«Благодарные» поставщики: какие коррупционные схемы используют при госзакупках в Мордовии?

Госзакупки, тендер, аукцион. Для представителей бизнеса – это прекрасный способ заработать, для государства – приобрести качественный и недорогой товар или услугу. Но это в идеале. Фактически же коррумпированные чиновники и представители предприятий используют все эти формы как один из способов незаконного обогащения. Такие преступления квалифицируют как получение или дачи взятки, мошенничество или коммерческий подкуп. Но все привыкли называть это «откатами». И размер такого «отката» в цене закупки может достигать 30%. О том, как правоохранители в Мордовии борются с такими серыми схемами и какое наказание несут коррупционеры, узнала Анастасия Семушева. 

 
Мелких благодарностей за содействие в получение государственного контракта не бывает. Получить к ним доступ стремятся многие предприниматели. Заключить контракт с государством выгодно не только для бизнеса, но и для репутации. Чтобы обеспечить открытость и прозрачность торгов был создан официальный портал госзакупок. Именно там можно узнать всю информацию о новых лотах, участниках, ходе аукциона и его победителе. 
Коррупционные схемы в сфере госзакупок бывают разные. Одна из самых распространенных – инсайдерская информация. Это когда будущий поставщик еще до публикации лота знает все характеристики товара и готов поставить его в фантастические сроки – например, за 3-5 дней, когда на это у другого поставщика может уйти более недели. Такую информацию, как правило, продают те, кто формирует будущую закупку. 
По такой схеме действовали госслужащий Дмитрий Чирин и Максим Перерва. 
«С начала 2014 и по июнь 2014 года должностные лица, выступая от государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Республики Мордовия» и действуя группой лиц по предварительному сговору с ранее знакомым представителем коммерческой организации, при организации поставки для нужд Республики Мордовия двух машин для заливки и уборки льда, похитили бюджетные денежные средства в особо крупном размере», – отметили в СУ СКР по РМ. 
Разница между фактической ценой техники и суммой, по которой был выигран тендер, составила 6,5 миллионов рублей.  Участие в аукционе принимала ООО «Социальная компания» в лице Вячеслава Круглова и еще одна фирма. За тринадцать минут от старта тендера победу одержала первая организация, поскольку обладала инсайдерской информацией. Представители Управления, это Чирин и Перерва, запрашивали котировки, когда устанавливали стартовую цену закупки. В итоге в нее были заложены интересы всех участников группы.   Вместо реальной цены в 6 миллионов рублей за одну ледовую машину, было указано свыше 9. Но в Универсальный зал на площади Тысячелетия требовалось 2 единицы. Поэтому стартовая цена контракта была 19 миллионов рублей. После заключения контракта с победителем, лишние деньги вывели через фирмы - однодневки.
«Приговором суда им назначено наказание в виде 3,5 лет лишения свободы условно каждому. Кроме того, заместителю начальника назначено дополнительное наказание в виде штрафа в размере 400 тысяч рублей», – сообщила официальный представитель СУ СКР по РМ Наталья Афанасьева.  
Этапы государственных закупок контролирует федеральная антимонопольная служба. Учитывая открытый доступ всех документов, это также может делать и любой другой участник аукциона. Так рождается вторая по популярности схема незаконного обогащения – жалобы на конкурентов. Человек, желающий получить «вознаграждение», специально регистрируется в качестве участника закупки. Прекрасно понимая, что его, судя по статистике, выиграет  определенная фирма, причем вполне законно, конкурент начинает закидывать потенциального победителя жалобами в Федеральную антимонопольную службу. Даже если они не подтвердятся, на выяснение уйдет время, за которое фирму могут отстранить от участия в закупке. Дальше лжеконкурент предлагает отозвать все свои жалобы из ФАС за определенную сумму. И когда на кону лот на несколько десятков миллионов рублей, потенциальные победители соглашаются. Так было с поставкой оборудования для школ республики. Александр Абрамов – исполнительный директор саранского ООО «Веста – Рост» и его подельник воронежский предприниматель, генеральный директор ООО «Ритейл Сервис» Павел Сухоруков находили многомилионные госзакупки, изучали потенциальных победителей и находили серьезные недочеты. Затем заявлялись участниками таких электронных аукционов и подавали жалобу в Федеральную Антимонопольную службу. Однако давали понять потенциальному победителю, что заявку можно отозвать, естественно, не даром. Услуга стоила несколько процентов от начальной цены контракта. Первый эпизод был в июле 2017 года, когда на сайте госзакупок появляются тендеры на поставку комплектов оборудования для школ. Заказчиком являлось Министерство образования Республики Мордовия. На аукцион откликнулись две московские организации. Одна из которых, судя по статистике, чаще выигрывает тендеры. Александру Абрамову становится известно об этом, и он решает воспользоваться ситуацией для получения коммерческого подкупа.
«Для этого Абрамов через своих знакомых родственников познакомился с генеральным директором «Ритейл-сервис» Сухоруковым. С данным лицом они вступили в преступный сговор и договорились, что Абрамов от имени Сухорукова и от имени ООО «Ритейл-сервис», организует подачу жалобы в ФАС РМ на данный аукцион. В жалобе будет указан ряд определенных нарушений, выявленных им»,– сообщили в СледКоме по Мордовии. 
Как и было оговорено, «Ритейл-Сервис» тоже заявляется на аукцион со стартовой ценой более 14 миллионов рублей, и в июле 2017 года фирма подает жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мордовии. Там заявители просят остановить процедуру определения поставщика и, соответственно, подписание контракта. 
Текста жалобы, как это обычно бывает, на открытых интернет-ресурсах уже нет. Ведь позже появился документ об ее отзыве. За это Абрамов с подельником запросили с московской фирмы 5% от стоимости контракта, однако потом снизили ставку до 3,5 % и получи 508 тысяч рублей. Аналогичный случай произошел в 2016 году. Здесь Абрамов действовал один. Он ввел в заблуждение директора фирмы относительно своего служебного положения и за откат уже в 9 процентов, а это свыше одного миллиона ста шестидесяти тысяч рублей, готов был отозвать жалобу в ФАС от имени своего знакомого предпринимателя. Когда оперативники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального МВД собрали все доказательства и поделились ими со следствием, было принято решение задержать Абрамова. 
Потом долгое следствие и судебное разбирательство. 28 февраля 2019 обоим вынесли приговор. По решению суда Александр Абрамов был приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии общего режима, его подельник Сухоруков - к 3 годам. Также Абрамов должен будет выплатить штраф в размере двух с половиной миллионов рублей. 
Кстати, всем фигурантам, которые были замечены в аферах с господином Абрамовым, тоже уже вынесли вердикт. 
Третья схема – откаты за поставку товара как единственного поставщика. Дело коррумпированного сотрудника ФСИН тому подтверждение. Из-за отката почти в 110 тысяч рублей заместитель начальника 12-ой колонии мордовского УФСИН потерял работу и получил судимость. Приговор вынес Зубово-Полянский суд. Как выяснили оперативники МВД и следователи СК, в течение нескольких месяцев мужчина получал взятку на банковскую карту.
«Осужденный, являясь должностным лицом, исполняя возложенные на него обязанности, с мая по сентябрь 2016 года получил незаконное денежное вознаграждение в размере 109 500 рублей за обеспечение заключения государственных контрактов на поставку ткани для нужд пенитенциарного учреждения Республики Мордовия, а также беспрепятственное принятие товара и его оплату», – рассказали в  УЭБиПК МВД по РМ.
За взятку заместитель начальника колонии сделал все, чтобы контракт был заключен с единственным поставщиком.
«Фигурант был задержан сотрудниками УЭБиПК регионального МВД при участии спецподразделения Управления Росгвардии Республики Мордовия и содействии ОСБ регионального ФСИН», – сообщила старший оперуполномоченный по особо важным делам УЭБиПК МВД по РМ Екатерина Бавжис. 
«Сложной конспирации здесь не было – говорят в СК. Откат перечислялся на банковскую карту, и весь путь денег от взяткодателя до взяткополучателя был задокументирован».  
«В связи с совершением противоправного деяния мужчина был уволен из органов службы исполнения наказания по отрицательным мотивам. Уголовное дело было возбуждено по материалам оперативно-розыскной деятельности сотрудников УЭБиПК МВД по республике», – отметили в Зубово-Полянском межрайонном следственном отделе СУ СКР по РМ. 
В ходе следствия бывший заместитель начальника ИК вину признал полностью. По решению суда на время расследования мужчину заключили под домашний арест. Ему было предъявлено обвинение в получение взятки в значительном размере.
«Приговором суда бывшему сотруднику исправительной колонии назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года», – рассказали в Следственном комитете по Мордовии. 
Как показывает практика, встречаются случаи, когда откаты берут даже в оборонной промышленности. Пример тому заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Радиодеталь». Предприятие выполняло гособоронзаказ по изделиям, для производства которых нужно было поставить  определенные материалы. Для этого завод провел аукцион. Чтобы стать его победителем и поставщиком, как выяснили позже следователи СК, Владимир Вирясов пошел на незаконную сделку с коммерческой фирмой. За откат в 10% он гарантировал заключение контракта с единственным поставщиком. Предложение оказалось выгодным для директора московской фирмы.
«На протяжении почти 5 лет – с 2014 по 2018 он получал от представителя коммерческой организации незаконное денежное вознаграждение. Преступную деятельность взяточников выявили и пресекли сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД по РМ», – сообщила официальный представитель СУ СКР по РМ. 
В феврале оперативники республиканского МВД при силовой поддержке Росгвардии провели задержание и обыск в доме Вирясова. Изъяли все, что могло помочь в расследовании преступления. Как установили следователи СК, за пять лет коррупционного сотрудничества предприятия и поставщика сумма набежала приличная. «Всего посредством банковских переводов ему было перечислено свыше 1 миллиона 700 тысяч рублей, которые он потратил на личные нужды», – рассказали в пресс-службе регионального МВД. Свою вину в ходе следствия и в суде мужчина признал полностью. Поэтому наказание оказалось для него мягким. «Приговором суда ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком на тот же период», – говорят в Следственном комитете по региону. 
Обвинительный приговор – это большая победа. Но немаловажно вернуть  государству ущерб, который нанесли чиновники-взяточники. Часто обвиняемые не признают своей вины, и соответственно, добровольно возместить урон отказываются. 
«Для восстановления прав потерпевших и полного возмещения ущерба в ходе расследования уголовных дел принимаются меры к розыску и аресту имущества обвиняемых для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска», – отметил в своем недавнем интервью глава СКР Александр Бастрыкин. Но и здесь встречаются трудности. Активы выводят за рубеж. Оттуда добиться возврата имущества, денежных средств и ценных бумаг, принадлежащих государству, очень тяжело. По словам Александра Бастрыкина, нужно ужесточить законодательство.  И вернуть в статью УК РФ конфискацию имущества. «В целях усиления профилактического значения уголовно-правовых мер по возмещению ущерба предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статье 44 Уголовного кодекса РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса РФ по преступлениям коррупционного характера», – пояснил председатель СледКома России.
Государственные закупки это лакомый кусок для большинства чиновников. В поиске денег они не остановятся ни перед чем. Полностью искоренить коррупцию в сфере электронных аукционов нельзя, но минимизировать можно с помощью ужесточения наказаний. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)