его массового убоя возможно выстраивание баланса между стоимостью продукции местных производителей и привозной, с учетом, что цена на последнюю будет накручиваться за счет перевозок. Но это не отменяет вероятности как снижения стоимости мяса сейчас и удорожания его к концу зимы. Другое дело, что колебания эти могут оказаться незначительными. Хотя для  определенного числа наших граждан стоимость мяса и при понижении цены на него, и при повышении – равнозначно финансово непреподъемна.
Стоимость картофеля в Мордовии также растет. Если осенью его стоимость складывалась из разного рода накруток, например, за импортирование, то теперь к этому прибавятся дополнительные затраты на хранение.  «Сначала град погубил наш картофель, морковь, свеклу и капусту на 270 гектарах засеянных площадей, — говорит начальник отдела продаж ГУП РМ «Тепличное» Александра Моисеева. — А затем наступила засуха. Но население прошу не паниковать. Картофелем мы город обеспечим. В этом году весь собранный урожай мы оставляем на внутреннее потребление. Единственное — нам может не хватить моркови, поэтому будем ее докупать в соседних регионах. Важный момент! Каждую осень россияне закупают овощи впрок, и прежде всего картофель. В этом году советую этого не делать: практически все виды корнеплодов очень пострадали от различных болезней и подвержены гниению. Закупив картошку и морковь на зиму, население может выкинуть на ветер много денег».
В крупных продовольственных магазинах Саранска отмечают, что в случае масштабного удорожания продукции по всей стране держать стоимость товаров на прежнем уровне будет просто невозможно. «В таком случае поставщики откажутся иметь с нами дело, - поясняет администратор одного из гипермаркетов города. – Мы окажемся в ситуации, когда прилавки окажутся пустыми. А подобный вариант развития событий тоже вряд ли порадует покупателей».


В.Новожеева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)