Качество и безопасность

Доля дорог регионального значения в нормативном состоянии не дотягивает даже до половины

26 июня в Москве состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Мероприятие прошло в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина. Обсуждались меры, направленные на повышение эффективности дорожного строительства, качества ремонта и содержания дорог, улучшение организации дорожного движения.

Президент
Владимир Путин не раз отмечал важность развития системы автомобильных дорог на территории России. С целью приведения дорожной сети (особенно в её региональной и местной составляющих) в нормативное состояние в стране реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги», рассчитанный до 2024 года. В его реализацию включились 83 региона России. Открывая заседание Госсовета, Президент отметил, что дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Правда, за последние 4 года протяжённость дорог первой категории в стране увеличилась на 2423 километра. В основном это дороги федерального значения. По официальным данным, 83% от всей протяжённости федеральных трасс находятся в нормативном состоянии. Беспокойство Владимира Путина вызывают дороги других категорий. Так, например, доля дорог регионального значения в нормативном состоянии не дотягивает даже до половины, отметил глава государства. Также он объяснил, что нужно делать на местах: «Для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве каждому региону в ближайшее время необходимо разработать и принять соответствующую программу, и не декларативную, а реалистичную, рассчитанную на период не менее чем до 2024 года. Это даст возможность дорожным строителям планировать работу «вдолгую», загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать строительные материалы, вкладываться в специалистов и новые технологии», – сказал Владимир Путин.
В Мордовии в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» разработана его региональная составляющая,  обсуждение которой прошло на публичных слушаниях во всех муниципальных образованиях республики, после чего был утвержден план конкретных работ на шесть лет, до 2024 года. 
 
Дороги Мордовии
Отметим, что на момент начала реализации нацпроекта в Мордовии нормативному состоянию соответствовали лишь 27,7% автодорог, к 2024 году эта доля увеличится почти до 50%.  В должное состояние будет приведено 1068 км автодорог регионального значения, из них 101 км в границах Саранской городской агломерации (в которую входит Саранск и Рузаевский район) и 967 км  дорог на территории районов республики. На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»  в Мордовии предусмотрено финансирование порядка 17,5 млрд рублей на шесть лет, из них более 2,3 млрд рублей – на 2019 год.
Работы на многих проблемных участках уже начались. В Саранске на улицах Никулы Эркая, Короленко, 1-й Промышленный проезд уже уложен новый асфальт. Идут работы на Фурманова, Рабочей, Гагарина. В планах улицы Войнова, Миронова, Терешковой, Кирова, Красноармейская и другие. В Рузаевке также начали ремонтировать несколько улиц. В плане ремонта в 2019 году стоят следующие участки рузаевских дорог: улицы Петрова, Титова, Ленина, Луначарского (в самой Рузаевке), Красный Клин, улицы Садовая и Шарифа Камала в Татарской Пишле, дорога на Юрьевку, улица Ленина в Трускляе, улица Коммунистическая в Сузгарье. Буквально в каждом районе нашей республики предусмотрен ремонт на отдельных участках региональных и местных дорог.
Отдельно Мордовию упомянул в своём выступлении министр транспорта России Евгений Дитрих. Он доложил Президенту и участникам заседания Государственного совета, что в этом году государственную поддержку получили 17 крупных региональных объектов, на которые выделено 5 млрд рублей. «Это 4 обхода населённых пунктов, 5 центральных проспектов и развязок, 8 мостов и путепроводов. Из них вводим уже в этом году обход Саранска, обход Рузаевки в Мордовии, Первомайский мост через реку Десну в Брянской области, Красный мост в Орле. Эта работа будет продолжаться и дальше», - рассказал Евгений Дитрих.
Речь идёт, в первую очередь, о строящейся развязке типа «лук» в районе Тепличного комбината. Она станет удобным и безопасным соединением Северного и Восточного обходов Саранска. Кстати, строительство Восточного обхода позволило разгрузить улицы столицы от транзитного грузового транспорта, уменьшить поток грузового транспорта, а значит, и сберечь асфальт. Не секрет, что основной урон асфальтовому покрытию наносят именно большегрузы, но об этом – чуть позже.
 
Мосты
Отдельная проблема – мосты. Построенные ещё в советские годы путепроводы приходят в негодность. Так, в Мордовии, по данным республиканского Минстроя,  из 347 мостов, расположенных на  региональных автодорогах,  9 находятся в аварийном состоянии, 12 – в предаварийном и 172 моста – в неудовлетворительном, то есть ограниченно работоспособном состоянии. Цифры по России доложил руководитель рабочей группы «Транспорт», созданной при Госсовете, Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. «На сегодня на региональных и местных дорогах выявлено 3505 мостов и искусственных сооружений, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии, стоимость приведения их в нормативное состояние предварительно оценивается в размере 292 миллиардов рублей», – рассказал он. 
Алексей Цыденов объяснил, что по итогам рассмотрения предлагаются согласованные предложения об утверждении отдельной программы по ремонту аварийных и предаварийных мостов и искусственных сооружений на региональных и местных дорогах. Само наличие программы уже позволит регионам приступить к разработке предварительной проектно-сметной документации и планировать работу в долгосрочном периоде. Это очень актуальная тема и, безусловно, поддержана всеми субъектами.
Конечно, отдельная программа по ремонту мостов регионам весьма интересна. В Саранске закрыто Северо-Восточное шоссе – там разрушились переправы, которым в прошлом году стукнуло 50 лет. Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Мордовии Владимир Цыганов ранее заявлял, что в скором будущем придётся закрывать и Химмашевский мост – тот самый, который ремонтировали в начале 10-х годов. Реализации программы ремонта мостов ждут и в Кочкуровском районе. Мост через реку Вьяс в посёлке станции Воеводское закрыли для движения всех видов транспортных средств. Жители Красномайского, Старых и Новых Турдак, а также южной части Семилея вынуждены проезжать с десяток лишних километров. Не меньше проблем и в Дубёнском районе. Там в прошлом году мост не выдержал веса перегруженного самосвала. И это отдельный повод для беспокойства – наши дороги разрушают тяжёлые грузовики.
 
Перегруз
Владимир Путин отметил, что налаживание эффективного регулирования проезда тяжёлых машин является важной задачей. «Известно, какой урон они наносят дорогам, особенно дорогам, которые не предусмотрены для этих машин, когда нарушают нормы перевозки грузов. ДТП на разбитых трассах неизбежны. Необходим контроль за соблюдением правил проезда грузовиков», - отметил Президент РФ. В Мордовии есть печальные примеры, когда разбитая грузовиками дорога уносила жизни. Так, на дороге между Семилеем и Кочкуровым в конце 2016 года погибли трое. Причиной стала колейность – она появилась из-за тяжёлых грузовиков, что возят песок и глину. Власти понимают, что со всем этим надо что-то делать.
Владимир Жириновский предложил радикальный выход из ситуации: «Пусть стоят весы при выезде любого грузовика, чтобы он видел, потому что дороги разрушают. Перегруз. Не будет перегруза – дороги будут дольше выдерживать. А он говорит: «А где я взвешу машину?» Что, мы не можем побольше этих весов поставить? Это можно. Так что это вполне возможно»
 
Безопасность
Национальный проект не случайно называется «Безопасные и качественные дороги», причём безопасность не просто так стоит на первом месте. Если вчитаться в план реализации проекта на территории Мордовии, становится понятно – нацпроект не только про ремонт асфальта. Он – ещё и про установку новых дорожных знаков, устройств освещения, нормальной разметки, в особо опасных местах – даже осевого ограждения. 
Теме безопасности российских дорог много внимания в своей речи уделил и Владимир Путин. Президент коснулся, в частности, вопроса установки дорожных камер. «Цель их установки, уважаемые коллеги, – хочу, чтобы и здесь, в этом зале, я был услышан, и за периметром Кремля, чтобы те, кто этим занимается, знали и услышали, – цель их установки – снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей. Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий – вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок», – заявил Владимир Путин.
И буквально на следующий день пришла новость на эту тему касательно федеральных трасс на территории Мордовии. Безопасность движения на федеральных дорогах Мордовии обеспечат 23 новых комплекса фотовидеофиксации нарушений, установленных в рамках целевой программы Росавтодора по повышению безопасности дорожного движения и снижения аварийности.
За соблюдением правил на Р-158 Нижний Новгород – Саратов, Р-178 Саранск – Ульяновск и подъездной дороге к Саранску от М-5 «Урал» будут следить 23 новых стационарных комплекса. Они размещены в населенных пунктах, перед автобусными остановками и пешеходными переходами, в местах концентрации ДТП и потенциально опасных участках.
Камеры фотовидеофиксации появились в районах населенных пунктов Торбеево, Краснослободск, Каменка, Атюрьево, Аксёново, Садовский, Дубёнки, а также на обходе Саранска у транспортных развязок с Р-158 и Р-178. 
Комплексы подключены к электропитанию и работают в тестовом режиме. В ближайшее время ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород передаст оборудование в ведение региональных уполномоченных органов. Новые комплексы интегрируют в информационную систему, настроят под характерные для участков автодорог типы нарушений и введут в эксплуатацию. 
Реализация целевой программы Росавтодора по повышению безопасности дорожного движения и снижению аварийности направлена на сокращение количества ДТП с тяжелыми последствиями, что является одной из основных задач Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 
В рамках целевой программы на подведомственной ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород сети федеральных дорог М-7 «Волга», М-5 «Урал», Р-158, Р-178 и Р-600 размещено 90 новых комплексов.
 
Выводы
В том, что национальный проект «Безопасные и качественные дороги» будет успешно реализован и в масштабах России, и в Мордовии в частности, сомнений не возникает. Региону этот проект позволит отремонтировать за счёт федеральных денег свои дороги. А это, в свою очередь, должно сработать на повышение инвестиционной привлекательности и оживление мордовской экономики. Причём первые результаты уже есть – о них вам наверняка расскажут водители, пощупавшие колёсами новый асфальт.
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)