Глушково – не глухомань?

Путевые заметки из Кадошкинского района

Село Глушково в Кадошкинском муниципальном районе пока нельзя считать глухоманью. Здесь функционирует администрация сельского поселения, начальная школа, три магазина, сельхозпредприятие «ООО «Глушковское». По официальной статистике, имеются еще Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, но они практически не работают. Почему?

 

Медпункт - на замке

- Жизнь пошла кувырком, - признаются сельчане. – По телевизору слышим, что сельские жители имеют такое же право на медицинскую помощь, как и городские. На деле всё по-другому. В нашем селе вот уже несколько месяцев бездействует медпункт. Люди каждый день смотрят на висячий замок, а что толку? Не идут к нам работать медики. У них очень маленькая зарплата…

На недавнем сходе граждан села Глушково было заявлено, что проблема, якобы, решается. Представители органа местного самоуправления надеются, что работа медпункта возобновится с трудоустройством специалиста, проживающего в соседнем селе Большая Поляна. Каждый день женщина, дескать, будет ездить туда-сюда на велосипеде. Ладно, летом это допустимо, но как быть в зимние морозы, осеннюю и весеннюю слякоть? К тому же, от Большой Поляны до Глушкова не менее 5 километров наберется. Сельчане считают, что «нужен свой доктор», к которому можно было бы обратиться за помощью днём и ночью.

 

«Можно обойтись без клуба»

- В принципе, без клуба можно обойтись, - услышали мы в администрации Глушковского сельского поселения. – Молодежи-то в селе не осталось – вот главная беда. Есть школа-красавица, но четыре начальных класса, всего девять учеников, занимаются в одном классе. Остальные помещения практически пустуют. А ведь здание строили не так давно – в 2002 году. Всего больше 800 квадратных метров полезной площади. 

Следует внести некоторую ясность. Кроме младшеклассников, в Глушкове почти столько же старшеклассников, которые ежедневно отправляются в «поход за знаниями» в село Адашево. Путь не близкий, прямо скажем, но детей возят на автобусе. Непривычно вставать утром рано, «собирать» все ямы и ухабы на дорогах, терпеть другие неудобства, однако деваться некуда. Так власть районная распорядилась. Видно, в стремлении за всероссийской «модой» - оптимизировать бюджетные средства. 

Решили сэкономить и на культуре, точнее, на содержании клубного помещения. Если быть до конца последовательным, то, может быть, и штат культработников надо упразднить? А то ведь кто-то получает зарплату за «дела культурные». С другой стороны, почему бы в том же пустующем здании школы не выделить отдельное помещение для ДК и не сделать отдельный вход? Или все культурно-массовые мероприятия проводить в спортивном зале. Тем более, в школе на какое-то время уже открывали клуб. А потом быстро закрыли. Почему? Ни заведующая начальной школой Г.С. Байшева, ни недавно избранный глава администрации Глушковского сельского поселения Д.А. Агеев не могли дать убедительного ответа на этот вопрос.

 

«Золотое» молоко из Саратова

Непонятно и то, почему в магазинах Глушкова продают молоко не от мордовских производителей, а везут этот продукт, не поверите, аж из Саратовской области. В пакетах, емкость которых сильно проигрывает по сравнению с привычной тарой. Вместо 1 литра саратовцы наливают 850 граммов молока. Зато по цене на этот товар иногородцы проявляют чрезмерную прыть. Сорок пять рублей за пакет(!). Это почти в два раза дороже мордовского пастеризованного молока.

Однако когда начинаешь разбираться в ситуации скрупулезно, выясняется, что люди вынуждены покупать любое молоко, даже заграничное. И за любые деньги. Потому что в Глушкове дойных коров осталось очень мало. По словам специалистов сельской администрации, всего на личных подворьях этих животных насчитывается больше пятидесяти, а вот сами сельчане называют совершенно другую цифру – 26. Кому верить? В любом случае, оскудела «молочная река» в Глушкове. Факты говорят об этом.

К примеру, в прошлом году поселение полностью провалило план по закупу молока от населения. Так, вместо 75 тонн от частников было закуплено лишь 46 тонн молока. Кстати, в настоящее время в селе вообще не ведут сбор молока из подсобных хозяйств граждан. Почти на «нет» сведена работа по сдаче мяса. Как нам поведали, что за четыре прошедших месяца текущего года сельское поселение реализовало через заготовителей лишь 700 килограммов мяса, тогда как план на текущий год составляет 9 тонн.

Старики и старушки рады бы купить у частников парное молоко и свежее мясо, но излишков этой продукции просто нет в селе. Говорят, некоторые пожилые и больные люди записываются в очередь за продуктами, произведенными на домашней ферме.

 

Телята вместо зарплаты

Некоторые чиновники района иногда любят хвастаться тем, что сумели сохранить в селах  сельхозпредприятия. В Глушкове, как уже заметили, оно тоже есть. Но как работает?! Не зря на сходе граждан стыдили руководство ООО «Глушковское». Производственные задачи не выполняются, низка производительность труда, нарушается технологическая дисциплина. Кругом халатность и отсутствие добросовестности. В результате работники хозяйства «живые» деньги, говорят, держат в руках очень редко, в основном к каким-либо праздникам. Иногда тружеников рассчитывают натуроплатой, в том числе маленькими телятами.

Зашли в один из сельских магазинов, где люди захотели полностью выговориться. Но каждый делал оговорку, чтобы они не попали в объектив фотокорреспондента и не записали их фамилии. Иначе, как признались, районное начальство потом их «съест». А «секреты» от простых сельчан тоже простые. В селе гонят самогонку и тут же продают. По какой цене – тоже сказали. За одну бутылку 70 рублей. Для сравнения в магазине сейчас самая дешевая водка стоит 170 рублей. За прошлый год глушковцы приобрели этой продукции около 100 ящиков, или 2 тысячи бутылок. Если разделить это количество на число проживающих в селе Глушково (240 человек), то на каждого приходится больше 4 литров. С учетом, конечно, всех стариков и детей.

И еще об одном позорном явлении. Многие глушковцы, не имея в семье денег, вынуждены идти в магазин с поклоном за товаром. Берут его в долг, а сумму продавцы записывают в особый журнал. По данным только одного магазина, общая задолженность за отпущенные продукты питания и другие товары составляет около 100 тысяч рублей. А всего в этот процесс вовлечено порядка 40-50 сельчан.

 

А возле памятника - мусор

Несмотря на то, что отдельные начальники могут глушковцев «поставить на место» и «съесть», люди не скрывали то, что в селе очень плохие дороги. Местное хозяйство не вовремя выдает зерно за аренду земли. Кроме того, местная власть мало внимания уделяет благоустройству территории поселения, в частности, организации вывоза бытового мусора. В последнее время сельчане испытывают некоторые трудности с получением корреспонденции, писем, печатных изданий. Это, говорят, связано с тем, что в селе нет своего отделения почтовой связи. Почтальонке приходится ходить за всем в соседнее село Паево. Туда, где тоже накопилось немало острых социальных проблем.

…Уже покинув Глушково, мы решили заехать в другой населенный пункт  Кадошкинского района. Речь о деревне Картлей. Там нашелся пенсионер, который на свои личные сбережения соорудил постамент на местном погосте, вписав в гранитную плиту фамилии и имена более 60 земляков. Они погибли и пропали без вести во время Великой Отечественной войны. 

Однако заметим, что в самой деревне тоже есть подобие памятника павшим воинам. Но такое безобразие творится вокруг него! Неужели не стыдно за это депутатам, чинушам из Кадошкина? Ведь вот-вот грядёт святой для всего российского народа праздник – День Победы. 

Н. Атласов.

Фото: Н.Каранов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)