Большой души человек

Самыми хорошими словами вспоминают министра образования В.А. Валькова коллеги, семья и друзья

Здесь вековые сосны упираются в небо. Самые причудливые растения, ягодники, грибы — всего перечислить невозможно. Это одно из самых красивых мест расположено в заповеднике «Смольный». В здешних местах, на немногих опушках, совсем недавно было несколько маленьких деревень. Васильевка — одна из них. Природа всегда сказывается на формировании человека, особенно, если он здесь родился, жил хотя бы несколько лет. Именно в этих местах, в начале жизни  происходит становление человека: его здоровье – физическое и  духовного.

 

Учил учеников, пел в хоре

Сейчас Васильевки нет, как и многих других деревень. Но прожившие здесь хотя бы недолгое время успели впитать в себя силу могучего соснового бора, красоту высокого бездонного неба, чистоту лесных родников. Не зря говорят, что благодатная земля взрастает благородного человека. Была в деревне небольшая начальная школа. Вместе с местными ребятами начал постигать знания, вышел на свой жизненный путь и любознательный мальчик Витя Вальков.

Учеба давалась ему легко. Но он не довольствовался своими способностями, старался постичь больше, чем заложено в учебниках. Читал, решал задачи, мастерил. Пытливость, желание знать больше остались на всю его жизнь. Окончив с отличием семилетку, Витя без труда поступил в Ичалковское педагогическое училище. Кто учился, воспитывался в таком учебном заведении, тот знает все преимущества его перед всеми другими средними специальными, как тогда их называли, образовательными учреждениями. И Виктор здесь постиг многое. Научился петь, играть на нескольких музыкальных инструментах, познал азы изобразительного искусства. Впоследствии все это так пригодилось в жизни. Но главное, он увлекся основными предметами — особенно математикой. Закончив с отличием педучилище, его как одного из преуспевающих выпускников, овладевших и знанием методик, направили в одну из школ далекой Пермской области. Теперь, уже учитель Виктор Александрович, понял, что полученных знаний для дальнейшей жизни мало. Он  поступил в Мордовский педагогический институт. Главным образом постичь математические знания. Закончил учебу опять с красным дипломом. Тогда было правило — куда направят, там и будешь работать. Он охотно согласился преподавать в Кочетовской средней школе Инсарского района. Молодой, энергичный Виктор Александрович не только учил детей математике. Он сразу же стал самым активным в общественной жизни школы, села. Его по праву считают организатором знаменитого ныне не только в Мордовии Кочетовского народного хора. Сам играл на баяне, руководил самодеятельными артистами. Его дело сейчас умело, энергично продолжает Анна Трофимовна Асташкина.   

Мне приходилось бывать с кочетовскими певицами в селах Башкортостана, Ульяновской области. Благодаря выступлениям хора, люди знакомились с представителями Мордовского края. Успех везде сопутствует им. Так первое начинание молодого тогда учителя В.А. Валькова дало хорошее продолжение. О Кочетовке, и не только, знают ныне от Финляндии до Приморского края. Активного, энергичного учителя назначили скоро директором этой школы.


При нем наступила оттепель

Существовало в советское время понятие «партийная номенклатура». На заметку брали толковых, трезвых, работящих, словом, лучших. Быстро попала в этот список кандидатура В.А. Валькова. Назначили его секретарем, а затем директором большого совхоза «Кочетовский». За время его руководства дела в хозяйстве заметно поправились, совхоз стал числиться по многим показателям первым в районе. Это и привело Виктора Александровича на первую, высшую то есть, ступеньку в районной иерархии. Он руководитель района, одного из самых тогда больших в республике.

Я бы, может, и не поверил начисто всем похвальным отзывам о первом секретаре, не зная  его лично. Работая в республиканской газете, мне часто приходилось бывать в районах, всегда начинать дела именно со встреч с тогдашними главами, как их сейчас называют. Виктор Александрович не стеснялся сам сесть за руль и ехать с корреспондентом по хозяйствам. Земли, фермы, людей он знал хорошо. С людьми – директорами или  доярками, механизаторами разговаривал не повышая голоса, тактично. Что советовать – знал. Я иногда, не веря такому отношению к людям, задавал им вопрос наедине: «Правда ли секретарь такой уважительный?». Ответ был один: он такой со всеми, всегда.

— С приходом Виктора Александровича на высший пост в районе наступила оттепель, — рассказывает Р.В. Долотказин, начальник отдела образования. — Люди почувствовали себя именно людьми, особенно руководители. Но это не значило, что можно было расслабиться на работе. Спрос был жесткий. Безответственности, лени Вальков не мог переносить. Просто был такой вот человек. Работал сам, увлекая других .



«По знакомству не назначал»

Будучи и руководителем республиканского масштаба, а он работал в аппарате Совета Министров (нынешнее Правительство), заведовал орготделом (то есть все кадры повышались через его рекомендации), а затем возглавил Госкомитет РМ по профтехобразованию (уровень министра). А когда эта структура влилась в состав Министерства образования, В.А. Валькова назначили руководителем этого ведомства.

— При создании новых отделов, распределением должностей он учитывал прежде всего деловые качества, ответственность человека. Никакого назначения «по знакомству», — рассказывает бывший первый заместитель министра В.И. Борискин.

Именно на этом посту раскрылся недюжинный талант организатора Виктора Александровича. За десять лет пребывания в этой должности было построено большинство ныне действующих профессиональных училищ, в основном завершено формирование системы профобразования в республике. Правда, большинство из них  сейчас реорганизовано в колледжи, лицеи, техникумы. Без созданной тогда основательной базы это было бы просто невозможно.

Как о недюжинном организаторе, генераторе идей и просто талантливом человеке вспоминают о В.А. Валькове те, кто с ним работал, продвигает  систему профессионального образования ныне. Флагманом среди таких учреждений по праву называют бывшее училище №36, а сейчас Саранский автомеханический техникум. Руководит им  двадцать пять лет Иван Николаевич   Шлукин. Базовым заводом училища был телевизионный. Для предприятия и готовили кадры. Это училище уже тогда выделялось среди других высокой оснащенностью техникой, лабораториями. А главное, воспитывали у учащихся ответственность за дело. В мастерских учебного заведения изготавливали цветные телевизоры, качество их было не хуже чем с заводского конвейера.

Сейчас в техникуме лучший не только в Мордовии модельный учебно-технологический компьютерный центр. При техникуме успешно работает автосервис.

А все перспективные вопросы развития мы разрабатывали с Виктором Александровичем, - вспоминает руководитель техникума, председатель совета директоров учреждений начального профессионального образования Мордовии И.Н. Шлукин.- Кстати, первые лицей, гимназии появились уже при В.А. Валькове. Это был расцвет системы профобразования.

Тогда еще был создан и успешно действовал Дом  техники учащихся профтехобразования. Уже ровно тридцать лет назад они изготовили ходящего, говорящего робота. Его неоднократно видели на выставке, с ним общались посетители. Это было по тогдашним понятиям настоящим чудом.

 Развивалось в те годы межрегиональное сотрудничество. Мордовские  директора, мастера производственного обучения ездили за опытом в Ленинград, Ижевск, Чебоксары и так далее. Приезжали гости в Мордовию. Рационализация была сильно развита.

 Известен своими выпускниками, делами нынешними Саранский политехнический техникум, бывшее профессиональное училище №21 на улице Володарского.

- Виктор Александрович дал серьезное направление для системы,- рассказывает директор политехнического техникума М.Е. Голиков.- Благодаря его идеям работаем по сей день в новых рыночных отношениях. Развиваем базу, готовим востребованных специалистов для промышленности республики, и не только.

  О демократичности стиля руководства говорят те специалисты, которые с ним тогда работали.
— Он не ругал нас повышенным тоном голоса, как иные министры, — говорит специалист И.М. Наумкин. — Просто говорил: «С заданием вы не справились. Давайте подумаем, как решить этот вопрос».

 Думал, конечно, больше он сам. А нам, конечно, было стыдно, если мы не выполняли какое-то поручение. Такое человеческое обращение с нами обязывало работать с большой ответственностью. Словом, не оскорблял Виктор Александрович никого, ценил  человеческое достоинство. О нем осталась у нас добрая память.

— Будучи математиком по образованию, министр сам писал основательные доклады, выступления. Не перекладывал все на подчиненных, барином не был. Рядом с ним стыдно было бездельничать, — говорят о В.А. Валькове бывшие его коллеги. А еще вспоминают, как он повторял, что в жизни ему везло на хороших людей. Видно, потому он сам был таким.


Делать только хорошо

В.А. Вальков свою хозяйственную, партийную деятельность совмещал с активным участием в общественно-политической жизни республики. Он был депутатом Верховного Совета республики ряда созывов. Вся его работа от учителя до министра высоко оценена государством. В.А. Вальков награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

«Делать только хорошо, а плохо само получится», «лень — мать всех пороков», — так говорил отец В.А. Вальков своим детям.

— Всем хорошим во мне я обязана папе, — вспоминает об отце Нина Викторовна Гришкина, первый заместитель директора Саранского лицея № 26. Кстати, она пошла по стезе отца — учительской. С отличием окончила педучилище, только Зубово-Полянское, с красным дипломом - университет.

— Когда родители живы, чувствуешь себя защищенной, особенно, как наш папа, — говорит далее Нина Викторовна. - Дело не в материальной стороне. Просто так хотелось проявить внимание к папе, позаботиться о нем. После его смерти мы осиротели.

Только самыми хорошими словами вспоминает о своем муже В.Ю. Валькова. «В марте нынешнего года ему исполнилось бы восемьдесят, — говорит она. — Но, видимо, хорошим людям не дано долго жить».

И. Потапов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)