Кто наживается на ТСЖ в новостройках?

Прозрачные расчеты для товариществ собственников жилья зачастую остаются запредельной мечтой

ЖКХ считают «черной дырой» - сколько за услуги ни плати, обслуживание лучше не становится. Исключением в этом плане не стали даже ТСЖ, где собственники имеют законное право голоса и сами решают кому платить, сколько и за что. Обычно даже при такой «идеальной» форме управления ответ перед ними за каждую потраченную копейку держать собираются не всегда.


Без права выбора

Как правило, товарищества собственников жилья заключают договора на оказание услуг в части управления многоквартирным домом. С этого момента и начинаются многие «непонятки» и финансовые неувязки. Немало случаев, когда деньги ТСЖ поступают не на счет конкретного дома, а в «общий котел» управляющей компании. Понятно, что при такой схеме взаиморасчетов проследить целевое расходование средств УК весьма проблематично. Хотя по закону контроль над денежными платежами, проверка финансовых вопросов, качество оказанных услуг и их оплата по факту сохраняется за правлением ТСЖ. На деле же все нередко складывается иначе. Бразды управления финансами переходят в другую структуру – обслуживающую, а собственники жилья остаются не «у дел».

Обычно заложниками подобной ситуации становятся жильцы новостроек, где ТСЖ создаются очень быстро и также заключается договор с управляющей компанией. Причем реального выбора УК фактически не представляется. Собственников жилья просят уже по факту подписать договор.

Читатель «Мордовии» Николай, попросившей не называть его фамилии, живет на Светотехстрое. Он рассказал, как недавно определялись с формой управления в его доме.

- Никакого выбора не было. На собрании собственников жилья присутствовали только представители ООО «Домком-сервис». Они рассказали о преимуществах создания ТСЖ в новом доме. Когда большая часть присутствующих согласилась объединиться в товарищество, нас просто поставили в известность: «это ваша управляющая компания». За жильцов все уже давно было решено. Потом работники управляющей компании представили нам нашего председателя ТСЖ. Альтернативы не предлагалось.

По понятной причине новоселы первоначально не придают большого значения всей важности подобных мероприятий. Занятые приятными хлопотами с благоустройством квартиры, покупкой мебели и переездом, они забывают спросить про тарифы, проверить качество обслуживания и вообще согласны на все. Все «прелести» управления для них открываются лишь потом, когда приходят квитки об оплате.


Золотые трубы и платиновые антенны

Стоимость обслуживания – не последний фактор, привлекающий УК в новостройки. Больших финансовых вложений в «первичку» делать не нужно, но при этом брать приличную плату с жильцов за текущий ремонт не возбраняется. Хотя он, по сути, здесь не требуется, а если и делается, то бесплатно.

- Новые дома находятся на гарантийном обслуживании 5 лет, - рассказывает главный специалист Управления по работе с ТОС и ТСЖ Администрации Саранска Павел Котин. – За это время застройщики исправляют все свои строительные огрехи.

Между тем, сравнивая платежки жильцов нескольких новостроек Светотехстроя, можно сделать вывод, что стоимость техобслуживания не такая уж копеечная. У каждой фирмы она своя, но в среднем частные управляющие компании берут по этой строке 3,33-3,41 рубля за один квадратный метр. Для сравнения, в этом же районе есть не новые дома с лифтами, где за технический ремонт общего имущества платят больше всего на 1 рубль 30 копеек. Стоит оговориться, что это жилье обслуживает домоуправление. Это вполне объясняет несоразмерную плату по обслуживанию жилья, в техническом состоянии между которым, сами понимаете, – пропасть.

- Неужели на техобслуживание нового дома требуется средств, как на ремонт? – вопрошает новосел Ольга Александрова. - Может быть, в подвалах установлены золотые трубы, а на крышах платиновые антенны? Добиться какой-либо информации о деятельности управляющих компаний порой просто невозможно, особенно, если дело касается финансовых вопросов. Почему мы не можем знать, сколько наша управляющая компания потратила средств, к примеру, на текущий ремонт, благоустройство дворовой территории?


Двойной тариф?

Мы позвонили в одну частную УК города, чтобы узнать, на какие нужды идут запредельные суммы в новостройках, и оказалось, что большей частью - не на дорогостоящие материалы, а на «титанический» труд  работников. Например, техничка получает больше завуча школы - свыше 10 тысяч рублей. Что же говорить обо всех остальных «золотых» работничках фирмы? В любом случае, все финансовые вопросы должны находиться на контроле у председателя ТСЖ. Он должен ежемесячно отчитываться перед жильцами за проделанную в доме работу, предоставлять ксерокопии счетов.

Но это в идеале, на самом деле председатель часто оказывается, что называется, «ни сном, ни духом». Между тем жильцы ему платят зарплату, в том числе и за информационную осведомленность. Надо отметить, что в новостройках тарифы на работу старшего по дому нередко бывают необъяснимо высоки. Не зря говорят, если жильцы платят за услуги и работы по управлению, то стоимость оплаты труда председателя должна быть номинальной. Иначе получается двойной тариф.


Правила игры

- Порядок с прозрачностью расчетов будет наведен в ближайшее время, - прокомментировал ситуацию Павел Гарунович. – ТСЖ, как заказчик, имеет права и обязанности по контролю объемов и качества работ, проводимых управляющей компанией в доме и имеет полное право не оплачивать или снизить плату при невыполнении, либо неудовлетворительном выполнении определенных договором услуг. Председатели ТСЖ не должны иметь трудовых отношений с управляющей компанией, обслуживающей жилой фонд. Если же председатель ТСЖ является сотрудником управляющей организации, то он является лицом заинтересованным и вряд ли откажется подписывать сомнительные акты выполненных работ, предъявляемых управляющей компанией к ТСЖ. Поэтому в интересах жильцов такого управдома переизбрать.

Прорабатывается вопрос о создании на базе Саранского расчетного центра «единой бухгалтерии» для ТСЖ. Дело в том, что не в каждом товариществе собственников жилья оплачивать услуги бухгалтера рентабельно. Таким образом, создание единого органа по взаиморасчетам позволит решить несколько проблем. На начальном этапе здесь будут работать несколько бухгалтеров на каждый район города.

Однако отметим, что этот порядок коснется далеко не всех управляющих компаний. Вряд ли некоторые частные УК добровольно откажутся снимать с жильцов весьма «жирные сливки». 

Что же порекомендовать собственникам,  у которых оформлены договорные отношения с «непрозрачными» УК?
-  Провести собрание, на котором выставить требование управляющей компании перейти на прозрачные схемы по заказу, приемке и оплате выполненных работ через уполномоченные кредитные учреждения, - сообщил начальник Управления городского хозяйства Администрации Саранска Александр Голянин. – Если УК на это не идет, тогда поставить вопрос о расторжении договорных отношений и выбора другой управляющей компании.

Таким образом, заставить держать ответ перед жильцами могут только сами собственники – спасение утопающих дело рук их самих. Если вы чувствуете, что управляющая компания на вас «нагревает руки», значит нужно от нее отказаться. Согласно Жилищному кодексу за это должны проголосовать более половины членов ТСЖ. Ведь главное преимущество товарищества – собственники жилья, избегая большого количества посредников, могут напрямую участвовать в управлении своим имуществом. Только многие об этом забывают и сами плывут в руки первых попавшихся компаний. В завершение хотелось бы обратиться ко всем членам ТСЖ: проявляйте больше инициативы – это заставит некоторых частников умерить свои аппетиты.

По вопросам прозрачности взаиморасчетов управляющих компаний можно получить консультацию в Администрации города по тел.: 47-58-29.

С. Медведева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)